Пенсионный фонд Российской Федерации, его состав и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
· Рассмотреть сущность и роль Пенсионного Фонда РФ, его состав и значение.
· Определить его задачи и дать характеристику деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации.
· Рассмотреть систему пенсионного обеспечения граждан и предложить пути совершенствования пенсионной системы РФ.

Содержание работы

Введение
Пенсионный фонд Российской Федерации, его состав и значение
1.1 Сущность, роль и источники формирования средств ПФ РФ
1.2 Задачи и характеристика деятельности ПФ РФ
1.3 Порядок осуществления пенсионного обеспечения граждан
1.4 Система пенсионного обеспечения в России
1.5 Основные виды пенсий в Российской Федерации
1.6 Роль персонифицированного учета в пенсионной системе РФ
2. Совершенствование пенсионной системы РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.19 Кб (Скачать файл)

· Инвалиды I, II и III группы, в том  числе инвалиды с детства

· Дети в возрасте до 18 лет а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

Право на социальную пенсию имеют  постоянно проживающие в Российской Федерации нетрудоспособные граждане. Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии не влияет, за исключением социальной пенсии, назначенной гражданам, достигшим  возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины  и женщины).

 

2.3 Роль персонифицированного учета  в пенсионной системе РФ

 

Для учета сведений, составляющих страховую и накопительную часть  пенсии, Пенсионным фондом РФ создана  система индивидуального (персонифицированного) учета.

Она выглядит следующим образом. На каждого работающего гражданина в начале его трудовой деятельности открывается индивидуальный лицевой  счет, в котором накапливаются  все данные, необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии. То есть, где бы человек не работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах в пенсионную систему будут попадать в один и тот же индивидуальный лицевой счет.

Итоговый размер пенсии зависит  от средств, накопленных на индивидуальном лицевом счете. Чем выше заработок, тем больше средств окажется на нем. При наступлении страхового случая, определенного пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного учета, человеку назначается пенсия.

Введение индивидуально-персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования обусловлено  следующими факторами:

· созданием условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного  лица;

· обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;

· созданием информационной базы для  реализации и совершенствования  пенсионного законодательства, для  назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

· развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов  в Пенсионный фонд РФ;

· созданием условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

· упрощением порядка и ускорением процедуры назначения государственных  трудовых пенсий застрахованным лицам.

Индивидуальный учет в системе  государственного пенсионного страхования  строится на следующих принципах:

· единства государственного пенсионного  страхования в РФ;

· всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;

· доступности для каждого застрахованного  лица сведений о нем;

· использования сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного  обеспечения;

· соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального  учета, сведениям о фактически перечисленных  этим плательщиком суммах страховых  взносов;

· осуществления индивидуального  учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица.

Отношения лиц, участвующих в процессе персонифицированного учета, определены Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.96 N 27-ФЗ (далее - Закон). Согласно Закону, страхователь представляет в ПФР один раз в год индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.

Одновременно с индивидуальными  сведениями представляется ведомость  по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой  отражены сведения о начисленных  и уплаченных страховых взносах  в целом по организации за расчетный  период. Территориальный орган ПФР  разносит эти сведения в индивидуальные лицевые счета и информирует  об их состоянии застрахованных лиц.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные  органы выдают каждому застрахованному  лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные. Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое  свидетельство по месту работы. Страховые  свидетельства государственного пенсионного  страхования хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о застрахованном лице влечет за собой необходимость  внесения соответствующих изменений  в его индивидуальном лицевом  счете.

Сумма страховых взносов исчисляется  и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая  процентная доля с фонда оплаты труда — базы для начисления страховых взносов (таблица 3). Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в Пенсионный Фонд РФ по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России № 894н 12 ноября 2009г.

С 1 января 2010 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование  устанавливаются на основании:

· Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования";

· Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании  в РФ" (в ред. От 24.07.2009).

 

Таблица 3.

Тарифы страховых взносов, уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ на период 2010 - 2011 гг. (за исключением отдельных  категорий страхователей, для которых  установлены пониженные тарифы страховых  взносов)

Год

Подлежащий индексации максимальныйразмер базы в отношении каждого физического лица

Коэффи- циент индекса-ции базы

Тариф страхо-вого взноса

На финансированиестраховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной  части трудовой пенсии

       

для лиц 1966 г. рожденияи старше

для лиц 1967 г. рожденияи моложе

для лиц 1967 г. рождения и моложе

Для всех страхователей (за исключением  категорий страхователей, для которых  на период 2010 г. установлены пониженные тарифы страховых взносов)

2010

415000 рублей

не устанав-ливается

20,0%

20,0%

14,0%

6,0%

Для всех страхователей за исключением  категорий страхователей, для которых  на период 2011 г. - 2014 г. установлены пониженные тарифы страховых взносов)

2011

415000 рублей

устанавливается

26,0%

26,0%

20,0%

6,0%


 

На период 2009 года тариф на страховые  взносы в Пенсионный фонд РФ был  установлен главой 24 Налогового кодекса  РФ и входил в состав единого социального  налога (таблица 4). С 1 января 2010 года данная глава Налогового кодекса РФ утрачивает силу на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

 

Таблица 4.

Тарифы страховых взносов, уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ на период 2009 год (за исключением отдельных категорий  страхователей, для которых установлены  пониженные тарифы страховых взносов)

База для начисления страховых  взносов нарастающим итогом с  начала года

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

на финансирование страховой части  трудовой пенсии

на финансирование страховой части  трудовой пенсии

на финансирование накопительной  части трудовой пенсии


 

до 280000 рублей

14,00%

8,0%

6,0%

от 280001 рубля до 600000 рублей

39200 рублей + 5,5% с суммы, превышающей  280000 рублей

22400 рублей +3,1% с суммы, превышающей  280000 рублей

16800 рублей +2,4% с суммы, превышающей  280000 рублей

Свыше 600000 рублей

56800 рублей

32320 рублей

24480 рублей

         

 

Помимо учета индивидуальных сведений по каждому застрахованному лицу, система персонифицированного учета  выполняет еще одну важную функцию: позволяет иметь достоверную  статистику по работающему населению. Сюда относится численность работающих в целом по России, по регионам и категориям застрахованных лиц (наемным работникам, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, уплачивающим страховые взносы в виде фиксированного платежа), средняя заработная плата, количество работающих, имеющих льготные основания для назначения пенсий (специальный стаж), количество временно неработающих и т.п. Эти сведения необходимы не только для планирования пенсионного бюджета, но и для подготовки стратегических решений о дальнейшем совершенствовании пенсионной системы.

 
 

 

3. Совершенствование пенсионной  системы РФ

Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение  и создания предпосылок для устойчивого  развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования. Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться  всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении  инвалидности, по достижении пенсионного  возраста, в случае потери кормильца  независимо от наличия трудового  стажа. Базовые пенсии будут назначаться  в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени  утраты трудоспособности. В то же время  на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет  представлять собой часть трудовой пенсии.

Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на которые распространяется обязательное государственное пенсионное страхование. Все участники общей системы  трудовых пенсий должны нести одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий. Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования. Исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца базируются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В основном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости. Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве за счет работодателей. Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение реальной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увеличения последней.

Сложившаяся в настоящее время  напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет  усиливаться. Этому способствует тенденция  к снижению численности занятых  в экономике и сокращению доли заработной платы в структуре  доходов населения. При отсутствии ассигнований из федерального бюджета  одних страховых взносов при  действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет  недостаточно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.

В последние годы государственная  пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного  обеспечения — низкий уровень  размеров пенсий при достаточно высоком  тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро  стоит проблема минимального размера  пенсии, уровень которого по отношению  к прожиточному минимуму нетрудоспособного  населения продолжает снижаться. В  то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пенсии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня минимальных пенсий. В последние годы по причине все еще заниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров основной массы пенсий.Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу — одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада. Решить эту проблему возможно только путем либо значительного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо рационализации и оптимизации самой пенсионной системы.

Из-за невозможности повышения  минимального размера пенсии до социально  приемлемого уровня путем линейной индексации всех пенсий в 1993 г. был применен механизм выплаты компенсаций, увеличивающих  все пенсии на фиксированную величину. В 1994 г. линейная индексация пенсий осуществлялась три раза. Проведенное в 1995 г. повышение  размера пенсий путем увеличения компенсационной выплаты имело  своей целью доведение минимального уровня пенсионного обеспечения  до 65% прожиточного минимума пенсионера, но в результате опережающего роста  цен и недостаточности выделенных средств не достигло своей цели. В конечном итоге минимальный  размер пенсии в 1995г. остался на том  же уровне, на котором он находился  в 1994 г., — около 52% прожиточного минимума пенсионера. Предпринимались попытки  интегрировать компенсационную  выплату в законодательно установленный  размер минимальной пенсии. Однако при очередном линейном повышении  пенсий это приводит к снижению реального  уровня минимальной пенсии. В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры  пенсий без ущерба для отдельных  категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальную политику в области пенсионного обеспечения. Доля заработной платы, с которой  взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения  за последние годы сократилась более  чем на 30 пунктов. Одновременно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, постоянно уменьшается  численность занятых в народном хозяйстве и наблюдается уклонение  от уплаты налогов значительного  числа налогоплательщиков.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации, его состав и значение