Основы прогнозирования и планирования бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа методов, применяемых в бюджетном планировании и прогнозировании, изучение принципов; исследование путей совершенствования бюджетного прогнозирования и планирования.
Основными задачами курсовой работы, исходя из ее цели, являются:
- оценить уровень проводимой работы в России в области бюджетного прогнозирования и планирования;
- выработать основные направления совершенствования бюджетного прогнозирования и планирования, используя методологические принципы, теоретические основы;

Файлы: 1 файл

текст.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Переход России к рыночной экономике поставил проблему роли государства в управлении экономикой страны. Именно органы государственной власти являются самым мощным инструментом регулирования национальной экономики. В Российской Федерации роль государства была неоправданно занижена, что впоследствии отразилось на низкой эффективности провидимых реформ. Методом проб и ошибок общество осознало, что нельзя обеспечить нормальное развитие страны без сильного государства, органов государственной власти, действующих слаженно и в интересах народа.

У государства для этого имеется целый комплекс мер, но основная роль отводится бюджетной системе. В настоящее время приоритетной задачей стало создание эффективной бюджетной системы на всех уровнях государственной власти и местных органов самоуправления. Немало важно также, чтобы государство, осуществляя свои функции, оставалось полноправным участником рыночных отношений, а также не злоупотребляло своим особым положением.

Государство реализует свои функции по укреплению национальной экономики с помощью таких инструментов, как бюджет, налоги, бюджетное прогнозирование и планирование, исполнение доходов и расходов бюджетов разных уровней. Вопросы финансового и бюджетного планирования и прогнозирования являются объектом исследования многих ученых – поэтому тема курсовой работы «Основы планирования и прогнозирования бюджетных расходов» - актуальна.

Объектом исследования курсовой работы является бюджетное планирование и прогнозирование, а предметом – процесс планирования и прогнозирования бюджетных расходов.

Целью курсовой работы является проведение анализа методов, применяемых в бюджетном планировании и прогнозировании, изучение принципов; исследование путей совершенствования бюджетного прогнозирования и планирования.

Основными задачами курсовой работы, исходя из ее цели, являются:

- оценить уровень проводимой работы в России в области бюджетного прогнозирования и планирования;

- выработать основные направления совершенствования бюджетного прогнозирования и планирования, используя методологические принципы, теоретические основы;

- проанализировать действующую систему бюджетного прогнозирования и планирования;

- рассмотреть основные принципы и методы бюджетного прогнозирования и планирования;

- дать анализ методов прогнозирования и планирования бюджетных расходов;

- разработать и обосновать меры, направленные на достижение сбалансированности доходов и расходов бюджетов в процессе прогнозирования и планирования.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

 

 

1.1. Содержание, роль и задачи бюджетного планирования и прогнозирования

 

 

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное  планирование  и прогнозирование, представляющие собой частичное перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Роль и место бюджетного прогнозирования и планирования в системе регулирования экономики определяются их тесным взаимодействием. Ведь прогнозирование является базой для проработки, подготовки и утверждения плановых решений. Прогнозирование определяет направления развития планирования и выработки конкретных планов, которые учитывают особенности ситуаций, в которых они разрабатываются: краткосрочная перспектива, среднесрочная перспектива и долгосрочная перспектива.

 Бюджетное прогнозирование строится на основе структурного анализа и возможных вариантов их развития в будущем, вписывающихся в рамки текущей и стратегической экономической политики государства.

Многие зарубежные и российские экономисты спорят по поводу определения прогнозирования. Некоторые считают, что «прогноз - высказывание, фиксирующее в терминах какой-либо языковой системы ненаблюдаемое событие и удовлетворяющее следующим условиям:

• в момент высказывания нельзя однозначно определить его истинность или ложность;

• это высказывание содержит указание на пространственный или временной интервал (конечный), внутри которого произойдет прогнозируемое событие;

• в момент высказывания необходимо располагать способами: а) проверки метода прогнозирования; б) априорной оценки вероятности появления прогнозируемого события; в) проверки осуществления прогнозируемого события».

Другие экономисты полагают, что  «прогноз - это цельное тематическое исследование со своей логикой, методикой, включающие и качественный и количественный анализ и имеющие самостоятельное научное значение независимо от окончательных результатов разработки плана».

Среди всего многообразия определений прогнозов можно дать следующее определение, которое адекватно отражает его роль в современной финансовой науке: бюджетный прогноз - это система аргументированных и взаимосвязанных научно обоснованных оценок возможных путей и результатов развития бюджета и необходимых для их достижения политических, организационных, экономических, финансовых и институциональных мер.

Цель бюджетных прогнозов в упреждающем режиме времени помочь органам государственного управления и планирования выработать необходимые решения по регулированию экономических, финансовых и социальных процессов в будущем, которые будут испытывать на себе влияние вновь открытых тенденций и закономерностей. Другими словами, адаптировать функциональную деятельность органов государственного управления адекватно прогнозируемым изменениям.

Содержание бюджетного планирования  включает  также  вопросы  теории  и методологии составления бюджетов и других финансовых планов.  К  бюджетному планированию относится  не  только  составление  бюджета  по  всем  звеньям бюджетной системы,  но  и  его  исполнение. 

Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:

  1. установление общего объема финансовых  ресурсов  и  их  распределение  по отдельным направлениям,  национально-государственным  и  административным образованиям РФ,  выявление  размеров  направления  собственных  ресурсов хозяйства;
  2. организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и   социальной сферы;
  3. осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

Бюджетное планирование направлено,  в  конечном  счете,  на  составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета  принимают  участие  все органы государственной власти  и  управления.  Непосредственно  осуществляют бюджетное  планирование  Министерство  финансов  РФ,  финансовые   управления   администраций   других территорий в соответствии с предоставленными им правами.

Бюджетное  планирование   имеет   две   стадии.   На   первой   стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого  определяются основные  направления,  пути  и  способы  мобилизации  финансовых  ресурсов, изыскиваются возможности  для  увязки  намечаемых,  доходов  и  расходов  на предстоящий  год.  На  второй   стадии   производится   адресное   бюджетное планирование, т.е. устанавливаются  конкретные  связи  с  бюджетом  отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других  расходов.  Здесь  же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.

 

 

1.2. Основные принципы  и функции бюджетного планирования и прогнозирования

 

 

В качестве основных принципов бюджетного планирования можно привести следующие:

  1. унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки для предприятия и всех структурных подразделений независимо от специфики их хозяйственной деятельности;
  2. совместимость бюджетных форм, форматов с установленными формами государственной отчетности;
  3. совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;
  4. обеспечение возможности составления сводного бюджета;
  5. стабильность, неизменность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода;
  6. разделение накладных расходов на затраты структурных подразделений и компаний в целом по формуле, единой для всех подразделений;
  7. непрерывность процедуры составления бюджетов, что предусматривает регулярный пересмотр и корректировку ранее сделанных прогнозов на новый период, не ожидая завершения действующего;
  8. заблаговременная формулировка финансовых целей всех подразделений в виде заданий определенных норм рентабельности;
  9. учет доходов и расходов, поступлений и списаний денежных средств в сопоставимых по времени единицах учета;
  10. детальный учет наиболее важных статей расходов, доля которых в чистых продажах достаточно велика.

Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, анализ различных сценариев изменения финансового состояния предприятия, оценку финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.

Бюджетирование выполняет три основные функции:

  1. планирование. Данная функция самая важная, так как бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия бюджеты обеспечивают решение задач по распределению финансовых ресурсов, находящихся в его распоряжении. Их разработка придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности, все затраты и результаты приобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному и четкому целеполаганию на предприятии, выработке стратегии бизнеса;
  2. учет. Бюджетирование также является основой для управленческого учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам торговли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию на предприятии появляется возможность получать точную информацию, сравнивать намеченные цели с действительными результатами его деятельности. Роль бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, своевременно представлять соответствующие показатели финансовой деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде;
  3. контроль. Эта функция тоже важна для предприятия: как бы ни был хорош план, он остается бесполезным, если нет эффективного контроля за его осуществлением. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при контроле за его деятельностью. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе. Контроль за исполнением бюджета базируется на следующих основополагающих принципах:
  4. темпоральность - контроль за исполнением бюджета осуществляется множественно и параллельно во времени на базе соответствующего отчетным интервалам информационного обеспечения. Предварительный и текущий контроль возможен при совершенствовании электронно-документированного управленческого (оперативного) учета, контроль по завершению отчетного периода базируется на данных бухгалтерского учета;
  5. объективность - к информационному обеспечению, на базе которого выполняется контроль за исполнением бюджета, предъявляются требования системности и целостности. Априори целостной системой учета хозяйственных операций на предприятии является бухгалтерский учет. Объективности предварительного и текущего контроля можно достичь при гармонизации данного учета с бухгалтерской отчетностью;
  6. сравнимость - необходима однозначная идентификация хозяйственных операций и их параметров, что, естественно, обусловливает требование о наличии единого бюджетного классификатора, таблиц соответствия регистров бухгалтерского и бюджетного учета, а также системы согласования информации в параллельных контурах учета;
  7. ответственность - руководители структурных подразделений ответственны за формирование, утверждение и последующее исполнение бюджета в рамках их компетенций, определенных регламентом. Персональная ответственность также распространяется на достоверность используемой в бюджетном процессе информации.

Бюджеты на предприятии должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости, для того чтобы сохранять их контролирующую роль.

 

 

1.3 Методы, применяемые в бюджетном планировании и прогнозировании

 

 

Что касается методов разработки бюджетов, то можно выделить метод прироста и метод нулевого базиса.

Метод прироста является традиционным. При подготовке бюджета часто применяется подход, когда в основу его составления на предстоящий период закладываются данные о достигнутых ранее уровнях доходов и затрат. Затем эти данные обрабатываются с учетом ожидаемых цен, а также изменений объема или характера осуществляемой деятельности. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста затрат и доходов от достигнутого уровня деятельности. Недостаток этого метода состоит в том, что неэффективные решения, заложенные в достигнутом уровне, переходят в бюджеты будущих периодов.

Метод нулевого базиса позволяет подготовить бюджет затрат для определенной сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить затраты и выгоды от дополнительного прироста деятельности. Его суть заключается в том, что каждый вид деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности или структурного подразделения, в начале года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. В результате руководство получает информацию, позволяющую лучше определить приоритеты.

При сопоставлении данных методов выявляются как их недостатки, так и преимущества. Составление бюджета по методу прироста имеет то преимущество, что этот процесс оказывается относительно простым. Составление бюджета на основе нулевого базиса, хотя и более обоснованно, но практически труднее осуществимо. Если применять его ко всем разрабатываемым бюджетам, то потребуются большие затраты времени.

Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности предприятия.

Переход российской экономики на рыночные отношения потребовал переосмысления роли и места планирования в системе государственного регулирования и управления. Недостаточное научное обеспечение процесса реформирования привело к разрушению системы народно-хозяйственного планирования вместо качественного ее изменения и адаптации к рыночным условиям. Ошибочность такого рода действия вскоре стала очевидной, поскольку исключение централизованного управления повлекло за собой неисполнение государством обязательств по бюджетным ассигнованиям и госзакупкам, сокращение государственного рефинансирования, в результате чего произошло свертывание отечественного производства, рост неплатежей, массовое уклонение от уплаты налогов.

Информация о работе Основы прогнозирования и планирования бюджета