Планирование и прогнозирование доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 04:26, курсовая работа

Описание работы

Государственные расходы – это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и не централизованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны.

Файлы: 1 файл

Belous_S.V.budzh_plan_i_prognoz_kursov rabota.docx

— 42.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

План сбора доходов  и использования расходов  имеет  практически каждый экономический  институт (фирма, банк, предприятие, экономические  и финансовые фонды).

Доходы государственного бюджета – это завершающая  стадия денежных потоков, идущих от реального  сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы  государственного бюджета – исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом.

Государственные расходы  – это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и не централизованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны.

Кассовое планирование –  это уникальный инструмент планирования денежного обращения в стране. Оно позволяет внедрить в систему  оперативного управления операциями со средствами федерального бюджета.

В современных условиях наличный денежный оборот планируется как  в целом по стране, как и по республикам, областям, краям не только по размерам и направлениям потоков  движения денег, но и по их источникам поступлений и целевому назначению выдач.

 

1 СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ И  РАСХОДОВ БЮДЖЕТА, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Доходы бюджета – это  поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющиеся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным законодательством  РФ, законодательством налогов и  сборов и законодательством об иных обязательных платежах.

Государственные доходы –  это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его  распределения через различные  виды денежных поступлений в собственность  и распоряжение государства с  целью создания финансовой базы для  выполнения его задач по осуществлению  социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны.

К доходам бюджетов относятся:

  • Налоговые доходы бюджетов (к ним относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборов федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а так же пеней и штрафов по ним).
  • Неналоговые доходы бюджетов к ним относятся:

- доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  за исключением имущества бюджетных  и автономных учреждений;

- доходы от продажи  имущества (кроме акций и других  форм участвующих в капитале), находящегося в государственной  или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений;

- доходы от платных  услуг, оказываемых казенными  учреждениями;

- средства, полученные в  результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, в том числе  штрафы, компенсации, конфискации,  а так же средства, полученные  в возмещение вреда, причинённого  РФ, субъектам РФ, муниципальным  образованиям, и иные суммы принудительного  изъятия;

- средства самообложения  граждан;

- иные неналоговые доходы.

  • Безвозмездные поступления к ним относятся:

- дотации из других  бюджетов бюджетной системы РФ;

- субсидии из других  бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

- иные межбюджетные трансферты  из других бюджетов бюджетной  системы РФ;

- безвозмездные поступления  от физических и юридических  лиц, международных организаций  и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Неналоговые доходы, как  и налоговые, устанавливаются органами представительной власти РФ и субъектов  РФ. Перечень неналоговых доходов  един для бюджетов всех уровней. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом РФ.

В составе неналоговых  доходов есть административные платежи  и сборы, поступления по штрафным санкциям и возмещению ущерба. Обособленную группу бюджетов в Росси составляют доходы от целевых бюджетных фондов – экологического, государственного фонда борьбы с преступностью, фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и т. д.

В зависимости от источников поступления бюджетные доходы делятся  на собственные и регулирующие. В соответствии с Бюджетным кодексом, собственными доходами являются те, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом законодательством РФ. К собственным доходам относится:

  • Налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
  • Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов местного самоуправления;
  • Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, компенсации, конфискации, а так же средства, полученные в возмещении вреда, причинённого РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • Другие неналоговые доходы и безвозмездные перечисления за исключением финансовой помощи.

Собственные налоговые доходы покрывают менее 20% расходных потребностей региональных и местных бюджетов. Основная часть доходов субфедеральных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Налоги, по которым устанавливаются нормативы  отчислений (в %) в бюджеты субъектов  РФ или местные бюджеты на очередной  финансовый год, а так же на долговременной основе называют регулирующими.

В зависимости от уровня бюджетной системы, на который получают доходы бюджета, они подразделяются на:

    • Федеральные (согласно ст. 49 БК в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ; в доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы).
    • Региональные (доходы бюджетов субъектов РФ) – согласно ст.55 БК доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
    • Местные (согласно ст.60 БК Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления).

Бюджетный кодекс РФ определяет расходы бюджета – как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления. Распределение государственных  средств по отдельным расходным  статьям закрепляется законодательно в составе законов о бюджете. Его планирование, обсуждение, исполнение и контроль является центральным элементом  бюджетного процесса. Определение, принятое в Бюджетном кодексе, подчеркивает функциональную сторону расходов, делает акцент на разграничении расходных полномочий различных уровней государственной власти.

Правовое регулирование  государственных расходов осуществляется на основе ежегодно принимаемых  федеральных  законов о федеральном бюджете, соответствующих законов субъектов  РФ и актов местного самоуправления.

Расходы бюджета включают в себя:

    • Расходы на государственные (муниципальные) услуги местного назначения, к которым относятся затраты на содержание законодательных органов государственной власти и местного самоуправления, развитие международного сотрудничества и участие в миротворческой деятельности;
    • Расходы на финансирование национальной обороны, а так же всех органов и мероприятий, обусловленных правоохранительной деятельностью и обеспечение безопасности государства и общественного порядка;
    • Расходы на общественно-значимые и социальные услуги образования, здравоохранения, социального обеспечения, средств массовой информации…;
    • Расходы на обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности, развитие рыночной инфраструктуры, создание условий экономического роста, создание новых рабочих мест и т. д.;
    • Расходы на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, пополнение государственных запасов и резервов, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней.

В соответствии с экономической  классификацией расходы бюджета  в России подразделяются на: текущие  расходы; капитальные расходы; создание государственных запасов и резервов; приобретение земли и нематериальных активов. В отдельные группы выделены: капитальные трансферты, являющиеся передаточными платежами; предоставляемые  заемщикам кредиты – бюджетные (внутри страны) и государственные (иностранным заемщикам), отражающие выделение бюджетных средств на возрастной и платной основе.

Для оценки расходов могут  использоваться такие показатели, как  их общий объем, темпы роста (прироста), динамика по отношению к ВВП, структура  расходов и ее изменение, а так  же объем отдельных видов расходов в расчете на душу населения. Для  изучения структуры могут использоваться экономическая, функциональная и ведомственная классификация расходов бюджета.

Расходы бюджетов всех уровней  основываются на единых методологических принципах и нормативов минимальной  бюджетной обеспеченности на оказание государственных услуг. Эти нормативы устанавливаются правительством.

Государственные расходы  состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных  и внебюджетных фондов (централизованные расходы), и расходов государственных  предприятий, организаций, учреждений (децентрализованные расходы). Эти расходы  производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального значения и удовлетворения потребностей государства.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между  собой, составляет систему государственных  расходов. Организационное построение данной системы базируется на сочетании  принципов финансирование расходов.

Основными целевыми направлениями  государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, а в некоммерческой – заработная плата.

Бюджетный кодекс РФ, закрепляя  принцип полноты бюджета, дополняя его требованием, в соответствии с которым все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. Т. е., денежные средства, неучтенные в доходной части бюджета, не могут идти на финансирование бюджетных расходов.

Формы расходов бюджетов:

      • Ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
      • Социальное обеспечение населения;
      • Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями;
      • Предоставление межбюджетных трансфертов.

Расходы бюджетов делятся  на:

Текущие расходы – это  часть расходов бюджетов, которая  обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным  отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее функционирование, а так же другие расходы бюджетов, не отнесенные к капитальным в  соответствии с бюджетной классификацией. К текущим относятся расходы  на закупку товаров и оплату услуг, выплату процентов, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий).

Капитальные расходы –  это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Она включает статьи расходов, предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; Средства, предоставляемые  в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели; расходы на проведение капитального ремонта; расходы, направленные на создание или увеличения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. К капитальным расходам относятся капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление ссуд и кредитов.

Информация о работе Планирование и прогнозирование доходов