Практическая работа по "Бюджетированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:50, практическая работа

Описание работы

Принципы — это основополагающие правила прогно­зирования и планирования, т.е. исходные положения фор­мирования прогнозов и обоснования планов с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Иными словами, это основные требования, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов
Методы — это способы, приемы, используемые при разработке прогнозов, планов, программ. Они выступают в качестве инструмента, позволяющего реализовывать мето­дологические принципы прогнозирования и планирования.
Логика — упорядоченная последовательность действий при проведении прогнозных расчетов и обосновании пла­новых решений.

Файлы: 1 файл

Виды планирования.ppt

— 325.50 Кб (Скачать файл)

Виды планирования

 

В мировой практике

 сформировались  две методологии

прогнозирования и планирования 

экономического и

 социального развития.

 

Первая из них основана на  марксистской 

Теории расширенного воспроизводства,

На первой методологии базировалось 

планирование в условиях

 командно-административной системы

 (директивное планирование).

 

вторая — на кейнсианской,

 монетарной и других теориях.

 Вторая методология является

основой прогнозирования и 

планирования в странах

 с рыночной экономикой.

 

В связи с переходом бывших социалистических стран к рыночным отношениям формируется единая методология.

Виды планирования

 

  • Методология прогнозирования и планирования разви­тия экономики определяет основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.

 

     Принципы — это основополагающие правила прогно­зирования и планирования, т.е. исходные положения фор­мирования прогнозов и обоснования планов с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Иными словами, это основные требования, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов.

 

  • Методы — это способы, приемы, используемые при разработке прогнозов, планов, программ. Они выступают в качестве инструмента, позволяющего реализовывать мето­дологические принципы прогнозирования и планирования.

 

  • Логика — упорядоченная последовательность действий при проведении прогнозных расчетов и обосновании пла­новых решений.

Виды планирования 
Планирование имеет свои виды: 

 

1. Стратегическое или перспективное планирование; 2. Среднесрочное планирование; 3. Тактическое (текущее или бюджетное).

 

 

В зависимости от направленности и характера решаемых задач:

 

1. Общее планирование деятельности фирмы; 2. Планирование деятельности отдельных подразделений; 3. Планирование деятельности дочерних предприятий и филиалов.

 

 

С точки зрения организационной структуры предприятия:

 

 

1. Планирование производства; 2. План сбыта; 3. План материально-технического снабжения; 4. Финансовое планирование

 

В зависимости от содержания хозяйственной деятельности:.

 

1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) - планирование сроком от 5 лет и более; 2. Среднесрочное планирование - сроком от года до пяти; 3. Краткосрочное планирование: * Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц) * Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час).

 

 

В зависимости от длительности (сроков) планового периода:

Виды планирования

 

  • Законодательство о финансовом планировании:

Главный источник - Конституция РФ, конституции субъектов РФ - закреплены основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по ее направлениям.

Федеральный Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 10.10.91 г., «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.91 г.

Правительством РФ подготовлен законопроект, определяющий основные принципы и содержание деятельности по организации государственного стратегического планирования в Российской Федерации

        В соответствии с проектом государственное стратегическое планирование (процесс государственного стратегического планирования) - это регламентируемая законодательством деятельность федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, общественных организаций по государственному прогнозированию, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ и укрепления национальной безопасности.

       В законопроекте определены:

       полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в сфере государственного стратегического планирования;

        задачи и структура системы государственного стратегического планирования;

      процесс государственного стратегического планирования.

Методы прогнозирования и планирования

 

К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории. 
Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания. 
Методы моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования и планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений. Различают следующие модели: матричные, оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные, принятия решений.

 

Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов. 
Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу.  
 

 

По степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные. 

Методы прогнозирования и планирования

Методы прогнозирования и планирования 
Среди всех возможных классификационных признаков планов наиболее важными являются: цель, период, предмет, уровень, содержание

 

¦ матричное планирование затрат производства на основе матриц «затраты—выпуск» (модели Леонтьева);

¦ оптимальное планирование, включающее в себя целевую функцию, набор ограничений и др.;

¦ адаптивное планирование, учитывающее динамику ресурсов предприятия.

 

По методике разработки плана 

 

Классификация планов предусматривает разграничение частных планов по принципу определения объекта планирования. Она близка к классификации по предмету планирования, но не идентична ей. Определяющим при данном подходе является не признак сферы планирования, а конкретные материальные объекты, такие как основные фонды предприятия, оборотные средства предприятия, виды производимой продукции, рабочая сила и др.

 

по признаку «содержание плана» 

 

Классификация планов основана на разграничении частных планов по функциям управления, среди которых выделяются следующие функциональные планы:

¦ службы менеджмента, ответственной за управлением производством;

¦ маркетинга;

¦ финансовый, в том числе прибыли, инвестиции, рентабельности;

¦ персонала;

¦ ресурсный;

¦ организационный и др.

 

по признаку «предмет планирования» 

 

Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы. В практике планирования деятельности предприятий и в научной литературе встречаются различные варианты определения сроков для каждого вида планов. Обычно краткосрочными считают планы на период до одного года или до трех лет. Бизнес-план может быть текущим (сроком на один год) и перспективным (сроком от трех до пяти лет). Долгосрочными принято считать планы на период от трех и более лет, от пяти и более лет, от десяти и более лет. Такая неопределенность затрудняет информационно-аналитическую работу, направленную на сопоставление данных по своему предприятию с характеристиками предприятий конкурентов и сопоставление со средними отраслевыми показателями. Возникают также трудности в случаях, когда стоит задача агрегирования данных в пределах отрасли или территории.

 

В зависимости от горизонта планирования 

 

стратегические и оперативные (тактические, бизнес-планы) планы, которые должны быть взаимосогласованы. Оперативные планы являются базой для регулирования производства и ежедневной деятельности фирмы.

 

По целевой ориентации 

Методы прогнозирования и планирования 
Виды прогнозирования 
Прогнозы, как и планы, классифицируются по ряду признаков. Ряд направлений классификации экономических прогнозов совпадает с классификацией планов. Рассмотрим лишь те аспекты классификации прогнозов, которые отличны от классификации планов.

 

различают прогнозы дискретные, для которых характерен тренд  со скачкообразными изменениями  в фиксированные периоды времени, периодические – для них свойственна  непериодическая функция времени  и циклические – с периодической  функцией времени.

 

В зависимости от выбора хронологических  точек фиксации показателей

 

выделяют поисковый и нормативный  прогнозы. Поисковый прогноз определяет  возможное состояние экономики  предприятия в будущем в предположении, что сохранятся действующие тенденции. Основным методом разработки  поискового прогноза является  экстраполяция современных тенденций (трендов) на предстоящие годы. Нормативный  прогноз (программный, целевой) разрабатывается  с целью определения тех путей  и сроков, которые могли бы  обеспечить в будущем достижение  такого состояния предприятия  и таких результатов его деятельности, которые желательно достигнуть  в будущем, т. е. определить, что  необходимо сделать для достижения  цели. Основным методом нормативного  прогнозирования является интерполяция, при которой заданы параметры  на две даты – текущий период  и дата прогноза. На годы, разделяющие  эти две даты, необходимо рассчитать  прогнозные значения показателей.

 

 

По признаку проблемно-целевой  ориентации 

Методы прогнозных плановых расчетов  
Нормативный (нормализованный) метод 

 

Заключается в обосновании плановых показателей по технически обоснованным нормам, применительно к конкретным условиям работы (внутренней и внешней среде). Однако этот метод планирования предусматривает наличие технически обоснованных норм по каждому виду работ с учетом детально складывающихся ситуаций по производству и сбыту продукции (услуг). Это, в большинстве случаев, создает нереальную обстановку на предприятии, т.к учесть ежедневные (квартальные, месячные и т.п.) изменения в условиях работы практически невозможно. В этой связи, качество норм может быть недостаточным для улучшения планирования. В конечном счете, этот метод планирования не гарантирует совпадения на рынке интересов производителей продукции и интересов ее потребителей.

Однако достоинство метода заключается в учете местных условий (внутренних и, отчасти, внешних факторов). Это достоинство в сочетании с планированием от достигнутого уровня производства с учетом выявленных значений по спросу на конкретный вид продукции (услуг) предприятия позволяет применить пофакторный метод планирования, являющийся наиболее совершенным, так как он сочетает точное отражение действительности с увязкой интересов предприятий-потребителей (рынка).

Методы прогнозных плановых расчетов  
При пофакторном методе

 

Плановый показатель равен достигнутому, скорректированному на выявление изменения условий работ в планируемом периоде по сравнению с предшествующим периодом. Плановый показатель увеличивается под влиянием повышающих и, уменьшается под влияниям понижающих факторов. Таким образом, планируется такая совокупность тех и других факторов, при которой обеспечивается наибольшее (оптимальное) улучшение планового показателя по сравнению с достигнутым. В этой ситуации планирования учитывается уникальность и предприимчивость работы маркетинговой службы предприятия. Главным, при пофакторном методе, является расчет изменений в показателях под влиянием соответствующих факторов, что должно найти отражение в соответствующих формах плана и широких исследованиях внутренней и внешней среды, рисков и чрезвычайных ситуаций, неожиданностей со стороны потребителей, поставщиков и конкурентов на рынке сбыта продукции.

Информация о работе Практическая работа по "Бюджетированию"