Понятие, основные задачи и функции бюджетного бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:39, доклад

Описание работы

Бюджетный бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Файлы: 1 файл

Понятие бюджетного учета.docx

— 45.91 Кб (Скачать файл)

 

Понятие, основные задачи и функции  бюджетного бухгалтерского учета

Бюджетный бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Основными документами, регламентирующими  бюджетный бухгалтерский учет, являются:

    1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
    3. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
    4. Налоговый кодекс Российской Федерации.
    5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
    6. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».
    7. Инструкция по бюджетному учету. Утверждена приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н.
    8. Приказ Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46 «О порядке открытия и ведения лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета».
    9. Приказ Минфина России от 10 декабря 2004 г. № 111н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
    10. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.
    11. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.
    12. Приказ Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 123 «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

Из перечисленных нормативных  документов наиболее важными являются Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» и Инструкция по бюджетному учету в бюджетных учреждениях.

В Законе о бухгалтерском учете  дано определение сущности бухгалтерского учета, указаны его задачи, основные правила его ведения, оценки имущества  и обязательств, состав бухгалтерской  отчетности, порядок и сроки ее представления, приведены основные понятия по бухгалтерскому учету  и отчетности (о счетах, двойной  записи и т. п.).

Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной  системы Российской Федерации, а  также правила их ведения, утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Инструкция по бюджетному учету  введена в действие с 1 января 2006 г.

Бюджетный бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с Федеральным  законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией по бюджетному учету.

В соответствии с Федеральным законом  «О бухгалтерском учете» основными  задачами бухгалтерского учета являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет в бюджетных  организациях имеет специфические  особенности, обусловленные законодательством  о бюджетном устройстве и бюджетном  процессе, Инструкцией по бюджетному учету, другими нормативными документами  по учету и отчетности в бюджетных  организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:

  • организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;
  • контроль исполнения сметы расходов;
  • переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;
  • выделение в учете кассовых и фактических расходов;
  • отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

Специфические особенности учета  в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие  задачи бухгалтерского учета более  конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация  средств в бюджет и выявление  дополнительных доходов.

Основные функции бюджетного бухгалтерского учета так же как и в бухгалтерском  учете коммерческих организаций  представлены на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Функции бюджетного бухгалтерского учета



 

Контрольная функция типична для бюджетного учета. Бюджетное финансирование предполагает необходимость контроля за сохранностью имущества, использованием его по назначению, а также за целевым использованием бюджетных ассигнований.

Результатом бухгалтерского контроля может стать выявление отклонений в обычной деятельности учреждений от нормативных (заданных) предписаний (требований). В бюджетном бухгалтерском  учете практикуется три вида контроля: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный контроль осуществляется перед выполнением того или иного факта хозяйственной деятельности для предотвращения действий, противоречащих законодательству РФ, неэффективного использования средств и принятия необоснованных решений. Он применяется преимущественно на стадии согласования и утверждения смет, договоров, при подписании распорядительных и исполнительных документов, принятии управленческих решений.

Текущий контроль осуществляется в процедурах учетной регистрации хозяйственных фактов и проведения инвентаризации материальных и других ценностей. Проверяется законность хозяйственных операций, рациональность расходования денежных средств, материальных ценностей, а также соответствие учетных данных фактическому наличию хозяйственных средств, состояние расчетов и др. Текущий контроль служит предотвращению случаев бесхозяйственности и злоупотреблений.

Последующий контроль необходим на стадии обобщения и экономического анализа учетной и отчетной информации для определения законности, экономической эффективности хозяйственных фактов за отчетный период и выявления «узких мест» в работе.

Главные распорядители, распорядители  и получатели бюджетных средств  по данным бюджетного бухгалтерского учета формируют информацию, которая  служит средством внутренней и внешней  связи между ними, обеспечивает согласованность  отдельных видов деятельности в  достижении цели, поставленной перед ними государством. Учетная информационная система подчинена потребностям структуры бюджетной системы РФ.

Качество учетной информации является сферой интересов ее потребителей. Многочисленные хозяйственные факты  документируются, группируются, оцениваются  по определенным признакам и обобщаются на счетах бюджетного бухгалтерского учета в учетных регистрах  и в определенном порядке включаются в бухгалтерскую отчетность.

Информационная функция выражается через то, что отчетная информация, помогает выявить определенные тенденции, например в социальной сфере, контролировать как целевую направленность расходования бюджетных средств, так и результативность их использования.

Информация бюджетного учета используется для анализа финансово-хозяйственной  деятельности органов власти различных  уровней и бюджетных учреждений, по результатам которого вырабатываются управленческие решения по всем аспектам обычной деятельности учреждений - это как раз и представляет собой аналитическую функцию бюджетного учета. Так, для управления, например, необходим анализ выполнения плана по всем показателям деятельности, анализ финансирования, который предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами и полноты их использования, что позволяет установить недоиспользование или, напротив, сверхсметные расходы учреждения.

Недоиспользование бюджетных средств  зачастую свидетельствует о невыполнении учреждением возложенных на него функций. Наличие сверхсметных расходов расценивается как нарушение  финансовой дисциплины.

Основные правила ведения бухгалтерского учета определены Законом «О бухгалтерском  учете». Эти правила следующие.

    1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах Плана счетов, утверждаемого Минфином России.
    2. Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
    3. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными вложениями.
    4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операций. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по установленным формам. Руководитель утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
    5. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином России, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, и федеральными органами исполнительной власти. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
    6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении.
    7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных Законом «О бухгалтерском учете» случаев обязательного проведения инвентаризаций.

Предмет и метод  бюджетного бухгалтерского учета

Любая наука имеет свой предмет, отвечающий на вопросы: что изучает  наука и какова область ее приложения. Наличие и движение (изменение) объектов хозяйственной деятельности в основном предопределяет сущность предмета бухгалтерского учета.

Предметом бюджетного бухгалтерского учета является поступление и  использование бюджетных средств  в обычной деятельности органов  власти разного уровня. Все, что попадает в сферу бюджетного учета, составляет его объекты.

Объектами бюджетного бухгалтерского учета являются имущество (хозяйственные средства) и источники его формирования в стоимостном выражении, а также их наличие и движение, обусловленные хозяйственными процессами.

 Объекты бюджетного бухгалтерского  учета



 

В составе активов функционируют финансовые и нефинансовые активы. К первым относятся денежные средства в кассе, на лицевом счете и др., финансовые вложения, все виды дебиторской задолженности. Нефинансовые активы представлены основными средствами, нематериальными, непроизведенными активами и материальными запасами.

Обязательства представляют кредиторскую задолженность учреждения работникам по оплате труда, поставщикам, бюджету по налогам, государственным внебюджетным фондам и др.

Хозяйственные факты, приводящие к изменению активов и обязательств учреждения, связаны с исполнением смет доходов и расходов учреждений в течение финансового года. Это различные хозяйственные процессы - содержание основной деятельности учреждения.

Финансовый результат деятельности учреждений образуется лишь в рамках внебюджетной деятельности. Он может быть положительным (прибыль), когда доходы превышают расходы, или отрицательным (убыток), когда сумма произведенных расходов превышает полученные организацией доходы. В рамках бюджетной деятельности финансовый результат заключается в соответствии предусмотренных сметой расходов фактически произведенным расходам в течение отчетного года.

Метод бюджетного бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов и приемов, с помощью которых учитываются объекты бюджетного бухгалтерского учета, обеспечиваются достоверные учетные показатели, тем самым достигаются приоритетные цели бухгалтерского учета в целом. Определение метода бюджетного учета не отличается от общепринятого в экономической науке определения.

В бюджетном учете действуют  те же элементы метода: первичное наблюдение, формирующее информационное обеспечение  бюджетного бухгалтерского учета; стоимостное  измерение; группировка и систематизация учетной информации; полное (комплексное) обобщение и соизмерение информации об учетных объектах.

Информация о работе Понятие, основные задачи и функции бюджетного бухгалтерского учета