Понятие, основные задачи и функции бюджетного бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:39, доклад

Описание работы

Бюджетный бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Файлы: 1 файл

Понятие бюджетного учета.docx

— 45.91 Кб (Скачать файл)

Организация бюджетного бухгалтерского учета

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском  учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией  по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н.

Методологические принципы организации  и ведения бюджетного учета являются общими для всех органов и учреждений, в которых он ведется.

Закон «О бухгалтерском учете» является документом первого (законодательного) уровня и распространяется на организации  всех организационно-правовых форм (включая  учреждения) и форм собственности (включая  государственную и муниципальную).

В соответствии со статьей 5 Закона о  бухгалтерском учете общее методологическое руководство бюджетным учетом в  Российской Федерации осуществляется Правительством РФ.

В отношении бюджетных организаций  статьей 13 Закона «О бухгалтерском  учете» сделана только одна специальная  оговорка: «состав бухгалтерской  отчетности бюджетных организаций  определяется Министерством финансов Российской Федерации»

Совокупность способов ведения  бюджетного учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности, называется учетной политикой организации.

Государственная учетная политика, реализованная Инструкцией по бюджетному учету, устанавливает единую методологию ведения бюджетного учета без раскрытия ведомственной специфики различных органов государственной власти.

Соответственно, каждый орган государственной  власти для обеспечения полноты  и своевременности отражения  в бюджетном учете всех фактов хозяйственной деятельности, а также  рациональности ведения бюджетного учета должен утвердить ведомственный  порядок реализации положений государственной  учетной политики и методику ведения  бюджетного учета в соответствии с принятым порядком.

Разработанный ведомственный порядок  реализации положений государственной  учетной политики, а также методические рекомендации по его применению должны быть согласованы с Минфином России.

Ведомственный порядок реализации положений государственной учетной  политики (далее - ведомственный порядок) может содержать:

  • рабочий план счетов и особенности его применения в подведомственных учреждениях;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для формирования хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы;
  • формы дополнительных учетных регистров, по которым не предусмотрены унифицированные формы;
  • структуру инвентарного номера основных средств, нематериальных и непроизведенных активов;
  • технологию обработки учетной информации и систему документооборота в условиях комплексной автоматизации бюджетного учета.

Кроме того, каждое бюджетное учреждение должно самостоятельно разработать  организационную часть ведомственного порядка и методическую часть, касающуюся ведения бюджетного учета по приносящей доход деятельности.

Учреждения могут раскрыть следующую  информацию:

  • организацию бухгалтерской службы в учреждении;
  • график документооборота;
  • перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
  • порядок и сроки проведения инвентаризации, а также состав инвентаризационных комиссий по видам инвентаризуемого имущества;
  • срок, на который выдаются денежные средства под отчет на хозяйственные нужды, а также максимальную сумму выдаваемых на эти цели средств;
  • порядок оценки материальных запасов при их списании;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • особенности бюджетного учета в обособленных подразделениях учреждения;
  • порядок определения себестоимости выпускаемой продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ в рамках приносящей доход деятельности, в том числе порядок распределения накладных расходов по видам продукции, работ, услуг.

При формировании ведомственного порядка  бюджетным учреждениям следует  руководствоваться правилами, утвержденными  Законом «О бухгалтерском учете». В ведомственном порядке рассматриваются  только те вопросы, по которым законодательными и нормативными актами по бухгалтерскому учету допускается несколько  способов ведения учета.

Принятый ведомственный порядок  применяется всеми обособленными  подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их нахождения.

Изменение ведомственного порядка  должно быть обоснованным и оформляется  приказом (распоряжением) руководителя учреждения. Изменение должно вводиться  с 1 января (начала) финансового года, следующего за годом утверждения  данного изменения, приказом (распоряжением).

Изменения ведомственного порядка  на год, следующий за отчетным, объявляются  в пояснительной записке к  бюджетной отчетности учреждения.

Не считается изменением ведомственного порядка утверждение способа  ведения бюджетного учета фактов хозяйственной деятельности, которые  отличны по существу от фактов, имевших  место ранее, или возникли впервые  в деятельности учреждения.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждениях, соблюдение действующего законодательства при  выполнении финансово-хозяйственных  операций и хранение бухгалтерской  документации несут руководители учреждений.

Бухгалтерский учет исполнения сметы  доходов и расходов учреждения в  зависимости от объема учетной работы ведется самостоятельным структурным  подразделением (централизованной бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером, или главным бухгалтером (бухгалтером) в случаях отсутствия самостоятельного структурного подразделения.

Распределение служебных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному  признаку, т. е. за каждой группой работников или отдельным работником в зависимости  от объема работ закрепляется определенный участок. В бухгалтериях, как правило, создаются следующие группы: финансовая, материальная, расчетов и т. д. В зависимости  от объема работ из финансовой и  материальной групп могут быть выделены следующие группы: оперативно-финансовая, расчетных операций, основных средств, продуктов питания.

В необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых централизованными  бухгалтериями, создаются учетно-контрольные  группы из работников централизованных бухгалтерий. На эти группы может  быть возложено оформление всей первичной  документации по бухгалтерскому учету  операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся  у материально ответственных  лиц, и выполнение других работ, предусмотренных  распределением обязанностей.

Все структурные подразделения, входящие в состав учреждений, а также учреждения, обслуживаемые централизованными  бухгалтериями, обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые  документы для бухгалтерского учета  и контроля (копии выписок из приказов и распоряжений, относящиеся непосредственно  к исполнению сметы доходов и  расходов, а также всякого рода договоры, акты выполненных работ  и др.).

Бухгалтерский учет в учреждении должен обеспечивать систематический контроль за ходом исполнения смет доходов  и расходов, состоянием расчетов с  юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и  материальных ценностей.

В обязанности бухгалтерских служб  входит:

  • ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Инструкции по бюджетному учету и других нормативных правовых актов;
  • осуществление предварительного и последующего контроля за соответствием заключаемых договоров объемам ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов, или лимитам бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета; своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;
  • контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;
  • финансирование учреждений, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет доходов и расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета;
  • начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам, стипендий учащимся, студентам, аспирантам учебных заведений;
  • своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения в пределах санкционированных расходов сметы доходов и расходов, с организациями и отдельными физическими лицами;
  • ведение учета доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;
  • контроль за использованием выданных доверенностей на получение имущественно- материальных и других ценностей;
  • участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;
  • проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;
  • широкое применение современны<span class="dash04

Информация о работе Понятие, основные задачи и функции бюджетного бухгалтерского учета