Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления коммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

Организация структурно состоит из множества взаимосвязанных элементов, одни из которых осуществляют коммерческую (текущую, финансовую, инвестиционную) деятельность, а другие – управление ею. Но все они находятся в неразрывной связи и представляют в совокупности систему управления.

Содержание работы

1. Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления коммерческой организации.
2. Виды учетных работ и подходы к их ранжированию по уровню сложности, основные факторы, определяющие сложность и трудоемкость отдельных видов работ.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Новосибирский государственный  аграрный университет

Реферат по бухгалтерскому делу

Вариант № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления коммерческой организации.
  2. Виды учетных работ и подходы к их ранжированию по уровню сложности, основные факторы, определяющие сложность и трудоемкость отдельных видов работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления коммерческой организации.

 

 

 Организация структурно состоит из множества взаимосвязанных элементов, одни из которых осуществляют коммерческую (текущую, финансовую, инвестиционную) деятельность, а другие – управление ею. Но все они находятся в неразрывной  связи и представляют в совокупности систему управления. 
         Одной из составляющих системы управления хозяйствующим субъектом является подсистема бухгалтерского учета, выделяющая в своей структуре финансовый, управленческий и налоговый учет с соответствующими информационными потоками, которые характеризуются наличием прямой и обратной связей. 
         Бухгалтерский учет в информационной системе управления организаций может быть представлен следующей схемой: 
 
 
 
        Бухгалтерская (финансово-бухгалтерская) служба является частью единого механизма управления текущей, финансовой и инвестиционной деятельностью, которая тесно связана с другими подразделениями организации. 
Правовой статус бухгалтерской службы регулируется нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией. 
         Задачами бухгалтерской (финансово-бухгалтерской) службы являются: 
- Организация взаимоотношений организации с другими субъектами хозяйствования; 
- Поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, выбор наиболее оптимального их сочетания; 
- Своевременное обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятельности организации; 
- Эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей организации; 
- Сохранение и рациональное использование основного и оборотного капитала, собственного и заемного капитала; 
- Обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации. 
     Конкретными формами реализации задач финансово-бухгалтерской службы является разработка учетной политики, элементами которой являются: 
-Финансовая политика; 
-Кредитная политика; 
- Политика управления денежными потоками; 
- Амортизационная политика; 
- Дивидендная политика; 
- Политика формирования доходов и расходов; 
- Налоговая политика. 
         Деятельность бухгалтерской службы организации осуществляется на основании самых разнообразных документов: организационных, распорядительных, платежных, учетных. Так, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» все факты хозяйственной деятельности, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, поэтому постановка бухгалтерского дела в узком смысле сводится к разработке правил оформления, приема, выдачи и хранения учетной документации на основании организационных и распорядительных документов и составлению ряда дополнительных, корректировке специализированных документов – регистров бухгалтерского и налогового учета и документов внутренней отчетности. 
         Таким образом, организация бухгалтерского дела предполагает: 
- Разработку организационно-распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания); 
- Составление графика документооборота организации; 
- Создание номенклатуры дел и организацию хранения документов; 
- Формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора персонала и повышения его квалификации); 
- Создание технологии обработки получаемой информации (переменяемая форма ведение учетного процесса). 
         Основополагающие признаки, характеризующие статус главного бухгалтера организации, определены ст.7 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Однако в соответствии с данным Законом и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 27 августа 1998 г. № 34н, установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при совершении фактов хозяйственной деятельности несет руководитель организации. 
Руководители организации в зависимости от объема работы могут: 
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; 
б) ввести в штат должность бухгалтера; 
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной организации или бухгалтеру-специалисту; 
г) вести бухгалтерский учет лично. 
         На практике руководитель редко ведет бухгалтерский учет лично. В этом случае он должен создать необходимые условия для его правильного ведения. 
         Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. 
          По российскому законодательству главный бухгалтер: 
- отвечает за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности; 
- обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств организации, соответствие законодательству осуществляемых фактов хозяйственной деятельности; 
- дает всем работникам организации обязательные для выполнения указания по документальному оформлению фактов хозяйственной деятельности и представлению для учета необходимых документов, отчетов, иных сведений. 
         За невыполнение или недобросовестное выполнение своих обязанностей главный бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. 
         При вступлении в должность главному бухгалтеру в первую очередь необходимо ознакомиться с положением о бухгалтерии, а при его отсутствии – создать данный документ. В нем должны быть отражены цели, задачи и функции бухгалтерии, взаимоотношения с другими структурными подразделениями организации, а также организация учетного процесса. 
 
          Положение о бухгалтерии составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Приступающий к работе главный бухгалтер знакомится с ним под расписку или вносит дополнения и изменения, которые утверждаются руководителем организации. 
         Должностные инструкции составляются для каждого работника бухгалтерии в целях разграничения их полномочий, определения прав и обязанностей. Закрепление за работником участков бухгалтерского учета позволяет избежать дублирования или сокрытия отдельных фактов хозяйственной деятельности. 
         Основные должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации работников должны соответствовать тарифно-квалификационным характеристикам, предусмотренным Постановлением Минтруда России № 32 от 6 июня 1996 года. 
         В инструкции указывается перечень документов, получаемых работником для обработки, дальнейшей передачи, и наличие права подписывания. Структура инструкции соответствует положению о бухгалтерии и отражает следующие раздела: 
«Общие положения»; 
«Функции работника», 
«Права и обязанности»; 
«Взаимодействия с другими работниками бухгалтерии и организации»; 
«Организация работы»; 
«Правила оценка результатов работ». 
         Должностные инструкции составляются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. После ознакомления с инструкцией работник ставит отметку «ознакомлен», дату и подпись. Рекомендуется текст инструкции выдать бухгалтеру, что также фиксируется надписью «инструкция получена на руки», затем ставится дата и подпись.  
         Принятый на  работу новый главный бухгалтер имеет право изменить должностные инструкции в соответствии со своими требованиями. После этого они утверждаются руководителем организации, и доводится до сведения работников бухгалтерии. В штатном расписании должны быть указаны общее количество работников бухгалтерии, наименование должностей, основные обязанности работников, система оплаты труда и размер заработной платы. Главный  бухгалтер должен обоснованно определить количество работников бухгалтерии и степень их квалификации. В дальнейшем проводится аттестация работников бухгалтерии, по результатом которой работник может быть уволен, переведен на другую должность и т.п. Кроме этого, необходимо решить вопросы взаимозаменяемости сотрудников в случае болезни, отпусков и т.п.  
         Требуемое количество бухгалтеров определяется в  зависимости от объемов обрабатываемой информации по каждому из объектов учета. Расчеты количества бухгалтеров могут быть сделаны на основе типовых норм времени и норм обслуживания на работы по бухгалтерскому учету. В соответствии с расчетным количество работников бухгалтерии и формируется ее организационная структура.  
         Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета.  
         Для большинства учетных систем в мировой практике характерно наличие двух бухгалтерий: финансовой (общей) и управленческой (аналитической, промышленной). Финансовой бухгалтерией решаются проблемы взаимоотношений фирмы с государством, банками, акционерами, поставщиками, покупателями и другими контрагентами. Организация финансовой бухгалтерии, соответствующая национальной учетной системе, в той или иной степени регламентируется государством, а во многих случаях и группой государств в лице межправительственных организаций. Работники финансовой бухгалтерии занимаются определением финансового и имущественного положения фирмы, оценкой статей актива и пассива баланса, размеров прибыли, направлениями ее использования. Финансовая бухгалтерия представляет информацию для опубликования в открытой печати.  
         Управленческая (аналитическая, промышленная) бухгалтерия направлена на решение внутренних проблем, связанных с повышением эффективности работы в разрезе центров ответственности, сегментов деятельности. В управленческой бухгалтерии организует синтетический и аналитический учет движения материальных активов, готовой продукции, расчетов с рабочими и служащими. Деятельность управленческой бухгалтерии не регламентируется государством. Основная ее цель заключается в представлении информации и ее анализе по центрам ответственности, прибыльности сегментов деятельности, обеспечение учета доходов (маржи) и расходов.  
         Взаимодействие бухгалтерии с другими структурными подразделениями организации определяется движением документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота.  
Возможны два варианта организации учетного процесса: 
- централизованный; 
- децентрализованный. 
         При централизации учетного процесса аппарат бухгалтерской службы сосредоточен в главной бухгалтерии, где осуществляется ведение синтетического и аналитического учета на основании первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации. В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию фактов хозяйственной деятельности. 
         В случае децентрализации учетного процесса, персонал бухгалтерской службы рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется ведение аналитического и синтетиче6ского учета, составляются отдельные балансы и отчетность цехов, филиалов, структурных подразделений. Главная бухгалтерия в этом случае производит свод балансов подразделений, осуществляет консолидацию баланса и отчетности по организации, контроль за постановкой учета в отдельных подразделениях организации. 
2. Основные  принципы организации  бухгалтерского дела на предприятии 
         В условиях перехода экономики к рыночным отношениям все больше возрастает необходимость активного использования бухгалтерского учета и контроля управления производственным процессом. 
         Планирование, учет и калькулирование себестоимости продукции должны способствовать непрерывному повышению технического и организационного уровня предприятий, внедрению передовых норм расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов и улучшению экономической работы. При грамотном подходе к решению этого вопроса возможно достижение предприятием значительных выгод, как с точки зрения налогообложения, так и с точки зрения оперативного учета.  
         Создаются возможности для более строгого контроля затрат и, как следствие, возможности экономии. Именно от тщательного изучения этого вопроса и успешного практического решения будет зависеть рентабельность производства и отдельных видов продукции.  Взаимозависимость видов продукции и мест их в производстве, выявление резервов снижения себестоимости продукции, определение цен на продукцию, исчисление национального дохода в масштабах страны, расчет экономической эффективности от внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий, а также обоснование решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших. 
        Производство продукции (работ, услуг) связано с определенными затратами. В процессе производства продукции затрачивается труд, используются средства труда и предметы труда. Все затраты предприятия напроизводство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, образуют себестоимость продукции. Согласно  Положения (стандартов) бухгалтерского учета себестоимость - один из основных качественныхпоказателей  работы  предприятия,  характеризующий  в  денежной  форме эффективность его работы, а также важнейший показатель эффективного использования производственных ресурсов. 
         Себестоимость представляет собой выраженную в денежной форме совокупность затрат предприятия на производство продукции, связанных с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых и других ресурсов. 
         Цель учета затрат на производство - своевременное, полное и достоверное определение фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, а также контроль за использованием ресурсов и денежных средств. 
         Калькулирование себестоимости продукции - это исчисление фактической себестоимости отдельных видов продукции и всей продукции в целом. Непрерывный текущий учет затрат в местах их возникновения, повседневное выявление возможных отклонений от установленных норм, определение причин и виновников отклонений должны удовлетворять требованиям оперативного управления производством. 
В основе организации учета затрат на производство лежат следующие принципы: 
- документирование затрат и полное их отражение на счетах учета 
производства; 
-неизменность принятой методологии учета затрат на производство и 
калькулирование себестоимости продукции в течение года; 
-своевременное, полное правильное отнесение расходов  и  доходов к 
отчетным периодам; 
-группировка затрат по объектам затрат и местам их возникновения; 
-согласованность объектов учета затрат с объектами калькулирования себестоимости  продукции,  показателей  учета  фактических  затрат -  с нормативными, плановыми показателями и т.д.; 
-целесообразность затрат, относящихся к изготовлению определенной 
продукции; 
- осуществление оперативного контроля за издержками производства и формированием себестоимости продукции; 
- регламентация состава себестоимости продукции; 
- развитие методологии и организации учета затрат на производство с целью   их   сближения   с   международными   стандартами   и   мировой 
практикой. 
         По отношению к себестоимости продукции государство регламентирует также порядок начисления амортизации основных средств, размеры отчислений на социальные нужды и пр. 
В состав расходов предприятия включаются себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) и расходы, связанные с операционной деятельностью предприятия, которые делятся на административные расходы, расходы на сбыт и прочие операционные расходы. При этом себестоимость реализованной продукции состоит из: 
- производственной себестоимости продукции, реализованной  в течение 
отчетного периода; 
- нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов; 
- сверхнормативных производственных расходов. 
В производственную себестоимость продукции включаются: 
- прямые материальные затраты; 
- прямые расходы на оплату труда; 
- прочие прямые расходы; 
- общепроизводственные расходы 
         Таким образом, в состав себестоимости изготовленных на предприятии изделий включаются только затраты, связанные с процессом производства, а административные расходы и расходы на сбыт зачисляются в состав затрат предприятия в период их возникновения. 
          Затраты отображаются в бухгалтерском учете одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств. 
Затратами отчетного периода признается либо уменьшение активов, либо увеличение обязательств, что приводит к уменьшению собственного капитала предприятия (за исключением уменьшения капитала вследствие его изъятия или распределения собственниками) при условии, что эти затраты могут быть достоверно оценены. 
         Затраты признаются затратами определенного периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они осуществлены. Затраты, которые невозможно прямо связать с доходом определенного периода, отображаются в составе затрат того отчетного периода, в котором они были осуществлены. Если актив обеспечивает получение экономических выгод на протяжении нескольких отчетных периодов, то затраты признаются путем систематического распределения его стоимости (например в виде амортизации) между соответствующими отчетными периодами. 
         Не признаются затратами и не включаются в отчет о финансовых результатах: 
- платежи по договорам комиссии, агентским соглашениям и прочим 
аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и пр.; 
- предварительная оплата запасов, работ, услуг; 
- погашение полученных займов; 
- прочие уменьшения активов и увеличения обязательств; 
- затраты,    отображающие    уменьшение    собственного    капитала    в 
соответствии с Положениями (стандартами) бухгалтерского учета. 
Затраты отображаются в бухгалтерском учете одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств. 
      Заключение 
             Понимание принципов и техники бухгалтерского дела основывается на концепции управления хозяйствующим субъектом. Чем крупнее организация, тем сложнее характер управления и функции, выполняемые бухгалтерской службой. Это в свою очередь влияет на обмен учетной информации, необходимой для оперативного управления хозяйствующим субъектом. 
         Принципы, правила и требования бухгалтерского учета следует рассматривать в единстве, поскольку каждый их принципов и каждое из правил и требований дополняют общую систему бухгалтерского учета. В связи с чем, их взаимодействие иногда сравнивается с «принципом Эйфелевой башни», все опоры которой несут общую нагрузку сооружения в целом.  
         Таким образом, принципы и требования бухгалтерского учета в целом образуют единую систему, которая не отвергает ни одной из ее составляющих (опор). Поэтому несоблюдение отдельных принципов, правил и требований бухгалтерского учета без достаточных на то оснований при определенных условиях может трактоваться как неправильное ведение бухгалтерского учета и неудовлетворительная организация бухгалтерского дела. Однако реализация некоторых из этих требований в сегодняшних условиях затруднена незавершенностью и противоречивостью действующей нормативной базы.




Информация о работе Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления коммерческой организации