Особенности финансирования бюджетных учреждений разного спектра оказываемых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:06, реферат

Описание работы

В настоящее время все существующие системы здравоохранения можно описать с помощью трех основных экономических моделей. Однозначных, общепринятых названий у этих моделей нет, но описания их основных параметров дается специалистами, в общем, одинаково

Файлы: 1 файл

73147.rtf

— 147.91 Кб (Скачать файл)

     - Расширение вовлечения населения в систематические занятия физической культурой, спортом и туризмом.

 

      Особенности финансирования бюджетных учреждений образования 

     Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета. Недостаток бюджетного финансирования большинство стран покрывают за счет внебюджетных средств. Получение этих средств осуществляется по двум следующим направлениям: 1) введение частичной или полной оплаты расходов на образование, включая и образовательный кредит; 2) стимулирование частного сектора, формирующего усложненный вид элитарного образования.

     Последовательное и широкое привлечение средств населения характерно для развития высшего образования. Этот процесс развивается в следующих направлениях:

  1. внедрение платного обучения;
  2. введение платы за административные расходы;
  3. расширение негосударственного сектора послешкольного образования;
  4. выделение платных студенческих кредитов;
  5. сокращение количества субсидий в виде грантов;
  6. повышение удельного веса работающих студентов, способных самостоятельно оплачивать образовательные услуги.

     В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование становятся средства бюджетов разных уровней. За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения; осуществление федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам.

     В современных условиях происходит передача ответственности за финансирование профессионального образования с федерального на региональный и муниципальный уровни.

     Образовательные учреждения имеют право привлекать и дополнительные финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

     Привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:

  • предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения;
  • взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения, либо выступать спонсорами.

     В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета.

     В финансировании образования особое место принадлежит образовательным кредитам, ваучерам и грантам.

     Образовательные кредиты предназначены для частичной или полной оплаты обучения в учебном заведении (вузе, школе и т.п.).

     Система государственного образовательного кредита имеет следующие сравнительные преимущества:

     возможность привлечения ресурсов частного сектора,

     преодоление ограниченности государственных финансовых ресурсов формирует ответственное поведение студентов в процессе выбора специальности, учебы и последующего трудоустройства, стимулирует повышение трудовой отдачи выпускников вуза.

     Недостатками системы образовательного кредита являются высокий риск невозврата.

     Система государственного образовательного кредитования призвана обеспечить более эффективное использование государственных средств за счет предоставления их учащимся на возвратной основе. Он призван сократить их текущую финансовую нагрузку по оплате обучения и содержанию студентов в период учебы. Государственный образовательный кредит, как и частный, расширяет доступность образования за счет распределения во времени денежных затрат домохозяйств, покрытия расходов на образование за счет будущих доходов. В отличие от частного кредитования, он призван ориентироваться не только на коммерческие результаты, но и на социальные. Меньший коммерческий результат при этом покрывается растущим уровнем образования населения, большей уверенностью людей в будущем, растущими доходами, и как следствие - более высокими темпами развития страны. Дополнительный эффект от образовательных займов - положительное влияние на качество образования через оказание стимулирующего воздействия на студентов.

     Образовательный ваучер - это трансферт, избирательно выдаваемый студенту и позволяющий ему осуществлять свободный выбор на рынке образовательных услуг. Как правило он применим к сфере высшего образования. Основная идея ваучера заключается в том, что студенты, успешно прошедшие зачисление, получают ваучер на определенную сумму для использования в университете или высшем образовательном учреждении по их выбору. Ваучеры сами по себе не создают дополнительных денег для образования и, таким образом, не являются дополнительным источником финансирования. Поэтому важным пунктом является то, что ваучеры изменяют не общий объем финансирования, а способ его распределения. При использовании ваучеров государственное финансирование распределяется не через образовательное учреждение (как обычно происходит), а через физических лиц.

     В настоящее время наряду с обычными методами финансирования используются некоторые нововведения одним, из примеров является реализация в РФ национального проекта «Образование», целями которого являются: 1) продвижение ориентиров государственной образовательной политики; 2) содействие становлению институтов гражданского общества; 3) становление современного менеджмента в системе образования; 4) поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи.

     В России в 2008 году расходы на образование составили 4,1 % ВВП. По данным Росстата, государственные расходы на образование составляют в настоящее время в Германии - 4,8% ВВП, в Великобритании - 5,3% ВВП, Франции - 5,6% ВВП, США - 5,6% ВВП, а в среднем по странам G8 (без учета Российской Федерации) - 5% ВВП. 

     Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры 

     Мировой опыт финансирования, поддержки и развития сферы культуры показал, что существует три основных типа экономики культуры в зависимости от механизма ее финансирования:

     1) тип (например, в Италии, Испании, во Франции), когда культура финансируется преимущественно централизованно, за счет государственных средств. Так, в Италии финансирование культурных акций и искусства могут осуществлять только правительственные организации или частные лица, пользующиеся доверием государства.

     2) тип, характерный для ФРГ и стран Скандинавии. В этом случае государственное финансирование осуществляется преимущественно из местных бюджетов и через независимые структуры и фонды.

     3) тип: государство выступает лишь вдохновителем определенных направлений, а финансирование осуществляется за счет привлечения частного капитала, в том числе за счет налоговых льгот.

     Подавляющее большинство учреждений культуры не имеют своих собственных источников дохода, либо их уровень невысок и его недостаточно для покрытия всех необходимых расходов. Поэтому они или полностью финансируются из государственного бюджета, или получают из него средства, необходимые для покрытия части затрат.

     Поддержка культуры и искусства из государственного бюджета осуществляется по нескольким каналам:

     в форме прямого финансирования; 

     при помощи общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам; 

     на основе совместного участия органов власти разного уровня в финансировании; 

     через независимые посреднические структуры; 

     с использованием механизмов партнерства, на основе смешанного государственно-частного финансирования.

     Прямое финансирование организаций культуры имеет место во всех странах, но самая большая доля приходится на него в бюджетах европейских унитарных государств. Осуществляется оно в форме полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в виде грантов.

     От старейшего метода государственной поддержки культуры -- полного прямого финансирования -- в большинстве стран уже отказались. Этот способ субсидирования сохранен лишь для некоторых национальных музеев, архивов, библиотек или для поддержки национального эфирного вещания.

     Специальные целевые трансферты обычно используются при реализации национальных программ развития культуры. Самой распространенной формой прямой государственной поддержки являются гранты, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Существуют договорной грант; грант, выплачиваемый по результатам труда в соответствии с нормами субсидирования, пропорционально объему товаров и услуг, или же на так называемый базисный (формульный) грант; индивидуальный грант (бессрочные почетные гранты выдающимся деятелям культуры; гранты в форме гарантированного дохода, присуждаемые выдающимся писателям).

     Целевые трансферты предоставляются для покрытия конкретных статей расходов.

     Государственная поддержка культуры на основе совместного финансирования из центральных и территориальных бюджетов осуществляется в рамках широких социально-экономических программ (регионального развития, увеличения занятости, помощи малому бизнесу, реконструкции городской хозяйственной инфраструктуры, профессионального обучения и переподготовки кадров), а также для субсидирования отдельных организаций культуры и инвестиционных проектов.

      До 1989 г. Финансирование учреждений культуры осуществлялось в форме дотации. Речь шла о распределении денежных средств по подведомственным учреждениям культуры по нормативам в зависимости от их категории и типа. С 1989 г. ситуация несколько изменилась в связи с введением программного принципа финансирования. Аналогия бюджетной дотации сохранилась в виде минимальных гарантий поддержания материально технической базы и хозяйственного содержания учреждений культуры. Речь идет о таких статьях, как заработная плата штатных работников, расходы на тепло, электроэнергию и другие «защищенные» статьи бюджетной сметы, гарантирующие минимум средств текущего содержания, поддержки деятельности учреждений, прежде всего - госсети.

     С 1989 г. образуются Фонды развития культуры и искусства, целью которых является финансирование не сложившейся сети учреждений культуры, а осуществления конкретной деятельности. Речь идет о федеральных, региональных и местных культурных программах, финансируемых из соответствующих фондов развития культур и искусства.

     Деятельность учреждений культуры может финансироваться не только из бюджетных средств на сферу культуры (бюджеты текущего содержания и фонды развития культуры и искусства), но из межотраслевых и межрегиональных программ (например, «Программа развития народов Севера»), местных комплексных программ, входящих отдельной строкой в соответствующие бюджеты (Программа «Народы России», «Санкт-Петербург-2003» и т.п.).

     Спонсорство - это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий, стипендий, гонораров, призов и т.д.

     Патронаж - покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определенными правами и обязательствами. Более распространена в современной России другая форма патронажа - foundation - создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры. Такие фонды созданы, например, при Большом академическом драматическом театре им. Г. Товстоногова, Санкт-Петербургской театральной академии. В правление таких фондов входят видные представители крупных коммерческих организаций, банков, торговых фирм.

Информация о работе Особенности финансирования бюджетных учреждений разного спектра оказываемых услуг