Организация деятельности центрального банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Банки играют огромную роль в дальнейшем углублении и совершенствовании рыночных отношений в стране. Банки России образуют единую, развивающуюся систему, сочетающую в себе автономию и централизм. Автономия выражается в том, что банки, как заинтересованные участники рыночных отношений, являются собственниками аккумулированных ими денежных средств. Они самостоятельно определяют пути выхода на кредитный, валютный и фондовый рынки и отношения с коммерческими предприятиями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Государственное регулирование деятельности банков и иных кредитных организаций до 1917 г………………………………...…..4
2. Резервы на возможные потери от кредитной деятельности банков……………………………………………………………………...6
Заключение……………………………………………………………………..15
Список использованной литературы………………………………………16

Файлы: 1 файл

организация деят. ЦБ.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

наличие и исполнение в кредитной организации внутренних документов по формированию резерва;

достаточность и качество используемой кредитной организацией информации о контрагенте и способов накопления, обработки и анализа этой информации;

качество документа, содержащего мотивированное суждение кредитной организации об уровне риска по конкретному активу (группе активов), условному обязательству кредитного характера (их группе), включая качество анализа факторов, которые легли в основу принятого решения, а также правильность расчета резерва на возможные потери;

полноту рассмотрения факторов, о которых кредитная организация знала либо должна была знать при вынесении суждения об уровне риска;

обоснованность мотивированного суждения кредитной организации о классификации отдельных элементов расчетной базы резервов на возможные потери в соответствующую группу риска;

правильность формирования кредитной организацией резерва исходя из определенной расчетной базы и его отражения в бухгалтерском учете;

обоснованность принятия решения о списании кредитной организацией с баланса нереальной для взыскания задолженности.

При выявлении в процессе надзора фактов неадекватной классификации отдельных элементов расчетной базы или не включения отдельных элементов в расчетную базу территориальное учреждение Банка России применяет к кредитным организациям меры принудительного воздействия, в том числе направляет кредитной организации предписание об устранении нарушений, содержащее требование об отнесении отдельных элементов расчетной базы к другой группе риска, включении в нее дополнительных элементов и (или) о формировании резервов.

 

Правовой режим резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности(далее — ссуды) определен Положением Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П (в ред. от 2 февраля 2009 г.). В целях данного Положения к ссудам относятся следующие денежные требования и требования, вытекающие из сделок с финансовыми инструментами:

предоставленные кредиты (займы), размещенные депозиты, в том числе межбанковские кредиты (депозиты, займы), прочие размещенные средства, включая требования на получение (возврат) долговых ценных бумаг, акций и векселей, предоставленных по договору займа; учтенные векселя;

суммы, уплаченные кредитной организацией бенефициару по банковским гарантиям, но не взысканные с принципала;

денежные требования кредитной организации по сделкам финансирования под уступку денежного требования (факторинг);

требования кредитной организации по приобретенным по сделке правам (требованиям) (уступка требования);

требования кредитной организации по приобретенным на вторичном рынке закладным;

требования кредитной организации по сделкам продажи (покупки) финансовых активов с отсрочкой платежа (поставки финансовых активов);

требования кредитной организации к плательщикам по оплаченным аккредитивам (в части непокрытых экспортных и импортных аккредитивов);

требования кредитной организации (лизингодателя) к лизингополучателю по операциям финансовой аренды (лизинга).

Классификация ссуд и формирование резерва осуществляются на основании следующих принципов:

соответствие фактических действий по классификации ссуд и формированию резерва требованиям Положения № 254-П и внутренних документов кредитной организации;

комплексный и объективный анализ всей информации, относящейся к сфере классификации ссуд и формирования резервов;

своевременность классификации ссуды и (или) формирования резерва и достоверность отражения изменений размера резерва в учете и отчетности.

Резерв формируется кредитной организацией при обесценении ссуды, т. е. при потере ссудой стоимости вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора либо существования реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения).

Резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд, т. е. по группе ссуд со сходными характеристиками кредитного риска, соответствующих требованиям, установленным Положением № 254-П, и обособленных в целях формирования резерва в связи с кредитным риском, обусловленным деятельностью конкретного заемщика либо группы заемщиков, предоставленные которым ссуды включены в портфель однородных ссуд.

Резервы под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон.

Особенности формирования резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон регламентированы указанием Банка России от 22 июня 2005 г. № 1584-У.

К резидентам офшорных зон относятся:

физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории иностранного государства, предоставляющего льготный налоговый режим и (или) не предусматривающего раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорная зона), в том числе временно находящееся за ее пределами;

юридическое лицо, учрежденное на территории офшорной зоны;

обособленное подразделение юридического лица, расположенное на территории офшорной зоны, не имеющее статуса юридического лица;

находящиеся за пределами офшорной зоны филиал или представительство резидента офшорной зоны.

Кредитные организации обязаны формировать резерв в валюте РФ под:

ссуды, предоставленные резидентам офшорных зон, а также ссудную и приравненную к ней задолженность, определенную в соответствии с требованиями Положения Банка России № 254-П, числящуюся за резидентами офшорных зон;

финансовые инструменты, являющиеся элементами расчетной базы в соответствии с Положением Банка России № 283-П, контрагентами по которым выступают резиденты офшорных зон.

Резерв формируется с момента отражения вышеперечисленных ссуд и (или) финансовых инструментов на балансовых и внебалансовых счетах, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, приведенном в Положении Банка России о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 26 марта 2007 г. № 302-П (в ред. от 12 декабря 2008 г.) и регулируется на момент изменения расчетных величин, а также остатков на соответствующих счетах, кроме случаев изменения остатков на соответствующих счетах в иностранной валюте, связанного с переоценкой валютных статей баланса.

При изменении остатков на соответствующих счетах в иностранной валюте, связанном с переоценкой валютных статей баланса, регулирование резерва производится не реже одного раза в месяц на отчетную дату.

В качестве объекта резервирования но гарантии (банковской гарантии) рассматривается как сама гарантия (банковская гарантия), по которой резидент офшорной зоны выступает принципалом (должником), так и гарантия (банковская гарантия), по которой он выступает бенефициаром (кредитором). В качестве объекта резервирования но поручительству рассматривается как поручительство, по которому резидент офшорной зоны выступает должником, так и поручительство, по которому он выступает кредитором.

Если кредитная организация является гарантом (поручителем) по операции, в которой и принципалом (должником), и бенефициаром (кредитором) выступают резиденты офшорных зон, резерв формируется в отношении того резидента офшорной зоны (принципала либо бенефициара), риск по которому оценивается как наиболее высокий.

В зависимости от группы офшорных зон, определенных указанием Банка России от 7 августа 2003 г. № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» (в ред. от 27 декабря 2006 г.), резерв формируется в размере, указанном в табл. 2.

В соответствии со ст. 25 Закона о банках банк обязан выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России,, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств. С этой целью банк обязан иметь в Банке России счет для хранения обязательных резервов.

Группа офшорных зон

Размер резерва, %

1-я группа

0

2-я группа

25

3-я группа

50


Начиная с 1 августа 2009 г. нормативы обязательных резервов установлены в следующем размере:

по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте — 2,5%;

по обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ — 2,5%;

по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и обязательствам в иностранной валюте — 2,5%'.

Порядок депонирования обязательных резервов определен Положением Банка России об обязательных резервах кредитных организаций от 7 августа 2009 г. № 342-П.

Депонирование обязательных резервов производится кредитными организациями денежными средствами в валюте РФ путем их перечисления в безналичном порядке на счета по учету обязательных резервов в Банке России. Регулирование размера обязательных резервов производится Банком России ежемесячно.

На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банк  России, проценты не начисляются.

Уполномоченное учреждение Банка России контролирует выполнение кредитными организациями нормативов обязательных резервов при регулировании размера обязательных резервов и при проведении проверок.

Уполномоченное учреждение Банка России взыскивает не до-взнос с корреспондентского счета кредитной организации, не перечислившей не до-взнос на счета по учету обязательных резервов в период регулирования обязательных резервов, инкассовым поручением с первого рабочего дня, следующего за периодом регулирования обязательных резервов, до полного его возмещения.

В соответствии со ст. 38 Закона о Банке России при нарушении кредитной организацией нормативов обязательных резервов уполномоченное учреждение Банка России применяет штраф. Размер штрафа рассчитывается единовременно исходя из величины не до-взноса и (или) суммы превышения усредненной величины обязательных резервов над средней хронологической величиной остатков на корреспондентском счете, с применением ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату расчета штрафа.

Предписание на уплату штрафа направляется кредитной организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо передается представителю кредитной организации под расписку в следующие сроки:

не позднее пятого рабочего дня после окончания периода регулирования обязательных резервов (за исключением штрафа, применяемого по результатам проверки);

не позднее пятого рабочего дня, следующего за днем утверждения акта проверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Банковская деятельность как основной элемент функционирования финансовой системы - объект наиболее жесткого регулирования со стороны государственно-властных структур по сравнению с любой другой формой экономической деятельности. Это связано с  теми характеристиками банков, которые объективно присущи им и определяет их положение в качестве ключевых элементов финансовой системы. В зарубежной юридической науке выделяют три такие характеристики: высокий уровень финансовой взаимозависимости; возможность легко изымать денежные средства и недостаточная открытость. 
 
Законодательство России закрепляет двухуровневую банковскую систему, в которой первый уровень представлен Центральным банком,  принадлежащим государству, а второй уровень состоит из множества негосударственных (коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной  собственности. Двухуровневая банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями.  
 
Несмотря на законодательное закрепление за Центральным банком прав проведения всех видов банковских операций, его главная функция- надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом. В то же время максимальный объем проводимых в стране банковских операций концентрируется в коммерческих или иных негосударственных банках, работающих непосредственно на рынке финансовых услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.  Банковское дело : учебник. 3-е изд. перераб. и доп. / под ред. О. И. Лаврушина. – М. : КНОРУС, 2009.

 

2. Братко,  А.  Г.  Центральный  банк  в  банковской  системе  России  /

А. Г. Братко. – М. : Спарк, 2010.

 

4. Вестник Банка России (за соответствующие годы).

 

5. Годовой отчет Банка  России за 2006, 2007 и 2008 годы.

 

6. Голикова, Ю. С. Банк России: организация деятельности / Ю. С. Голикова, М. А. Хохленкова. – М. : ДеКА, 2009.

Информация о работе Организация деятельности центрального банка