Основа бюджетного устройства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:47, реферат

Описание работы

В условиях рыночной экономики, когда товарно – денежные отношения приобретают
всеохватывающий характер, финансы представляют собой экономические отношения,
связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач
государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные
отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по
содержанию, так и по выполняемым функциям.

Содержание работы

1. Введение.
2. Бюджетное устройство РФ. Основные направления использования
централизованных ресурсов.
3. .Принципы бюджетного устройства
4. Доходы и расходы бюджета, состав и структура.
5. Основные задачи разрешения проблем в области совершенствования бюджетной
системы РФ.
6. Заключение.

Файлы: 1 файл

Основа бюджетного устройства РФ.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

июнь 1998г. на 1,7% и составила на 1 июля текущего года 123,3 млрд. руб., или

58,7% от общего объема недоимки  в консолидированный бюджет.

За последние года произошел  резкий скачок бюджетного дефицита. Он привел к

быстрому росту государственного долга, как внутреннего, так и  внешнего. Если

учесть, что положение считается  контролируемым при государственном долге, не

превышающем половины валового национального  продукта, и бюджетном дефиците не

свыше 2-3%, то нынешнее финансовое положение  страны можно оценить как

тяжелейший кризис, ибо и по дефициту бюджета, и по государственному долгу

превышены предельно допустимые нормы.

Несмотря на рост налогов и некоторое  увеличение налоговых доходов,

федеральный бюджет Российской Федерации  продолжает оставаться резко

дефицитным.

С 1990 г, и до 1995 г, для покрытия бюджетного дефицита в России в основном

использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С

1995 г. эмиссия денег для финансирования  дефицита бюджета не применяется.  С

этой целью используются различные  государственные ценные бумаги –  ГКО с

трехмесячным, шестимесячным, и годовым сроками погашения, казначейские

обязательства (КО), облигации внутреннего  валютного государственного

облигационного займа, облигации  федеральных займов с переменным купоном

(ОФЗ), государственные сберегательные  займы, золотые сертификаты.

        Основные показатели развития рынка ГКО – ОФЗ (млрд. руб.)       

      1997г.* I квартал 1998г. I полугодие 1998г. Июль 1998г.

Объем выпуска (эмиссия) 605,5 158,5 327,5 26

Объем выручки от продажи 386,5 89,8 162,3 7,3

Привлечение средств в бюджет 6,9 0,5 -23,0 -16,1

Удельный вес привлеченных в  бюджет средств в объеме эмиссии, % 1,1 0,3 - -

 

 

·В единицах измерения без учета  деноминации.

Крайне отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные)

огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления системы мер

по его преодолению, проведения активной финансовой политики, использования

общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. Стремление к

равновесию бюджетных доходов  и расходов путем сбалансированности

государственного бюджета – это сегодня одна из главных задач. Только решая

ее, можно проводить целенаправленную финансовую политику.

При выработки стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо

руководствоваться следующим:

· баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует

рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся

экономики. Мировой опыт убедительно  показывает, что на отдельных этапах

развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне

допустим бюджетный дефицит;

· величина бюджетного дефицита, о  чем свидетельствует мировой  опыт, не должна

превышать предельно допустимого  размера, определяемого 2-3% валового

национального продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые

размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к его

быстрейшему сокращению;

· для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные  формы

государственного кредита (как  внутреннего, так и внешнего). Работа печатного

станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота,

должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного  обращения, а

потому недопустимая. Дефицит может  покрываться только на заемной основе путем

размещения на финансовом рынке  государственных ценных бумаг;

· для преодоления бюджетного дефицита необходимо «лечение» самой экономики,

ибо без обеспечения динамизма  в ее развитии и реально ощутимой эффективности

невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные

финансовые меры ни применялись при этом.

Перечисленные принципы должны обязательно  реализовываться при разработке

конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им.

Отсюда неоправданными являются меры, в основе которых лежит идея в  короткий

срок во что бы то не стало добиться равновесия между доходами и расходами

бюджета, ликвидировать бюджетный  дефицит. Подобное стремление, не

подкрепленное реальными шагами в  направлении стабилизации самой  экономики,

лишь осложнит и без того трудную  финансовую ситуацию в стране, создаст

ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса.

В программу конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита следует

включить и последовательно  проводить в жизнь такие меры, которые, с одной

стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а

с другой – способствовали сокращению государственных расходов. Сюда

относятся:

· изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли  народного

хозяйства с целью значительного  финансовой отдачи от каждого бюджетного

рубля;

· более широкое использование  финансовых льгот и санкций, позволяющих  полнее

учитывать специфические условия  хозяйствования и стимулирующих  рост

общественного производства;

· резкое сокращение сферы государственной  экономики и государственного

финансирования; продажа на мировом  рынке части задолженности других стран

бывшему Советскому Союзу; полное прекращение  правительственной помощи

иностранным государствам;

· снижение военных расходов;

· сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на

принятии новых социальных программ, требующих значительного бюджетного

финансирования.

В целях финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации,

местных бюджетов в части финансирования неотложных нужд городского хозяйства,

выплаты заработной платы в 66 территориях  Российской Федерации

исполнительными органами власти субъектов  Российской Федерации и местного

самоуправления привлекались кредиты  кредитных организаций. По решениям

представительных и исполнительных органов власти в этих целях в 19 регионах

выпускались займы.

Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение

доходов бюджета и сокращение его  расходов, регулирование бюджетного дефицита,

целенаправленное управление его размером в совокупности с другими

экономическими антикризисными мерами, позволяет стабилизировать финансовое

положение нашей страны, будут способствовать ее возвращению на путь

социально-экономического развития и  процветания.

                              6. Заключение.                             

Необходимость реформирования бюджетной  системы в современных условиях

определяется объективными требованиями экономической действительности.

Развитие общества, многие годы жившего  в условиях жесткой централизации, еще

довольно длительное время будет  определяться развитием бюджетных  отношений.

Но и при рыночной системе  роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь

общество не перестает нуждаться  в сильной и авторитетной власти, способной

осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается

бессилен, а именно бюджет позволяет  аккумулировать для этого финансовые

ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование  бюджетного устройства способно оказать

значительное положительное воздействие  на функционирование всей рыночной

системы. И это совершенствование  следует осуществлять как по отношению  к

внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах

бюджетного федерализма, так и  по отношению к количественным и качественным

показателям самого бюджета, способствуя  его сбалансированности и осуществляя

достаточный контроль за уровнем возможных  бюджетного дефицита и

государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения  способны

превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики  в

мощный стимул  экономического роста.

Важные шаги в направлении совершенствования  бюджетного устройства Российской

Федерации уже были сделаны как  в законодательной, так и в  институциональной и

финансово - кредитной сферах. Создана  качественно новая система - Федеральное

казначейство РФ - которая позволит на основе четко определяемых объемов

реальных потребностей наиболее рационально  проводить оптимизацию бюджетных

потоков, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального

бюджета. Необходимо завершить ее формирование с последующим переходом  к

казначейской системе исполнения консолидированного бюджета Российский

Федерации. Подготовлен к принятию Налоговый кодекс, который станет

всеобъемлющим документом, регулирующим взаимоотношения государства с

налогоплательщиками, четко разграничит  полномочия федеральных и региональных

органов власти по установлению и  взиманию налогов и приравненных к ним

платежей и в целом станет серьезным шагом в направлении либерализации

налоговой системы страны с обеспечением в то же время стабильных налоговых

доходов по всем уровням бюджетной  системы.

                     Список используемой литературы.                    

     1. Абрамова М. А., Александрова Л. С., «Финансы, денежное обращение и

кредит», М., 1996г.

     2. «Годовой отчет  ЦБРФ», М., 1997г.

     3. «Общая теория финансов»,  под ред. Дробозиной Л. А., М., 1995г.

     4. «Текущий мониторинг  и прогноз макроэкономических  процессов»,

ежемесячный выпуск, август 1998г. ЦБРФ, Москва.

     5. «Финансы» под ред.  Родионовой В. М., М., 1994г.

     6. «Финансы и кредит»,  курс лекций под ред. Ковалевой  Т. М., Самара, 1996г.

     7. «Финансы», под ред.  Ковалевой А. М., М., 1998г.

     8. «Финансы, денежное обращение, кредит», под ред. Дробозиной Л. А., М., 1997г.


Информация о работе Основа бюджетного устройства РФ