Оценка состояния государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы – оценить состояние государственного бюджета за 2008-2010 годы, а также дать прогноз состояния бюджета на плановые 2011-2013 гг.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
исследовать структуру доходов госбюджета;
исследовать структуру расходов госбюджета;
оценить состояние бюджета за исследуемый период;
проанализировать динамику внутренних и внешних займов;
спрогнозировать возможное состояние госбюджета на 2011-2013гг.

Файлы: 1 файл

МОЯ РАБОТА .docx

— 90.27 Кб (Скачать файл)

Одной из проблем российской  экономики  стал непомерно возросший долг, как  внешний, так и внутренний. Кредитная  история  России началась в 1769 г., когда  Екатерина II сделала первый заем в  Голландии.

К началу 1999г. совокупный внешний долг России превышал 150 млрд. долл., что составляло около 55% ВВП. Львиную долю долга  Россия унаследовала от СССР. В 1996г. ведущие рейтинговые агентства мира присвоили России кредитные рейтинги. Достаточно высокий рейтинг, который иностранные эксперты дали России способствовал росту оптимистических настроений по поводу развития российской экономики. Этот энтузиазм отчасти привёл к тому, что в последующий период происходило стремительное наращивание задолженности, со стороны как государственных, так и корпоративного и банковского секторов. 22

Для того чтобы разобраться в структуре  внешнего долга РФ, рассмотрим таблицу  № 4.

 

Таблица №4.

Структура государственного внешнего долга РФ (в млрд. руб.).23

 

2008г

2009г

2010г

Государственный внешний долг (включая  обязательства СССР)

44,9

40,5

37,6

в том числе:

     

Задолженность странам участницам Парижского клуба

1,8

1,4

1,0

Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб

3,7

3,3

3,1

Коммерческая задолженность

0,7

1,2

0,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

5,0

4,5

3,8

Задолженность по еврооблигационным займам

28,6

27,7

26,2

Предоставление гарантий Российской Федерации  
в иностранной валюте

0,6

0,6

0,9


 

Как это  видно из таблицы, внешний долг России сокращается год от года. К 2010 году он равен 37,6 млрд. руб., что составляет 0,09% от ВВП страны. Самая большая задолженность у России перед международными финансовыми организациями и перед странами, не вошедшими в Парижский клуб, в 2010 году суммарная задолженность по этим  статьям составляет 6,9 млрд. руб.

Из вышеприведенных  данных видно, что абсолютная величина государственного внешнего долга Российской Федерации за последние годы стала  снижаться, и на сегодняшний день основная проблема заключается не в  самой величине внешнего долга, а  в непомерной тяжести его обслуживания (уплаты процентов и сумм погашения, которые по оригинальному графику

платежей  приходятся на данный календарный год) за счет расходов федерального бюджета.24

 

Далее рассмотрим динамику внутреннего долга Российской Федерации. Для этого рассмотрим таблицу № 5.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №5.

Структура государственного внутреннего  долга РФ (в млрд. руб.).25

Годы

Млрд. руб.

2007

875,6

2008

1047,4

2009

1144,0

2010

1469,7


 

Мы видим, что внутренний долг РФ растет с  каждым годом. В 2010 году он равен уже 1 469.7 млрд. руб. По прогнозам Минфина в ближайшее время этот показатель будет только увеличиваться.

Исходя  из анализа таблиц №4 и №5, можно сделать вывод, что политика правительства направлена на сокращение внешнего долга за счет увеличения внутреннего. Это связано с тем, что обслуживание внешнего долга обходится России дороже, чем внутреннего.

Среди проблем  современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной  из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние  как на темпы экономического роста  страны в целом, так и на направления  финансовой и бюджетной политики.

 

 

 

 

 

 

3. Прогноз состояния госбюджета РФ на 2011-2013гг.

Бюджетное прогнозирование - обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях  развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний.

Прогноз строится на тщательном изучении информации о  состоянии бюджета на данный момент. В соответствии с выявленными  закономерностями определяются разные варианты достижения предполагаемых бюджетных  показателей. В результате анализа  определяется наилучший  вариант  развития бюджетных отношений.

Бюджет на 2011 и на плановый 2012-2013гг. был принят в первом чтении 20 октября 2010 года. Бюджетная политика в 2011 - 2013 гг. в силу сложившихся объективных условий будет оказывать сдерживающий эффект на экономическое развитие. Бюджет получился предвыборным, то есть социально ориентированным. Он фиксирует, что кризис кончился, а развитие еще не началось.

Рассмотрим основные параметры  бюджета 2011 года и прогноза на 2012-2013 годы.

Таблица №6.

Параметры бюджета на 2011-2013 гг.26

 

2011г

2012г

2013г

Доходы, млрд. руб.

8 844,8

9 503,0

10 379,5

Расходы, млрд. руб.

10 658,0

11 237,6

12 175,0

Дефицит

1 814,2

1 734,4

1 795,5


 

В Законе о федеральном  бюджете на 2011 год сохраняется  тенденция к увеличению  уровня доходов. Основными источниками доходов федерального бюджета в ближайшие три года останутся налоговые поступления, обеспечивающие порядка 55% всех доходов бюджета. При этом ожидается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов в пользу ненефтегазовых вследствие более низких темпов роста цен на нефть марки «Urals и изменений в налогом законодательстве.

Так, по последнему прогнозу Минэкономразвития, цена на нефть в 2011 году может составить $105 за баррель, а в 2012 году - $93 за баррель, а в 2013 - $90 за баррель. Бюджет 2011 может быть бездефицитным при среднегодовой цене на нефть $115 за баррель, так как нефтегазовые доходы продолжают составлять значительную часть доходов бюджета. Однако такой цены не предвидится.27

Впервые за длительный период налоговых преобразований в России будут приняты меры, увеличивающие  совокупную налоговую нагрузку. Согласно основным направлениям бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, оценка увеличения доходов федерального бюджета в результате реализации мер составляет: 0,5% ВВП в 2011 г., 0,8% ВВП в 2012 г. и 1,1% в 2013 году.

Наиболее значительными  мерами в принимаемых налоговых  новациях, приводящими к увеличению налоговой нагрузки на экономику  страны, являются упразднение с 2010 года ЕСН и реформирование системы  страховых взносов. С 1 января 2011 г. вырастут ставки социальных взносов с 26% до 34%, что увеличит доходы госбюджета на 2 235,2 млрд. руб. В 2012 году ожидается увеличение акцизы по подакцизным товарам до 228,3 млрд. руб., в связи с изменение порядка исчисления и уплаты акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Также планируется повышение ставки налога на добавленную стоимость до 19%, что приведет к росту доходов бюджета и составит 1 300 млрд. руб.

Что касается расходов, то в  2011 году порядка 60% расходов бюджета будут иметь социальный характер, сохранятся приоритеты, связанные с инвестициями в человеческий капитал и инновациями. Планируется увеличение размеров социальных выплат. Так, пособие при рождении ребенка составит с 1 января 2011 года 11,703 тыс. руб. Размер материнского капитала увеличится до 365,698 тыс. руб. Средний размер трудовой пенсии на конец 2011 года возрастет до 8529,4 руб., будет увеличено денежное довольствие военнослужащим. Собственно, указанные категории граждан (пенсионеры, военнослужащие, матери) и можно считать выигравшими от нового бюджета.28

Почти все остальные расходы  сокращаются, ведь задачу снижения дефицита бюджета никто не отменял. Так, в 2011 году расходы по статье "Национальная оборона" предполагается уменьшить сразу на 484 млрд руб. до 793,001 млрд. руб. Предполагается и сокращение финансирования по статье "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" — на 188 млрд. руб.

Таким образом, в течение  последующих трех лет бюджет будет  дефицитным, хотя размер дефицита будет  постепенно снижаться. Дефицит бюджета  в 2011 году прогнозируется на уровне 3,6% ВВП, или 1 814 млрд. руб. В 2012 году он может  сократиться до 3,1%, или 1 734 млрд. руб. В 2013 году планируется дефицит на уровне 2,9% ВВП, или 1 795 млрд. руб.

 Для покрытия дефицита  госбюджета планируется активно  использовать доходы от приватизации. Средства Резервного фонда будут  использованы только в 2011 году, в результате чего он будет  полностью исчерпан.

В ближайшие  годы ситуация в экономике останется  неопределенной, поэтому власти РФ должны вести жесткую и ответственную  бюджетную политику, необходимо продолжить политику снижения неэффективных расходов. Наиболее существенно сокращаются  расходы на инвестпрограммы, в том  числе на строительство объектов транспортной системы и культуры. 29

В любом случае бюджет-2011 не является бюджетом развития. Это  типичный бюджет выборного года, когда  власть вдруг вспоминает о подведомственном народе и организует аттракцион неслыханной  щедрости. Который, однако, так и  остается аттракционом, поскольку не подкрепляется реальным ростом экономики. А все полученные населением социальные радости сразу после выборов  становятся жертвой инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Изучив  экономический смысл таких понятий  как государственный бюджет, бюджетный  дефицит и государственный долг подытожим полученную информацию.  Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции  сводятся к перераспределению средств  и контролю над их эффективным использованием.

В данной курсовой работе проанализировано состояние госбюджета Российской Федерации за 2008-2010гг. Для этого была изучена структура доходов и расходов бюджета.

Доходы бюджета за исследуемый период существенно сократились, хотя и имеют определенную тенденцию к росту. Это, безусловно, вызвано спадом деловой активности и  последующим снижением темпов производства. Анализ  расходной части показал, что расходы бюджета наоборот значительно увеличились, что связано с увеличением социальных выплат и пособий, а также с государственным антикризисным стимулированием.

Для того чтобы оценить состояние государственных  финансов необходимо соотнести доходы и расходы бюджета. В исследуемом периоде расходы превышали доходы, что соответствует дефициту госбюджета. Он составляет 3,8% от ВВП, является допустимым и связан с цикличностью экономики.

Чаще  всего дефицит госбюджета покрывается за счет государственных займов. Исходя из структуры внутренних и внешних займов, можно сделать вывод, что политика государства направлена на сокращение внешнего долга за счет увеличения внутреннего. Это объясняется тем, что обслуживание внешнего долга намного дороже, чем внутреннего. 

Изучив  состояние госбюджета за 2008-2010 гг. я  попыталась спрогнозировать возможное  состояние бюджета на 2011-2013гг. Следующие  три года бюджет страны по-прежнему будет сводиться с дефицитом. Однако он будет сокращаться год от года. На мой взгляд, это связано с постепенным выходом из кризиса России и мирового сообщества в целом. Снижение дефицита возможно также за счет изменений в налоговом законодательстве, что немаловажно для нашей страны, ищущей альтернативные нефтегазовым способы финансирования госбюджета.

Таким образом, бюджет является основной экономической категорией страны. В современных условиях он является главным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Именно  поэтому очень важно решать вопросы эффективного использования ограниченных ресурсов госбюджета и искать новые пути финансирования дефицита, а также обеспечить прозрачность бюджета для всех членов общества. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат Федерального Собрания. Это крайне важно с учетом особенности подготовки проекта федерального бюджета на 2011-2013гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Агапова Т.А. Макроэкономика. – М: Изд-во «Дело и Сервис», 2002.- С. 123
  2. Афанасьев М. Концепции бюджетного устройства /Афанасьев М. // Вопросы экономики – 2002. - №1- С. 35

Информация о работе Оценка состояния государственного бюджета