Привлечение ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 00:45, контрольная работа

Описание работы

Логика убеждает нас в том, что потребности в ресурсах формируют цели и задачи
фандрайзинга, а вовсе не наоборот. Практика показывает, что подход типа «дайте нам
денег, а уж мы найдем, как их потратить» в нынешних условиях не работает в
большинстве случаев, если речь идет об организациях.
Так выглядит классический цикл фандрайзинга: оценка потребностей — выбор
потенциальных источников — проведение конкретных мероприятий по привлечению
конкретных ресурсов — оценка результатов — и снова оценка потребностей.

Файлы: 1 файл

Тема 5. Привлечение ресурсов.pdf

— 272.72 Кб (Скачать файл)
Page 1
ТЕМА 5. ПРИВЛЕЧЕНИЕ РЕСУРСОВ
Логика убеждает нас в том, что потребности в ресурсах формируют цели и задачи
фандрайзинга, а вовсе не наоборот. Практика показывает, что подход типа «дайте нам
денег, а уж мы найдем, как их потратить» в нынешних условиях не работает в
большинстве случаев, если речь идет об организациях.
Так выглядит классический цикл фандрайзинга: оценка потребностей — выбор
потенциальных источников — проведение конкретных мероприятий по привлечению
конкретных ресурсов — оценка результатов — и снова оценка потребностей.
Процесс фандрайзинга, по мнению специалистов, должен быть непрерывным.
Цикличность – одно из условий эффективности затрат на фандрайзинговые мероприятия,
где оценка результатов и выбор наиболее оптимальных источников, форм и методов
работы с ними занимает ведущую роль.
Что же касается источников ресурсов для реализации проектов, но на сегодняшний
день их список выглядит весьма ограниченно:
бюджеты разных уровней;
благотворительные организации (российские и зарубежные);
пожертвования коммерческих компаний;
частные пожертвования;
доходы от хозяйственной деятельности некоммерческих организаций,
разрешенной законодательством;
членские взносы;
Наиболее актуальным является рассмотрение первых четырех источников.
1. Средства из бюджета
В последнее время конкурсный подход получил широкое распространение и в сфере
распределения бюджетных средств, выделенных на поддержку наиболее социально
значимых проектов НКО. Механизм государственного и муниципального заказа тоже
подразумевает наличие конкурентной среды между претендентами на бюджетные деньги
и опирается на основные принципы социального проектирования – актуальность,
связность, эффективность, визуализация результатов, оптимизация затрат и т.д.
Несмотря на то, что представители органов власти, в первую очередь, тоже люди, со
свойственными им рациональными, эмоциональными и нравственными мотивациями, их
возможности ограничиваются существующей нормативно-правовой базой.
Если коммерческая компания может позволить себе роскошь выделить в качестве
целевого благотворительного пожертвования ту сумму, которую пожелает, и той
организации, которая ей придется по душе, то бюджетные деньги, как говорят
специалисты, трудно получить, но еще труднее – отдать. Ну, и отчитаться, конечно, не
просто. Если в регионе не существует четко прописанный и законодательно закрепленный
механизм финансирования проектной деятельности со стороны бюджета, получить
бюджетные деньги не представляется возможным, кроме как по договору закупки услуги
способом запроса котировки цен. Но и это практически невозможно, если не существует
региональной или местной практики включения НКО в реализацию целевых социальных
программ.
Таким образом, чтобы получить финансирование из бюджета, необходимо:
знать местное, региональное и федеральное законодательство в части,
предусматривающей бюджетную поддержку деятельности общественных
организаций;
осуществлять мониторинг изменений законодательства;
предпринимать необходимые меры по обеспечению доступа к информации о
возможностях использования бюджета по всем каналам, как официальным,
так и неофициальным;
иметь наготове собственные проектные предложения.

Page 2

Еще один способ — получить государственный заказ. На Официальном сайте
Российской федерации для размещения информации о размещении заказов, как и на сайте
Рособразования, публикуются извещения о размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в
интересах различных учреждений, организаций, министерств и ведомств.
Конкурсная документация на заказы готовится и разрабатывается в соответствии с
Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд», Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О
защите конкуренции».
Государство финансирует федеральные целевые программы, полный перечень
которых представлен не сайте Минэкономразвития РФ.
Информацию о возможностях получения финансовой поддержки из бюджета можно
получить в службах общественных связей исполнительных и законодательных органов
власти, на официальных сайтах, а также из официальных СМИ.
Так, в частности, в Москве была принята концепция «Развития взаимодействия
органов исполнительной власти города Москвы с общественными и иными
некоммерческими организациями на 2006-2010 гг.», есть подобные программы в других
регионах.
Что касается федерального бюджета, то с 2006 года проводится «Конкурс по
выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям для реализации
социально значимых проектов» в соответствии с распоряжением Президента РФ «Об
обеспечении государственной поддержки некоммерческих неправительственных
организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества». Информацию
о нем можно найти в Общественной палате РФ.
Типичные ошибки при работе с государственными структурами.
Выбор предмета и географии конкурса. Па первом этапе следует проводить
мониторинг проектов местных и региональных образований. Набрав
положительный опыт выполнения проектов и квалификацию, можно
участвовать и в федеральных программах.
Недочеты при составлении заявки. Конкурсные комиссии имеют большой
опыт отклонения Заявок по формальному признаку, особенно, если
участников больше одного. Документацию следует готовить строго в
соответствии с КД на конкурс.
Отсутствие
необходимой
квалификации.
Если
у
общественной
организации недостаточная квалификация, смело привлекайте организации-
соисполнители, имеющие опыт и наработки по исполнению предмета
контракта.
Несоответствие участника требованиям конкурсной документации.
Проблему можно решить путем привлечения соисполнителей имеющих
лицензию на данный вид деятельности и опыт исполнения указанных в
задании работ (услуг).
2. Гранты или целевые пожертвования благотворительных организаций
В 90-х годах прошлого столетия в России фиксировалась небывалая активность
зарубежных благотворительных организаций, как частных, так и государственных.
Деятельность многих из них была широко известна – например, Институт «Открытое
общество» (Фонд Дж.Сороса), Агентство США по международному развитию (USAID),
грантовые программы Еврокомиссии и т.д. Наряду с ними действовали и другие – Фонд
Форда, Фонд МакАртуров, программа поддержки гражданских инициатив NED и т.д. К
началу XXI века большинство зарубежных фондов значительно сократило свои
программы, многие окончательно свернули свои программы, но целый ряд организаций

Page 3

активно работает и по сей день – CAF, Фонд «Новая Евразия», IREX. Информацию о
реализуемых ими грантовых программа можно получить в Интернете.
Отношение к зарубежным фондам всегда было, да и сейчас остается неоднозначным.
Однако, в России существует реестр зарубежных благотворительных организаций, чья
деятельность на территории РФ разрешена законом, и в контексте нашей темы именно на
них мы будем говорить.
В
то же время появилось довольно много российских благотворительных
организаций, целью которых является не адресная помощь отдельным гражданам, а
целенаправленная поддержка общественных объединений, действующих в интересах
сообщества, или реализация собственных программ – Фонд Владимира Потанина,
программа «Новый день» РОСБАНКА и т.д.
В настоящее время в России действует Форум доноров, объединяющий десятки
фондов и некоммерческих организаций. Его миссия – способствовать развитию и большей
эффективности
грантодающей
деятельности, направленной
на
формирование
демократического, гражданского общества в России.
Донор — это организация или частное лицо, предоставляющее разного рода ресурсы
гражданам и организациям на некоммерческой основе на цели, направленные на благо
общества в целом.
Донорская деятельность – это благотворительность, то есть оказание
безвозмездной помощи.
Помощь предоставляется чаще всего на основе прописанных процедур отбора и в
соответствии с признанными международными правилами и нормами, а также в
соответствии с приоритетами, возможностями и ограничениями самих доноров. Таким
образом, на данный вид помощи могут рассчитывать далеко не все – чтобы получить
поддержку, нужно привлечь к себе внимание благотворителя.
Поддержка может выражаться в выделении грантов и стипендий, а также и в виде
гуманитарной и технической помощи нуждающимся, операционных, образовательных
программ, равно как и в проведении психологических тренингов для инвалидов. Но
обязательным условием для всех этих видов помощи является то, что все они должны
быть направлены на преодоление социального неравенства, порожденного обществом, в
узком смысле, и развитию «нормального», гражданского общества, в широком.
У каждого донора – свои особенности и отличительные черты, обусловленные рядом
факторов: родом деятельности организации, историей ее возникновения, поставленными
целями и способами их достижения, а также условиями, в которых эта организация
существует и развивается.
В связи с этим донорские организации (относительно России) делятся на:
российские (например, фонд «ЛУКОЙЛ», фонд Дм. Зимина «Династия»,
фонд В.Потанина, фонд Тольятти)
иностранные (фонд Форда, АМР США, фонд Ч.С.Мотта, CAF)
международные (United Way International, Всемирный Банк, УВКБ ООН)
Основной деятельностью благотворительных организаций является предоставление
различных ресурсов, поэтому наиболее популярный способ идентификации доноров – это
классификация по источнику средств:
государственные (например, Агентство международного развития США
(USAID), Британский Совет, Британский департамент по международному
развитию (DFID), Программа грантов Королевства Нидерландов MATRA)
частные (фонд В. Потанина, Горбачев – Фонд, фонд Дм. Зимина «Династия»,
фонды Зеленина, Цветкова, Вексельберга, зарубежные частные фонды – фонд
Форда, фонд МакАртуров, фонд Роберта Боша)
корпоративные (российские – фонд «ЛУКОЙЛ, фонд РОСБАНКА,
иностранные – AVON, ALCOA)
общественные (Фонд Тольятти)

Page 4

Государственные доноры – иностранные донорские организации, действующие от
лица своего правительства на территории данного государства и использующие ресурсы
своей страны. Размеры программ, направления и формы помощи могут быть абсолютно
разными – от программ, ориентированных на развитие гражданского общества в России,
до культурного обмена и выдачи стипендий российским студентам для обучения за
рубежом.
Отечественные государственные фонды развиты довольно слабо. Одной из главных
причин можно считать исторически сложившуюся в нашей стране ситуацию, при которой
обязательные меры государства по обеспечению граждан необходимым набором благ
выдаются под видом благотворительности, что само по себе ошибочно. Ведь
принципиальное отличие государственной деятельности от благотворительности состоит
в том, что государство обязано обеспечить всех своих граждан минимальным набором
благ, благотворители же такого делать не могут, да и не должны – они предоставляют
свою помощь выборочно, в соответствии с наиболее актуальными, по их мнению,
проблемами, со своими установками, приоритетами и так далее. Можно сказать, что
благотворительность – это некая альтернатива государству: когда возникает «дефицит»
государства, повышается роль благотворительных организаций.
Частные фонды – образованы каким-либо частным лицом (семьей) и финансируют
программы, в основном, «из собственного кармана» Они стремятся к созданию капитала,
только часть которого или проценты с него идут на финансирование программ. Такие
фонды вкладывают средства, как правило, в проекты, направленные на развитие
гражданского общества, образования, культуры, правового просвещения.
Особенностью частных фондов является то, что они, в отличие от государственных,
более оперативны и гибки в выборе стратегии и принятии решений, а их проекты, как
правило, менее масштабны, но более сфокусированы и эффективны.
Корпоративные фонды – создаются самой корпорацией. Это значит, что
финансирование благотворительных программ идет из средств компании. Особенностью
корпоративных фондов является то, что они стремятся поддерживать местные сообщества
в регионах присутствия компаний, соответственно и финансируют они в первую очередь
те сферы, которые являются наиболее проблемными в данном регионе, для данного
сообщества.
Фонды местных сообществ (или общественные фонды) – создаются жителями
конкретного региона, города, села, для финансирования местных проектов и программ. В
ходе своей деятельности они используют самые разнообразные местные источники
финансирования — от муниципального бюджета и местного бизнеса до сбора
пожертвований от населения.
Большинство таких организаций изначально сделали ставку на конкурсный подход и
убедились в его эффективности. Принципы конкурсного финансирования проектов четко
сформулированы в Положении о конкурсе (грантов). В основе принципа — открытая
конкуренция проектов, направленных на решение конкретной социальной проблемы,
определенной организаторами конкурса как приоритетной, открытые и понятные
критерии оценки проектных заявок, процедура отбора победителей и т.д.
Заявка на грант – это письменная просьба о выделении гранта, с которой вы
обращаетесь в фонд, корпорацию или другое учреждение и предлагаете использовать
вашу организацию, ее опыт, профессионализм ваших сотрудников для работы по
решению конкретной проблемы в вашем районе, регионе или в какой-то специальной
области. Обычно заявка состоит из 10 или 15 страниц хорошо подготовленного и
написанного материала. То, что заявка большая по величине еще не значит, что она
хорошая. Помните, что заявка, это всегда позитивный инструмент, она подается на
финансирование деятельности не против чего-либо, а для чего-либо.
Заявка представляет программу, которую вы создали. Цель программы –
решение реально существующей важной проблемы. Если отсутствует четко определенная

Page 5

проблема, то невозможно предлагать программу по ее решению. Заявка представляет
Ваши идеи и пути решения проблем.
Заявка — это план. В заявке представлен подробный план действий по
осуществлению проекта. Вы разработали этот план и будете точно следовать тому, что Вы
запланировали, если Вы и Ваш грантодатель не имеете на этот счет особой
договоренности.
Заявка — это просьба. Необходимо помнить о том, что заявка представляет собой
просьбу. Вы запрашиваете финансирование, техническую помощь, оборудование, книги,
либо что-нибудь еще. Заявка — это не вымаливание денег. Заявка — это хорошо
продуманная просьба.
Заявка — орудие убеждения. Заявка — это инструмент, который Вы используете
для того, чтобы убедить кого-то в своих идеях, понять вашу точку зрения, согласиться с
Вами и с Вашей программой, и, в конечном итоге, профинансировать Ваш проект. Заявкой
Вы убеждаете грантодателя в том, что Вы абсолютно надежны и вселяете в него
уверенность в Вас и Вашем проекте.
Заявка — это обещание и обязательство. В заявке Вы обещаете решить проблему.
Вы также берете на себя обязательство оставаться в рамках предложенного проекта. Ваше
обещание и обязательство морального плана, однако, если Вы получите финансирование,
это обещание и обязательство становятся юридической нормой и это должно быть четко
отражено в Вашей заявке.
Некоторые частные и государственные фонды располагают подробными анкетами,
которые необходимо заполнить. В этом случае Вы просто заполняете их анкету, и Вам нет
необходимости писать Вашу собственную заявку.
Причины отклонения заявок фондами:
Подающий заявку не выяснил, как правильно обращаться в фонды и часто
даже не выяснил, подходит ли фонд для финансирования данного проекта.
Поиск фондов требует времени и труда. Поиск фондов заключается не в том,
чтобы найти один фонд и обращаться в него, и только в него каждый раз,
когда Вам необходимо финансирование (конечно, возможно грантодатель сам
хочет, чтобы Вы обращались только к нему). Найдите, по крайней мере, пять-
десять потенциальных грантодателей, интересы которых совпадают с
интересами Вашей организации или проекта.
Тщательно обдумайте свой проект, взвесьте все. Например, если Вы будете
сотрудничать с другой организацией в Вашей стране или за рубежом, даст ли
это Вам возможность обратиться к большему числу потенциальных
грантодателей.
Если Вы уже дважды получили финансирование в одном и том же фонде в
одной и той же области, не обращайтесь в этот фонд снова (бывает, однако,
грантодатель согласен выделять Вам гранты несколько лет подряд).
Некоторые фонды не выделяют гранты одной и той же организации дважды.
Если это верно в Вашем случае — начинайте искать нового грантодателя, с
новыми идеями, большим объемом финансирования, более долгосрочными
грантами и т.д.
Точно определитесь с областью финансирования. Обращайтесь в фонды,
работающие на Вашу страну или регион.
Не просите финансирования больше, чем грантодатель обычно выделяет.
Помните, что Вы нужны грантодателям, к которым Вы обращаетесь, в такой же
степени, в какой они нужны Вам. Фонды ищут небольшие, недавно образовавшиеся
организации, полные новых идей, энергии, имеющие новые проекты. Фонды хотят, чтобы
Ваше предложение было сделано не наспех, а обстоятельно.
Десять заповедей получения грантов:

Page 6

1) Только ищущий находит. Помните, что только постоянно занимаясь поиском
можно найти средства. Иногда важнее бывает знать, кого спросить, чем как
спросить. Выяснить, к кому надо обращаться, можно лишь проведя изучение
фондов.
2) Ухаживание должно предшествовать предложению. Вы не будете просить
кого-либо жениться на Вас, если не уверены, что вы подходите друг другу.
Таким же образом вы с грантодателем должны подходить друг другу перед
тем, как делать «предложение».
3) Конкретизируйте Вашу заявку. Заявка должна как можно более
соответствовать типу фонда. Общие, расплывчатые заявки не получают
финансирования.
4) Если Вы хотите получить средства, Вы должны их иметь. Фонды охотнее
выделяют средства тем, кто уже получил финансирование из других фондов.
Грантодатель чувствует себя увереннее, выделяя Вам недостающие средства и
зная, что Вы уже получили средства из другого источника.
5) Запрашивая средства, вселяйте в грантодателя уверенность в Вас. Если когда-
нибудь Вам приходилось торговаться, Вы наверняка заметили, что опытный
торговец не говорит: «Если вы это купите...», а как правило: «Когда вы это
купите...» Старайтесь не вызвать у грантодателя чувство, что Вы
рассматриваете его, как один из возможных вариантов возможного
сотрудничества.
6) При составлении письменных заявок то, что не бросается в глаза, убирается
из заявки. Как уже отмечалось выше, большинство заявок просматриваются
рецензентами очень быстро. Поэтому любая заявка, нужная информация в
которой не бросается в глаза и поиск которой занимает много времени,
требует пересмотра.
7) Составляя бюджет, не делайте ошибок. Проверьте все цифры несколько раз.
Используйте калькулятор. Бюджет, в котором имеются ошибки в подсчетах,
заставляет грантодателя сомневаться в Вашем умении обращаться с деньгами.
8) Если сомневаетесь, каким стилем писать заявку — выбирайте простой язык.
Жаргон и специальный язык редко производят впечатление. Лучше всего
писать заявку простым и понятным языком. Преобладание в заявке
существительных и глаголов говорит о хорошей заявке, прилагательных и
наречий — о слабой заявке, а простой язык всегда производит благоприятное
впечатления на грантодателя.
9) «Нет» не значит «Никогда». У многих людей отказ в финансировании
вызывает чувство горечи и разочарования. Не стоит поддаваться этим
чувствам. Такой поворот событий следует рассматривать, как вызов; стоит
также убедить себя в том, что «Нет», значит «Попытайтесь снова». Упорные,
настойчивые люди, как правило, добиваются своего.
10)Не уставайте говорить «Спасибо».
Последовательность шагов по участию общественной/некоммерческой
организации в том или ином конкурсе проектов лежит в пределах элементарной
человеческой логики:
Поиск первичной информации о проводимых на территории региона, округа
или страны конкурсах. Такую информацию можно получить непосредственно
в фондах и грантодающих организациях, их контакты есть в Интернет.
Оперативная информация о проводимых конкурсах регулярно появляется в
ленте новостей Агентства социальной информации и других электронных
СМИ, в электронных рассылках ресурсных центров НКО.
Анализ первичной информации, в частности, Положения о проводимом
конкурсе и конкурсной документации. Особое внимание необходимо

Page 7

обратить на географию конкурса (на какой территории он проводится),
принципы отбора участников (только общественные организации или все
некоммерческие,
просто
зарегистрированные
в
соответствии
с
законодательством РФ или со стажем не менее 1 года и т.д.), приоритеты
данного конкурса,
ограничения по статьям финансирования (не
финансируется заработная плата сотрудников, приобретение оборудования,
аренда офисных помещений или др.), сроки подачи заявок и требования к их
оформлению (наличие нотариально заверенных копий уставных документов,
бухгалтерского баланса, рекомендательных писем и т.п.).
Сопоставление первичной информации с имеющимися проектными идеями и
наработками, соответствие направлений деятельности, определенных
Уставом, направлениям конкурса и т.д.
Организация работы проектной группы (при соответствии условий конкурса
деятельности и перспективам работы организации).
Оформление и подача заявки в соответствии с требованиями положения о
конкурсе.
3. Пожертвования бизнес-компаний
Практики в области привлечения ресурсов от бизнес-компаний выделяют несколько
основных мотивов:
императив – когда невозможно не откликнуться на просьбу;
культура филантропии – участие в благотворительности традиционно
ожидается от бизнесменов;
привычка — некоторые фирмы делают пожертвования на регулярной основе
в течение длительного времени определенным организациям или
на
определенные цели;
Часто такие компании не имеют четкой
благотворительной политики, но им нравится поддерживать отношения с
избранными благотворительными организациями;
персональное
обращение
одного
бизнесмена, поддерживающего
благотворительную организацию, к своему партнеру с просьбой сделать
пожертвование – многие благотворительные организации создают для этих
целей специальные комитеты,
состоящие из бизнесменов – друзей
организации;
особый (персональный) интерес к проблеме (или к конкретной НКО)
руководителя корпорации (фирмы) – часто в этих случаях фирма
выступает лидером (инициатором) изыскания и мобилизации ресурсов для
достижения своих благотворительных целей или решения интересующих ее
социальных проблем.
«звонок администрации» – часто используется представителями власти
различного уровня;
удовлетворение долгосрочных интересов корпорации – потенциально
самый мощный стимул участия фирмы в благотворительности.
Очевидно, что если наш потенциальный инвестор еще не догадывается, что его
финансовое участие в реализации проекта может реально удовлетворить интересы его
корпорации, мы должны ему об этом сказать! А чтобы было что сказать, еще при
разработке проекта необходимо предусмотреть эту позицию и направить определенные
усилия на выполнение данной задачи.
Ресурсы фирмы состоят всего лишь из трех элементов: люди, бюджеты и
возможности. Эффективный фандрайзинг с фирмами возможен тогда, когда НКО
удастся вычленить эти элементы. И, независимо от того, большая ли это организация,
работающая в масштабах всей страны, или крошечная районная организация, подобный
подход позволит составить целый список вариантов благотворительного сотрудничества,
подходящий каждой конкретной фирме.

Page 8

Любая фирма – не только потенциальный источник денег для некоммерческих
организаций. Здесь имеются и другие ресурсы, которые могли бы быть эффективно
использованы НКО, в случае, если фирма решит поддержать ее проект.
Среди этих ресурсов – люди. Специалисты в разных областях, работающие на
фирме, могут обеспечить НКО профессиональную помощь. Важно оценить ключевые
элементы ее персонала, понять, за что они отвечают в фирме и как они могут помочь
организации.
Продукция фирмы, подходящая по профилю проекта, может быть выделена фирмой
с большей легкостью, чем финансовая поддержка. Имеющиеся у фирмы возможности в
виде оборудования, помещений, информации, связей, влияния в ряде случаев могут быть
более необходимы, чем деньги.
Чем бы фирма ни занималась, какой бы продукт она ни выпускала, интересы ее
всегда будут лежать на «трех китах»:
Реализация ее товаров, услуг.
Получение дохода и извлечение прибыли.
Улучшение / формирование привлекательного имиджа, налаживание /
поддержание хороших общественных связей со своими целевыми
аудиториями.
Помощь от фирм может классифицироваться по четырем направлениям:
1. Финансовая помощь.
Однократное дарение, когда фирма не имеет особых видов на оказание
дальнейшей поддержки – наиболее частый вид финансовой помощи
Регулярные пожертвования – устанавливаются некоторыми фирмами
для
регулярной поддержки благотворительной организации
Пожертвования посредникам – выдаются фирмой, не имеющей возможности
самостоятельно активно проводить свою социальную политику благотворительной
организации-посреднику (фонду), чтобы эта организация распорядилась пожертвованием
от имени фирмы.
Поощрительные пожертвования – фирма делает пожертвование в сумме равной
той, которую собрали люди (организации) на какую-либо благотворительную программу
или в какую-либо благотворительную организацию.
Пожертвования-«рычаги»:
Первая форма – пожертвование в определенной пропорции от требуемой
суммы, поощряя организацию обращаться к другим дарителям.
Вторая форма – пожертвование денег, которые могут быть использованы для
организации кампаний сбора пожертвований (призы для благотворительных
лотерей,
спонсирование мероприятия по сбору
пожертвований,
финансирование
изготовления
качественной
печатной
продукции
благотворительной организации, которая может быть использована для сбора
пожертвований).
Развитие системы пожертвований от персонала (определенный процент от зарплаты
по заявлению работника централизованно направляется в НГО через бухгалтерию фирмы)
2. Человеческие ресурсы.
«Долгосрочное представительство» – длительность от нескольких месяцев до
нескольких лет. Работник фирмы работая в благотворительной организации, получает
новый опыт, расширяет свой кругозор, развивает свой потенциал.
«Краткосрочное представительство» длится от 2 до 4 недель. Здесь часто
используются практиканты фирмы (под контролем опытных специалистов фирмы). Они
должны иметь четкие цели и задачи, которые должны быть выполнены к концу периода
работы. Цель – отработка практических навыков без «ущерба для фирмы».

Page 9

Специальная помощь – специалисты фирмы помогают в решении конкретной
задачи (бухгалтерский отчет, проведение аудита, программирование, разработка макетов
печатной продукции и рекламных текстов, юридические консультации и т.д.)
Организация тренингов для работников благотворительных организаций.
Участие в попечительских советах, правлениях и комитетах благотворительных
организаций.
Поощрение работников фирмы на участие в благотворительных программах в
качестве добровольцев.
3. Помощь натурой.
Товары или услуги, которые производит фирма (в том числе неликвидные запасы
и т.д.)
Мебель и оборудование (в частности, списываемые или заменяемые на новые).
Материалы, канцелярские принадлежности, одежда и многое другое (хлам для
одного может быть роскошью для другого!)
Информация, которой располагает фирма и которая может быть полезна
благотворительной организацией (например, разработки по работе с персоналом,
организации управления, планирования и т.д.; информация о партнерах фирмы и их
благотворительной политике).
4. Предоставление возможностей.
Помещения – для офисов, для проведения мероприятий, для проведения встреч и
переговоров, лекций и конференций.
Полиграфические услуги.
Пользование оборудованием
Участие в тренингах и обучении, организуемом фирмой.
Пользование инфраструктурой фирмы
Использование связей и влияния фирмы
Для того, чтобы получить максимум ресурсов фирмы, следует учесть семь
моментов:
Ваш продукт (Ваша программа, проект) – чем он может быть интересен
данной фирме.
Ваши возможности и ресурсы – для качественного выполнения Ваших
программ и для наиболее эффективного выполнения совместных с фирмой
проектов.
Нужды Вашей организации – что Вам необходимо для успешной реализации
проекта.
Нужды фирмы – что она ожидает получить в результате Вашей совместной
деятельности; насколько Ваши запросы соответствуют возможной отдаче для
фирмы.
Ресурсы и возможности фирмы – насколько стоимость вашего проекта
соотносится с возможностями фирмы; какова продукция фирмы (с точки
зрения возможности их использования для реализации Вашего проекта),
каковы человеческие ресурсы (есть ли профессионалы в сфере рекламы,
связей с прессой, хорошие юристы и т.д.).
Благотворительная, спонсорская политика фирмы.
Политика Вашей организации относительно получения ресурсов со стороны
предпринимательских структур.
Преимущества корпоративного фандрайзинга:
Относительно большие потенциальные доходы из небольшого числа
источников, что, при правильном подходе может обеспечить достаточно
быстрый успех.

Page 10

Относительно дешевый метод. Именно поэтому его никогда не рано начать
применять.
Деньги. Хотя деньги и являются основной целью, все же они - не
единственная выгода от сотрудничества.
Влияние. Многие фирмы – весьма влиятельны. Через свои советы
директоров и иные контакты они могут иметь выходы на людей, которые вы
не имеете. Ваши контакты также могут быть полезны для фирмы.
Совет. Фирмы могут обеспечить более четкое планирование и более строгое
составление бюджета, чем сможет сделать ваша организация. Не бойтесь
спрашивать совета или выслушивать замечания со стороны предполагаемого
партнера. Но не теряйте контроля над вашим проектом или содержанием
мероприятия: вы лучший эксперт в вашей работе!
Выгода от обучения бизнес-подходам и их использования. Общаясь с
фирмами, НКО становятся более профессиональными.
Новые рынки, новые аудитории (контактные группы). Партнер через
свои контакты, клиентуру, персонал сможет дать вам выход на новые
контактные группы, что будет крайне ценным вкладом в ваше дело. Для этого
необходимо тщательно проанализировать структуру фирмы, потребности ее
персонала и клиентов.
Дальнейшее сотрудничество. Когда одна компания начинает какое-то дело,
другая следует за ней. Сам факт поддержки вашего проекта будет одним из
аргументов для привлечения других фирм.
PR. Реализация спонсорских проектов – хороший ПР для вашей организации,
которая воспринимается как действующая и энергичная.
Типичные ошибки при обращении в бизнес-структуры за финансовой помощью:
неясные, плохо сформулированные обращения;
неполный пакет документов, необходимых для принятия решения;
проект, с которым Вы обратились, не вписывается в сферу интересов и
программ потенциального инвестора;
предложение об участии в проекте/программе поступило после того, как
потенциальный инвестор уже сформировал свой бюджет;
просите денег в срочном порядке;
раздутый, невыверенный бюджет проекта;
невозможность
незамедлительно
предоставить
дополнительно
запрашиваемую инвестором информацию;
незапланированные или незаявленные визиты к дарителю (инвестору);
плохо подготовленный доклад по проекту;
опоздание на назначенную встречу;
многочисленные звонки к потенциальному дарителю (инвестору)без четко
поставленной цели;
отрицательные комментарии в беседе с потенциальным партнером по поводу
других благотворительных организаций;
несоблюдение интересов инвестора (невыполнение условий договора);
запоздалые или неудачно выполненные отчеты (если они требовались).
4. Частные пожертвования граждан
Как мы уже говорили ранее, главным ресурсом общественной организации являются
люди – само общество, то есть население. Давайте вспомним, какими ресурсами
располагает этот замечательный источник?
Население это:
деньги (частные пожертвования),

Page 11

материальные ресурсы (помещения, транспорт, оборудование, находящиеся в
частной собственности и предоставляемые на безвозмездной или льготной
основе),
информационные ресурсы (идеи, знания, методики, технологии),
коммуникативные ресурсы (связи, контакты, партнерства),
человеческие
ресурсы (рабочие руки, профессиональные
услуги
специалистов, разное количество добровольцев, способных выполнять
различные функции),
символические ресурсы (эффект общественной поддержки).
Что можно поддержать с помощью продуманной кампании по сбору частных
пожертвований?
текущую деятельность организации, включая и административные расходы;
какие-то элементы отдельных программ, например, покупку продуктов для
организации бесплатных обедов бездомным или медикаментов для
реабилитационного центра;
новые безумные идеи: вы хотите поставить спектакль силами слепых детей,
грант и целевое пожертвование на это никто не дает, постановка потребует
небольших затрат;
отдельные акции и мероприятия – например, День Земли;
как ни удивительно, строительство и другие капитальные проекты – копеечка
к копеечке, постоянно.
Особенность частных пожертвований в том, что они не ограничены во времени –
приходят все время – вы сможете постоянно подпитывать ваш дорогостоящий проект,
пусть его реализация и займет больше времени.
Другими словами, частными пожертвованиями можно поддержать все, что угодно…
Можно скептически отнестись к этому перечню. Сказать, что у нас не Америка и
наш нищий народ просто не имеет средств, чтобы жертвовать направо и налево. Во-
первых, народ наш уже не такой и нищий, если не брать, конечно, официально
декларируемые доходы. Во-вторых, в благополучной Америке по статистике 40%
пожертвований в благотворительные организации приходит от самых бедных слоев
населения. Не стоит недооценивать бедняков. Денег у них немного, но их много.
Здесь хочется отдельно сказать о твердо устоявшемся мифе российской
благотворительности, что пожертвование – это обязательно крупная сумма денег.
Поэтому гоняться надо только за богатыми «новыми русскими» и поп-звездами. Но в
метро в столице за день бывают миллионы человек. Если хотя бы треть из них положит в
ваш ящик 1 рубль — вы за день соберете 3 миллиона новыми. А что такое для нашего
человека рубль — почти ничего, даже на спички не хватает!
Мотивы частных жертвователей можно также структурировать по типам:
рациональные мотивы – в этом случае участие в какой-либо деятельности, в
том числе и в благотворительности, соотносятся с
личной выгодой
жертвователя (обещанием каких-либо вознаграждений); например, дарителям
– известность, награды, звания и т.д.;
эмоциональные мотивы – когда человек принимает решение под влиянием
сиюминутных или постоянно испытываемых чувств (на усиление которых
направлено фандрайзинговое сообщение) – чувства страха, вины, стыда,
любви, гордости, радости
(например, приглашая людей поддержать
программы помощи детям-бродягам, вы можете взывать к чувствам
сострадания, жалости или даже вины); стоит помнить, что отрицательные
чувства оказывают более сильное, но и менее продолжительное влияние;
человек не стремится испытывать страх или вину постоянно, поэтому он

Page 12

делает все, чтобы разорвать контакт со средой, активизирующей эти чувства;
«Дать и убежать» – такова модель пожертвования;
нравственные мотивы – когда обостряются чувства справедливости,
гражданской
обветственности,
патриотизма,
когда
участие
в
благотворительных процессах продиктовано высокими мотивами (спасение
человеческой жизни – пожертвования на лечение/проведение операций,
спасение озера Байкал, поддержка отрядов, ведущих поисковую работу на
полях сражений Великой Отечественной войны).
Условия, которые необходимо создать для успешного сбора частных
пожертвований:
возможность пожертвовать «здесь и сейчас»;
неограниченность суммы («каждые 10 рублей — это 6 часов спокойствия и
физического комфорта для брошенного младенца» — информация для
участвующих в сборе средств на подгузники для детей, оставленных в
родильных домах)
понятный механизм «работы» денег (собранные средства идут на закупку
лекарств для конкретных детей, больных туберкулезом, находящихся на
лечении в конкретном отделении конкретного медучреждения)
возможность
проконтролировать
целевое
использование
(местное
телевидение покажет, сколько подгузников передано в специальное
отделение больницы, где находятся «отказники», и насколько хватит этого
количества / ежемесячно будет освещать вопросы обеспечения лекарствами
данное отделение данного медучреждения)
возможность сделать пожертвование «за компанию» (расскажи об акции
своему другу и приходи с ним на благотворительный концерт…)
Для того, чтобы усилия, потраченные на организацию сбора частных
пожертвований, оправдались, необходимо заранее получить ответы на важные вопросы:
От каких людей (молодежь, работающие люди, пенсионеры) мы ждем
проявления благотворительной активности?
Каковы их финансовые возможности?
На что мы хотим потратить привлеченные средства (куда уйдут деньги
людей? Кому помогут эти деньги и как конкретно они будут работать?)
Какую модель поведения/проявления благотворительной активности мы
хотим сформировать у этих людей (что и как они должны делать? —
отчислять 10 рублей от стипендии или пенсии, жертвовать сдачу при
совершении покупок, единовременно пожертвовать определенную сумму)
Каким способом мы организуем сбор благотворительных средств (копилки,
спецсчет в банке, что-то другое?)
Способы/Инструменты сбора частных пожертвований:
ящики для пожертвований: в офисе и в общественных местах;
адресные рассылки;
фандрайзинг на мероприятиях;
фандрайзинговые мероприятия (концерты, ярмарки и проч.);
пожертвования сотрудников компаний;
продажа открыток, плакатов, значков, сувениров и т.д.;
благотворительные аукционы (в том числе в Интернет);
сбор пожертвования с помощью специализированных телефонных линий и
через SMS;
сбор пожертвований с помощью банковских и кредитных карт;

Page 13

Основные принципы успешного сбора частных пожертвований – адресность и
доступность. В каждом письме, как впрочем, и в буклете, в плакате для ящика с
пожертвованиями, необходимо указывать не только реквизиты, но и телефоны, и адрес
организации; контактное лицо организации или проекта, на осуществление которого вы
собираете средства. Максимальная конкретность в сочетании с апеллированием к
чувствам и жизненному опыту людей – дает большой эффект. Особую роль играет и
апеллирование к жизненному опыту.

Информация о работе Привлечение ресурсов