Оценка состояния государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы – оценить состояние государственного бюджета за 2008-2010 годы, а также дать прогноз состояния бюджета на плановые 2011-2013 гг.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
исследовать структуру доходов госбюджета;
исследовать структуру расходов госбюджета;
оценить состояние бюджета за исследуемый период;
проанализировать динамику внутренних и внешних займов;
спрогнозировать возможное состояние госбюджета на 2011-2013гг.

Файлы: 1 файл

МОЯ РАБОТА .docx

— 90.27 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение 

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством  бюджета государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Актуальность  данной проблемы не вызывает сомнений. Бюджет страны всегда является предметом  множества споров экономистов и  финансистов. Они ставят вопросы  об эффективном расходовании бюджетных  средств, о новых источниках финансирования, а также способах сокращения дефицита госбюджета. Очень важно грамотно спланировать бюджет и эффективно распорядится ограниченными ресурсами страны.

В связи  с изменениями в бюджетном  законодательстве в основу бюджетного планирования положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее  утвержденные проектировки второго  и третьего года трехлетнего периода  становятся основной следующего бюджета  с ежегодным добавлением к  ним проектировок нового третьего года.

Таким образом, цель данной курсовой работы – оценить  состояние государственного бюджета  за 2008-2010 годы, а также дать прогноз  состояния бюджета на плановые 2011-2013 гг.

Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие  задачи:

  • исследовать структуру доходов госбюджета;
  • исследовать структуру расходов госбюджета;
  • оценить состояние бюджета за исследуемый период;
  • проанализировать динамику внутренних и внешних займов;
  • спрогнозировать возможное состояние госбюджета на 2011-2013гг.

Объектом  исследования является бюджетная система  Российской Федерации. Предметом исследования служит система экономических отношений, которые складываются в процессе бюджетного регулирования экономики.

О проблемах  бюджетного регулирования говорил еще А. Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народа». Современные экономисты также не оставляют эту проблему без внимания. При написании курсовой работы использовались статьи таких авторов, как: Афанасьев М., Панкин А., Титов Д., Трофимов Г., Власов А. и др. В своих работах они затрагивают вопросы эффективного бюджетного планирования и  проблему несбалансированности госбюджета. В работе приведены данные из нормативно-правовых актов по затрагиваемой теме, статистических сборников, а также данные, размещенные на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие госбюджета. Принципы построения бюджетной системы.

 

Для выполнения государством своих функций необходимы денежные средства. Центральное место в любой системе финансов занимает бюджетная система.

Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности  той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного устройства. Структура бюджетной системы всецело зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. В странах, имеющих федеративное устройство, существует трёхзвенная система.

Таким образом, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система  России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты1

Ведущим звеном государственной бюджетной  системы является государственный (федеральный) бюджет.

Государственный федеральный бюджет – это баланс расходов и доходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения. Госбюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий. 2

Бюджет  современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ. Это годовой план государственных  расходов и источников их финансирования. Проект бюджета ежегодно обсуждается  и принимается законодательным  органом – парламентом страны, республики в составе федерации  или муниципальным собранием.

           Между бюджетом центрального правительства и местными бюджетами существуют довольно сложные отношения, связанные с разделом источников бюджетных расходов, финансированием местных бюджетов центральным правительством путем перераспределения средств в масштабе страны и т.д. Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.3

К бюджету  тесно примыкают внебюджетные фонды – денежные средства государства, имеющие целое назначение и не включенные в госбюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд (строительство дорог, охрана окружающей среды и т.д.). Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.  

Бюджетная система Российской федерации основана на следующих принципах, которые  законодательно закреплены в Бюджетном  кодексе РФ:

    • принцип единства бюджетной системы Российской Федерации;
    • принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
    • принцип самостоятельности бюджетов;
    • принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
    • принцип сбалансированности бюджета;
    • принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;
    • принцип прозрачности (открытости);
    • принцип достоверности бюджета.4

Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Республиканские (бюджеты субъектов федерации) и  местные бюджеты имеют свои источники  средств и направления их использования.  За республиканскими и местными бюджетами  закреплены второстепенные налоги (в  основном – имущественные). В этих бюджетах, по сравнению с госбюджетом, более высокая доля средств направляется на социальные нужды.5

Таким образом, доходы и расходы бюджетов республик  и местных бюджетов не повторяют  доходов и расходов федерального бюджета.

    1. Доходы госбюджета. Структура доходов за 2008-2010 гг.

 

Доходы  бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Под доходами бюджета  понимаются денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти Российской Федерации, её субъектов  и органов местного самоуправления.6

Доходы  бюджетов образуются за счёт налоговых  и неналоговых поступлений, а  также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется  остаток средств на конец предыдущего  года.

Главным элементом государственных доходов  являются налоги. Налоги представляют собой обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками  в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

В федеральный  бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

    • налога на прибыль организаций; 
    • налога на добавленную стоимость;
    • налога за пользование природными ресурсами;
    • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья;
    • акцизов на табачную продукцию;
    • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы;
    • водного налога;
    • государственной пошлины.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
    • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам  РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

К безвозмездным поступлениям относятся:

    • дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.7

 

Проведем  сравнительный анализ доходной части  федерального бюджета Российской Федерации за 2008-2010 годы. Рассмотрим таблицу №1.

 

 

 

 

Таблица №1.

Доходы  консолидированного бюджета за 2008-2010 гг.8

Доходы федерального бюджета

2008г

2009г

2010г

Сумма, млрд. руб.

Удель-

ный вес

Сумма, млрд. руб.

Удель-

ный вес

Сумма, млрд. руб.

Удель-

ный вес

Нефтегазовые доходы

2 883,11

17,8 %

3 700,5

27,2%

3 194,6

20,3%

Налог на прибыль организации

2 513,17

15,5 %

1 264,64

9,3%

1 774,57

11,3%

Налог на доходы физических лиц

1 666,32

10,3 %

1 665,82

12,2%

1 790,50

11,4%

Налоги и взносы на социальные нужды

2 279,01

14 %

2 300,54

16,9%

2 279,25

14,5%

Налоги на добавленную стоимость 

2 132,5

13,2 %

2 050,27

15,2%

2 498,6

15,9%

Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ

314,68

1,9 %

 

327,41

2,4%

441,36

2,8%

Налоги и сборы за пользование  природными ресурсами

 

1 708,01

10,6%

1 053,84

7,7%

1 406,31

8,9%

Налог на имущество

493,45

3,2%

569,69

4,2%

628,24

4,1%

Прочие доходы

2 178,85

13,5%

667,01

4,9%

1702,49

10,8%

ВСЕГО

16 169,10

100%

13 599,72

100%

15 715,92

100%

Информация о работе Оценка состояния государственного бюджета