Нормативно – правовая основа экономической безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 09:10, реферат

Описание работы

Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

Файлы: 1 файл

правовые основа эконом без-ти.docx

— 17.06 Кб (Скачать файл)

1. Нормативно  – правовая основа экономической  безопасности России

Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.

Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер.

Несмотря на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности.

Государственная стратегия экономической безопасности включает:

1) характеристику  внешних и внутренних угроз  экономической безопасности России  как совокупности условий и  факторов, создающих опасность для  жизненно важных экономических  интересов личности, общества и  государства; определение и мониторинг  факторов, подрывающих устойчивость  социально-экономической системы  государства, на краткосрочную и  среднесрочную (3-5 лет) перспективу;

2) определение критериев  и параметров, характеризующих национальные  интересы в области экономики  и отвечающих требованиям экономической  безопасности России;

3) формирование экономической  политики, институциональных преобразований  и необходимых механизмов, позволяющих  устранить или смягчить воздействие  факторов, подрывающих устойчивость  национальной экономики.

Реализация экономической государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.

 

3. Классификация  угроз экономической безопасности

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной  дифференциации населения и повышение  уровня бедности, что ведет к  нарушению социального мира и  общественного согласия. Достигнутый  относительный баланс социальных  интересов может быть нарушен  в результате действия следующих  факторов: расслоение общества на  узкий круг богатых и преобладающую  массу бедных, неуверенных в своем  будущем людей; увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности  социально-экономического развития  регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственном - технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация  общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими  факторами, как: рост безработицы, поскольку  значительная часть преступлений  совершается лицами, не имеющими  постоянного источника дохода; сращивание  части чиновников государственных  органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных  структур к управлению определенной  частью производства и их проникновения  в различные властные структуры; ослабление системы государственного  контроля, что привело к расширению  деятельности криминальных структур  на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных  операций и торговли. Основными  причинами, вызывающими возникновение  указанных угроз, являются неустойчивость  финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный  климат, охранение инфляционных  процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией  в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической  безопасности Российской Федерации

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых пропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых).

2. Разработка критериев  и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской  Федерации

Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

· динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

· состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;

· способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;

· состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

· качество жизни населения .

3. Деятельность государства  по обеспечению экономической  безопасности Российской Федерации  осуществляется по следующим  основным направлениям:

1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые  параметры экономического развития  отклоняются от пороговых значений  экономической безопасности, и разработка  комплексных государственных мер  по выходу страны из зоны  опасности.

2. Организация работы  в целях реализации комплекса  мер по преодолению или недопущению  возникновения угроз экономической  безопасности Российской Федерации.

Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации.

 


Информация о работе Нормативно – правовая основа экономической безопасности России