Организация деятельности центрального банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Банки играют огромную роль в дальнейшем углублении и совершенствовании рыночных отношений в стране. Банки России образуют единую, развивающуюся систему, сочетающую в себе автономию и централизм. Автономия выражается в том, что банки, как заинтересованные участники рыночных отношений, являются собственниками аккумулированных ими денежных средств. Они самостоятельно определяют пути выхода на кредитный, валютный и фондовый рынки и отношения с коммерческими предприятиями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Государственное регулирование деятельности банков и иных кредитных организаций до 1917 г………………………………...…..4
2. Резервы на возможные потери от кредитной деятельности банков……………………………………………………………………...6
Заключение……………………………………………………………………..15
Список использованной литературы………………………………………16

Файлы: 1 файл

организация деят. ЦБ.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

  1. Государственное регулирование деятельности банков и иных кредитных организаций до 1917 г………………………………...…..4

 

  1. Резервы на возможные потери от кредитной деятельности банков……………………………………………………………………...6

 

Заключение……………………………………………………………………..15

 

Список использованной литературы………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Банки играют огромную роль в дальнейшем углублении и совершенствовании рыночных отношений в стране. Банки России образуют единую, развивающуюся систему, сочетающую в себе автономию и централизм. Автономия выражается в том, что банки, как заинтересованные участники рыночных отношений, являются собственниками аккумулированных ими денежных средств. Они самостоятельно определяют пути выхода на кредитный, валютный и фондовый рынки и отношения с коммерческими предприятиями.  
 
Централизм проявляется в единстве требований со стороны Правительства РФ и Центрального Банка России  к коммерческим банкам в вопросах обеспечения их надежности и соблюдения интересов их клиентов и государства. Централизм в управлении банковской системой основан, прежде всего, на экономических методах и лишь в необходимых случаях – на командно-административных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственное  регулирование деятельности банков и иных кредитных организаций до 1917 г.

 

До середины XVIII в. Российская империя практически не имела кредитных учреждений. Лишь в 1729-1733 гг. первые банковские операции начала осуществлять Монетная контора. Ее операции заключались в выдаче ссуд под залог золота и серебра. Это положило начало развитию кредитных операций и возникновению банков в стране.  
Формирование кредитно-банковской системы до 1917 г. можно разделить на два этапа: с 1733 до 1860 г. и с 1860 до 1917 г.  
Период с 1733 до 1860 г. характеризовался монополией государства в банковской сфере. За исключением нескольких городских общественных банков, а также двух десятков частных банкирских домов и конторы придворных банкиров, обслуживавших государственные внешнеторговые операции, кредитная система состояла из центральных и местных кредитных учреждений, занимавшихся преимущественно ипотечным кредитованием. Это объяснялось тем, что до середины XIX в. наиболее обеспеченным залогом считалось недвижимое имущество и подтоварный кредит существенно уступал ипотечному. Государственные банки выдавали кредиты, источником которых служили средства казны.  
В 1770 г. российские банки приступили к ведению депозитных операций. В те годы Россия являлась единственной страной, в банки которой неограниченно принимали вклады и начисляли по ним проценты.  
Крупнейшими центральными государственными банковскими институтами были Монетная контора, Государственный заемный банк, Дворянский банк, Купеческий банк, Медный банк и др., предназначенные для заемщиков определенных сословий: Монетная контора предоставляла ссуды только придворным, Дворянский банк и Государственный земельный банк дворянам, Купеческий банк и Медный банк купцам. Ссуды выдавались, как правило, сроком на три года  пять лет из расчета 8% годовых. Некоторые банки предоставляли долгосрочные кредиты на 20 лет в основном под залог населенных имений. В целях облегчения обращения медной монеты в стране и притока серебряной монеты в казну некоторые банки (Медный, Артиллерийский) выдавали кредиты медной монетой, а их погашение осуществлялось на 75% серебряной монетой. 

В последней трети XVIII в. наряду с центральными возникли местные государственные кредитные учреждения: Ссудная, Вдовья, Сохранная казны, а также приказы общественного призрения и др. Они создавались, как правило, в благотворительных целях для предоставления ссуд под весьма низкие проценты. Приказы общественного призрения и дворянские казны, действовавшие при депутатских собраниях в губерниях, выполняли функции губернских банков. Ссуды выдавались сроком не более чем на один год на сумму, не превышавшую 1000 руб., одному лицу под залог недвижимого имущества в данной губернии. Сохранные казны предоставляли ссуды под залог имений, фабрик, заводов и казенных домов на срок от одного года до пяти лет. Сроки этих ссуд неоднократно продлевались и в 1830 г. достигли 36 лет.  
Учрежденный в 1817 г. Государственный коммерческий банк1 не только принимал вклады, но и предоставлял кредиты крупным купцам посредством учета векселей и выдачи подтоварных ссуд.  
Фактически Государственный коммерческий банк превратился в подсобный депозитный банк, мобилизующий средства в интересах государственной казны, помещиков и купцов.  
В период, предшествовавший отмене крепостного права, Россия переживала тяжелый экономический и финансовый кризис, который побудил Правительство приступить к реорганизации кредитной системы. Законом от 10 июля 1859 г. Правительство предрешило ликвидацию действующих кредитных учреждений. Законом от 1 октября 1859 г. были прекращены выдачи ссуд под имения и ревизные души, т. е. под крепостных крестьян. С 1 января 1860 г. Заемному банку и приказам общественного призрения запрещалось принимать вклады, а Коммерческий банк был ограничен правом принимать вклады лишь до 1 июля 1860 г. Заемный банк 31 мая 1860 г. был ликвидирован. 

Важнейшее событие в банковском деле России произошло 2 июня 1860  г. начал работать Государственный банк.  
Впоследствии был преобразован в Государственный банк Российской империи. 

 

 

2. Резервы на возможные  потери кредитной деятельности и их роль в регулировании деятельности банков.

 

В соответствии со ст. 24 Закона о банках в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг. Кредитная организация обязана классифицировать активы, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков в порядке, устанавливаемом Банком России.

На основании ст. 69 Закона о Банке России ЦБ РФ определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков, гарантирования возврата вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.

Обязанность выполнения резервных требований возникает у кредитной организации с момента получения лицензии Банка России на право совершения банковских операций и является необходимым условием их осуществления.

 

Порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери установлен Положением Банка России от 20 марта 2006 г. № 283-П (в ред. от 26 июня 2009 г.).

Под возможными потерями кредитной организации применительно к формированию резерва понимается риск несения убытков по причине возникновения одного или нескольких следующих обстоятельств:

неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств контрагентом кредитной организации по совершенным ею операциям (заключенным ею сделкам) или вследствие неисполнения обязательств лицом, надлежащее исполнение обязательств которого обеспечивается принятым на себя кредитной организацией обязательством;

обесценение (снижение стоимости) активов кредитной организации;

увеличение объема обязательств и (или) расходов кредитной организации по сравнению с ранее отраженными в бухгалтерском учете.

Резерв на возможные потери (далее — резерв) формируется по:

балансовым активам, по которым существует риск понесения потерь;

условным обязательствам кредитного характера, отраженным на вне балансовых счетах;

срочным сделкам, определяемым в качестве таковых Положением Банка России № 302-П не ранее третьего рабочего дня после дня их заключения;

требованиям по получению процентных доходов по кредитным требованиям; прочим потерям.

При формировании резерва необходимо исходить из принципа приоритета экономического содержания операций (сделок) над их юридической формой.

В целях определения величины резервов на возможные потери кредитные организации на основании профессионального суждения об уровне риска классифицируют отдельные элементы расчетной базы резерва с точки зрения вероятности потерь по пяти категориям качества:

I категория — анализ деятельности контрагента и (или) функционирования рынка (рынков) не выявил реальной и потенциальной угрозы потерь, и есть основания полагать, что контрагент полностью и своевременно выполнит обязательства;

II категория — анализ деятельности контрагента и (или) функционирования рынка позволяет констатировать существование умеренной потенциальной угрозы потерь (например, кредитной организации стало известно о наличии в деятельности контрагента недостатков в управлении, системе внутреннего контроля или других отрицательных аспектов и (или) прогнозируется неблагоприятное развитие ситуации на рынках, на которых работает контрагент);

III категория — анализ деятельности контрагента и (или) функционирования рынка (рынков) выявил существование серьезной потенциальной или умеренной реальной угрозы потерь (например, констатировано кризисное состояние рынков или ухудшение финансового положения контрагента);

IV категория — анализ деятельности контрагента и (или) функционирования рынка (рынков) выявил одновременно наличие потенциальных и умеренных реальных угроз (например, указанных выше) либо существенных реальных угроз частичных потерь (например, имеются затруднения в выполнении контрагентом своих обязательств);

V категория — имеются достаточные основания полагать, что стоимость отдельного элемента расчетной базы резерва будет полностью потеряна в связи с невыполнением контрагентом договорных обязательств.

Размер расчетного резерва, отражающего по каждому элементу расчетной базы величину потерь кредитной организации без учета факта наличия и качества обеспечения, определяется в соответствии с показателями табл. 1.

Совокупная величина фактически созданного резерва на возможные потери должна соответствовать величине возможных потерь.

Для классификации элементов расчетной базы кредитная организация оценивает финансовое состояние контрагента в целях выявления вероятности невыполнения им договорных обязательств. Элементы расчетной базы резерва и факторы, на основании которых кредитная организация выносит мотивированное суждение об уровне риска по ним, определяются ею самостоятельно на основании требований, установленных Положением № 283-П.

Классификация

Размер расчетного резерва от величины элемента расчетной базы, %

I категория качества

0

II категория качества

От 1 до 20

III категория качества

От 21 до 50

IV категория качества

От 51 до 100

V категория качества

100


Профессиональное суждение по элементам расчетной базы и формирование (регулирование) резерва должно основываться на следующих принципах:

соответствие фактических действий по классификации (ре- классификации) элементов расчетной базы и формированию (регулированию) резерва требованиям действующего законодательства, нормативных актов Банка России и внутренних документов кредитной организации;

комплексный и объективный анализ всей информации, принимаемой во внимание при классификации (реклассификации) элементов расчетной базы резерва и формировании (регулировании) резерва;

своевременность классификации (реклассификации) элементов расчетной базы, формирования (регулирования) резерва и достоверность отражения изменений размера резерва в учете и отчетности.

Резерв формируется в валюте РФ.

Определение расчетной базы и формирование (регулирование) резерва производится при получении информации о возникновении (изменении) факторов риска, дающей основания для вынесения профессионального суждения. При этом под возникновением (изменением) факторов риска понимается наличие обстоятельств, которые могут повлиять на формирование или изменение профессионального суждения.

Оценка риска но элементам расчетной базы резерва проводится начиная с момента отражения кредитной организацией финансовых инструментов на балансовых счетах и вне балансовых счетах. Сведения о резервах представляются кредитными организациями в территориальные учреждения Банка России по формам, установленным указанием Банка России от 16 января 2004 г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (в ред. от 15 сентября 2009 г.).

Размер расчетного и сформированного резервов определяется в целом по кредитной организации независимо от отражения резервов на балансах ее филиалов. Порядок формирования, регулирования и отражения резервов на балансах филиалов кредитная организация определяет самостоятельно.

Если размер расчетного резерва по отдельным элементам расчетной базы больше (меньше) величины сформированного резерва, то производится соответствующее доначисление (списание) резерва. При реализации актива, а также при исполнении условного обязательства кредитного характера или срочной сделки производится восстановление резерва.

Признание задолженности безнадежной, а также ее списание осуществляются в порядке, установленном гл. 8 Положения Банка России № 254-П.

Надзор за порядком формирования кредитными организациями резервов осуществляется Банком России с обязательной оценкой:

правильности формирования кредитной организацией резерва, исходя из определенной расчетной базы, и его отражения в бухгалтерском учете;

обоснованности решения о списании безнадежной для взыскания задолженности.

При осуществлении текущего надзора, в том числе при инспекционных проверках, территориальные учреждения Банка России оценивают:

Информация о работе Организация деятельности центрального банка