Основы прогнозирования и планирования бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа методов, применяемых в бюджетном планировании и прогнозировании, изучение принципов; исследование путей совершенствования бюджетного прогнозирования и планирования.
Основными задачами курсовой работы, исходя из ее цели, являются:
- оценить уровень проводимой работы в России в области бюджетного прогнозирования и планирования;
- выработать основные направления совершенствования бюджетного прогнозирования и планирования, используя методологические принципы, теоретические основы;

Файлы: 1 файл

текст.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

    1. внутренние источники в следующих формах:

- кредиты, полученные Российской  Федерацией от кредитных организаций  в валюте Российской Федерации;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- бюджетные кредиты, полученные  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной  собственности;

- другие;

2) внешние источники в следующих  формах:

- государственные займы, осуществляемые  в иностранной валюте путем  выпуска ценных бумаг от имени  Российской Федерации;

- кредиты правительств иностранных  государств, банков и фирм, представленные  в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией (ст. 94 БК РФ).

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

- государственные займы, осуществляемые  путем выпуска ценных бумаг  от имени субъекта Российской Федерации;

- бюджетные кредиты, полученные  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;

- кредиты, полученные от кредитных  организаций;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной  собственности субъекта Российской Федерации;

- изменение остатков средств  на счетах по учету средств  бюджета субъекта Российской  Федерации (ст. 95 БК РФ).

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

- бюджетные кредиты, полученные  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;

- кредиты, полученные от кредитных  организаций;

- поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной  собственности;

- изменение остатков средств  на счетах по учету средств  местного бюджета (ст. 96 БК РФ).

Бюджетный дефицит - явление неоднозначное, по-разному трактуется и оценивается в экономической теории. Так, представители кейнсианской школы считают, что умеренный бюджетный дефицит - это положительный фактор экономического развития, поскольку именно бюджетный дефицит дает возможность увеличить совокупный спрос через дефицитное финансирование государственных расходов. Однако, с другой стороны, бюджетный дефицит может рассматриваться как неудовлетворение общественных потребностей, которое порождает различного рода отрицательные экономические явления. Основными причинами возникновения бюджетного дефицита являются такие, как:

- сокращение общественного производства;

- эмиссия необеспеченных денег;

- чрезмерные затраты на социальные  программы;

- значительные объемы теневых  оборотов, приписки, кражи и т.п.;

- чрезмерные объемы накопленных  государственных долгов с неблагоприятными условиями обслуживания.

Следовательно, при моделировании дефицита государственного бюджета должны быть, по возможности, учтены все вышеприведенные факторы.

 Объем бюджетного дефицита зависит от большого количества макроэкономических факторов, которые с разных сторон характеризуют развитие экономики. Дефицит бюджета не может рассматриваться иначе, как в контексте макроэкономического развития и экономической политики государства в сфере доходов и расходов государственного бюджета. Следовательно, при моделировании бюджетного дефицита блок доходов и расходов государственного бюджета должен быть вписан в общую систему экономического развития страны.

Функционирование и развитие экономической системы государства характеризуется следующими особенностями:

- сложный и неоднозначный характер  экономических процессов и явлений;

- недостаточная определенность  и обусловленность ряда экономических  процессов и явлений;

- большое количество экономических  показателей, которые отображают  различные стороны экономического развития;

- наличие большого количества  одновременных прямых и обратных  взаимосвязей между экономическими  показателями, которые носят как  детерминированный, так и стохастический  характер;

- наличие определенных допущений  и приближений при количественном определении показателей, которые отображают различные экономические процессы и явления;

- невозможность детерминировать (определить  количественно) ряд экономических  процессов и явлений.

Все вышеприведенные особенности, которые присущи сложным экономическим системам, предопределяют необходимость применения системного подхода к изучению экономики. Системный подход предусматривает в качестве методологической базы формально-теоретического анализа экономической системы использовать системный анализ и теорию систем с целью объединения на единой методологической основе всего многообразия методов исследования экономических процессов.

Анализируя прогноз бюджета Тамбовской области на 2008 – 2009 гг. «Приложение 1,см.табл.2.1» видно, что имеется дефицит бюджета. И если в 2006 году он составлял 3672,20 млн. руб., то к 2008 году он может возрасти до 5309,90 млн. руб.

Это возрастание дефицита бюджета вызвано увеличением расходов на следующие показатели:

  1. затраты на государственные инвестиции;
  2. обслуживание государственного и муниципального долга;
  3. национальная оборона;
  4. национальная безопасность;
  5. социально – культурные мероприятия, в том числе, на образование, здравоохранение и спорт, СМИ, кинематографию, социальную политику;
  6. другие расходы.

Процесс прогнозирования сальдо бюджетного баланса требует учета его "двойственной" природы. С одной стороны, дефицит бюджета, который по определению является разностью между доходами и расходами бюджета, рассчитывается как остаточная величина, которая определяется исходя из прогнозов доходов и расходов бюджета. С другой стороны, дефицит бюджета нуждается в привлечении средств на свое финансирование за пределами бюджета, а следовательно, в определенной мере ограничивается возможностями осуществления заимствований на внутренних и внешних рынках капитала (размер заимствований, в свою очередь, ограничивается предельным уровнем государственного долга). То есть, процесс прогнозирования финансирования отрицательного сальдо бюджета требует:

  1. оценки структуры финансирования по источникам;
  2. оценки объемов затрат на погашение обязательств Правительства, по которым в расчетном периоде наступает срок платежа;
  3. учета влияния возможных изменений ситуации на мировых валютных рынках на стоимость обслуживания и погашения внешнего долга;
  4. оценки потенциального влияния внутренних заимствований на масштабы кредитования реального сектора и реальные процентные ставки и т.п.

Если рассчитанный объем внутренних и внешних заимствований для покрытия дефицита бюджета превышает потенциально возможный уровень или приводит к превышению предельного уровня государственного долга, то необходимо или осуществить корректировку дефицита бюджета в направлении его уменьшения, или определить пути сокращения объемов погашения долгов, то есть, осуществить реструктуризацию долгов. Последнее возможно лишь в случае, если не происходит нарушения предельного уровня государственного долга.

Следовательно, с учетом вышеприведенного, процесс прогнозирования дефицита бюджета и источников его покрытия можно разбить на такие этапы:

1. Осуществление прогноза доходов  бюджета.

2. Прогноз первичных (непроцентных) расходов бюджета.

3. Осуществление прогноза расходов  на обслуживание долгов.

4. Определение дефицита бюджета (объема чистого финансирования  бюджета).

5. Осуществление прогноза поступлений от приватизации и определения чистого финансирования бюджета за счет заимствований.

6. Определение объемов необходимых  и потенциально возможных уровней  государственных заимствований.

7. Корректировка рассчитанного  дефицита или разработка мероприятий по реструктуризации долгов в случае превышения рассчитанных объемов внутренних и внешних заимствований над их потенциально возможным уровнем

8. Определение объема государственного  долга.

9. Корректировка рассчитанного  дефицита в случае превышения объемов долга над предельным уровнем.

Таким образом, в ходе исследования второй главы, можно выделить основные направления совершенствования бюджета.

Во – первых, для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т. е.:

  1. Рост ВВП и продукции промышленного производства;
  2. Прекращение спада сельскохозяйственного производства;
  3. Создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
  4. Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;
  5. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения;
  6. Поддержание уровня занятости населения РФ и снижение числа безработных.

Приоритетные задачи финансовой политики:

- введение в действие новых  принципов межбюджетных отношений, усиление координации деятельности всех фискальных органов;

- увеличение доходной базы бюджетов  за счет собираемости налогов;

- совершенствование структуры  расходов бюджетов на основе  сокращения прямых бюджетополучателей  и численности работников бюджетных издержек, в первую очередь – в жилищно – коммунальной сфере, сокращение неэффективных дотаций;

- существенное укрепление текущего  и последующего финансового контроля;

- формирование реалистичного бюджета;

- повышение эффективности валютно  – финансовых операций и дальнейшее укрепление национальной валюты;

- усиление страхового надзора  и регулирования рынка страховых  услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное  планирование  и прогнозирование, представляющие собой частичное перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Роль и место бюджетного прогнозирования и планирования в системе регулирования экономики определяются их тесным взаимодействием. Ведь прогнозирование является базой для проработки, подготовки и утверждения плановых решений. Прогнозирование определяет направления развития планирования и выработки конкретных планов, которые учитывают особенности ситуаций, в которых они разрабатываются: краткосрочная перспектива, среднесрочная перспектива и долгосрочная перспектива.

 Бюджетное прогнозирование строится на основе структурного анализа и возможных вариантов их развития в будущем, вписывающихся в рамки текущей и стратегической экономической политики государства.

Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:

  1. установление общего объема финансовых  ресурсов  и  их  распределение  по отдельным направлениям,  национально-государственным  и  административным образованиям РФ,  выявление  размеров  направления  собственных  ресурсов хозяйства;
  2. организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и   социальной сферы;
  3. осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.
  4. В современных условиях развития российской экономики особо актуальной задачей является максимальное наполнение государственного бюджета и обеспечение его сбалансированности по доходам и расходам.

Анализируя прогноз бюджета Тамбовской области на 2008 – 2009 гг. было видно, что имеется дефицит бюджета. И если в 2006 году он составлял 3672,20 млн. руб., то к 2008 году он может возрасти до 5309,90 млн. руб.

Это возрастание дефицита бюджета вызвано увеличением расходов на следующие показатели:

- затраты на государственные инвестиции;

- обслуживание государственного и муниципального долга;

- национальная оборона;

- национальная безопасность;

- социально – культурные мероприятия, в том числе, на образование, здравоохранение и спорт, СМИ, кинематографию, социальную политику;

Информация о работе Основы прогнозирования и планирования бюджета