Правовая основа бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:53, реферат

Описание работы

Цель исследования настоящего реферата состоит в анализе и критическом осмыслении действующего законодательства, связанного с регулирование отношений в сфере предпринимательства.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить особенности нормативно-правового регулирования предпринмательской деятельности в РФ
выявить понятие законодательства о предпринимательстве и его конституционные основы;
определить особенности законодательного регулирования предпринимательской деятельности и проблемы, перспективы его совершенствования;

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Калужский филиал федерального государственного бюджетного  образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный технический университет  
имени Н.Э. Баумана»

(КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана)


 

 

ФАКУЛЬТЕТ «Социально-экономический»

 

КАФЕДРА  «СЭ1-КФ политэкономии и экономической теории»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

ДИСЦИПЛИНА:                   «Основы предпринимательства»

 

ТЕМА:                                      «Правовая основа бизнеса в России»

 

 

 

 

Выполнил: студент  гр. ИТД_M2-11  Хохлова О.Н. ______________

 

Проверил:       Сапегина О.П.______________

 

 

Дата сдачи (защиты) реферата:

 

Результаты  сдачи (защиты):

Количество рейтинговых  баллов*

 

Оценка

*если предусмотрено программой дисциплины

 

 

Калуга, 2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Реферат посвящен изучению правовых основ бизнеса в Российской Федерации.

Решение этих вопросов приобретает  особую актуальность в настоящее  время и обусловлено следующими причинами:

1) существует немало исследований – монографий, учебников, учебных пособий, статей, в которых анализируются различные аспекты предпринимательской деятельности, однако же наблюдается некоторая односторонность ее освещения в научной литературе. И, в первую очередь,  исследователи не обращают внимания на вопросы нормативно-правового регулирования предпринимательства, поскольку в современный период  в России в области предпринимательской деятельности система правового регулирования  только формируется, что, прежде всего, связано с отсутствием в советский период института предпринимательства как такового.

2) проводимые в России социально-экономические преобразования привели к стремительному развитию частного сектора в экономике. Создание благоприятной правовой среды является первоочередным условием развития предпринимательской сферы. На сегодняшний день единая и целостная система правоотношений в сфере предпринимательства еще не сложилась. В действующем законодательстве содержится большое количество спорных вопросов и пробелов в части создания, деятельности и ликвидации различных организационно - правовых форм юридических лиц, занимающихся предпринимательством.

Цель исследования настоящего реферата состоит в анализе и  критическом осмыслении действующего законодательства, связанного с регулирование отношений в сфере предпринимательства.

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить особенности нормативно-правового регулирования предпринмательской деятельности в РФ
  2. выявить понятие законодательства о предпринимательстве и его конституционные основы;
  3. определить особенности законодательного регулирования предпринимательской деятельности и проблемы, перспективы его совершенствования;
  4. выявить особенности судебных способов защиты прав предпринимателей.

Объектом проводимого исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Предметом изучения указанной темы являются особенности правового регулирования предпринимательства в РФ.

 

1. ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

 

Отношения, в которые вступают предприниматели  в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности, регулируются законодательством о предпринимательстве. Пятнадцать лет назад в Российской Федерации развернулась интенсивная законотворческая деятельность, направленная на правовое регулирование предпринимательства. В настоящее время сформировалась система законодательных актов, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, определяющих общие условия порядка предпринимательской деятельности и порядок этой деятельности в отдельных сферах (страхование, банковская деятельность, рекламный бизнес и т.д.).

Законодатель  вынужден учитывать объективно существующую взаимосвязь разнородных общественных отношений, регулируемых разными отраслями права. По этой причине законодательные акты о предпринимательстве носят комплексный характер. Это значит, что когда законодатель регулирует деятельность, к примеру, акционерных обществ, то поскольку они вступают в отношения, регулируемые гражданским, финансовым, земельным, административным правом, принимаемый закон приобретает комплексный характер. В конечном счете система законов должна быть удобной для их пользователей. Появление наряду с кодифицированными законами комплексных законодательных актов, объединяющих нормы, как правило, одной отрасли права (например, Гражданский кодекс Российской Федерации), объясняется тем, что законодатель должен учитывать служебную роль принимаемых им законов.

Законодательные акты о  предпринимательстве объективно приобретают характер комплексных нормативных актов и потому, что в этой сфере общественной жизни особенно важно обеспечить разумный баланс между общественными (публичными) и частными интересами предпринимателей. Правовой формой, адекватно отражающей такие частные интересы предпринимателей, как свобода экономической деятельности, свобода договора, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, традиционно являются нормы гражданского права. Что же касается публичных интересов (забота об интересах потребителей, экологическая безопасность и т.д.), то для их выражения используются нормы административного, финансового, земельного права. Эти нормы привносят в правовое регулирование определенные ограничения, во многом связанные с тем, что Российская Федерация является социальным государством.

Таким образом, комплексный характер законодательных  актов о предпринимательстве во многом связан с тем, что государство постоянно находится в поиске справедливого сочетания публичных и частных интересов. Не случайно одной из исходных концепций, которая лежит в основе правового регулирования предпринимательской деятельности, является концепция социальной рыночной экономики. Хотя в действующей Конституции Российской Федерации она прямо не отражена, однако закрепленная в ст. 7 Конституции характеристика Российской Федерации как социального государства предполагает именно социально ориентированную рыночную экономику.

Итак, из вышеизложенного  можно сделать следующий вывод: формирование законодательства о предпринимательстве осуществлялось по двум основным направлениям:

а) принятие законов, определяющих общие условия для предпринимательской деятельности (Гражданский кодекс Российской Федерации);

б) издание законодательных актов, направленных на регулирование предпринимательской деятельности в определенных сферах экономики (о банках и банковской деятельности, о страховании, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и т.д.).

При этом все нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, непременно, носят комплексный характер, что позволяет соблюсти определенное правовое равновесие между интересами общественными и частными.

Законодательство о  предпринимательстве построено  на основе иерархии. Место законодательного акта в правовой системе государства предопределяется его юридической силой. Высшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции).

Под конституционными основами предпринимательской деятельности понимаются основополагающие конституционные нормы:

  -формирующие необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности;

- предопределяющие содержание, условия и порядок предпринимательской деятельности;

  - обеспечивающие данное право соответствующими гарантиями.

Одним из самых  важных институтов конституционного права  является институт основ общественного строя. В состав этой большой совокупности конституционных норм входит подинститут основ экономической системы, включающий в себя нормы о собственности, об основах общественного производства, об экономической свободе, о труде и т д.

Стержнем «экономической конституции» являются нормы об основных экономических правах и свободах - о праве на использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст. 34), о праве на свободный выбор рода деятельности и занятий (ст. 37), о праве частной собственности (ст. 35, 36), о праве на деловую репутацию (ст. 23), о праве на возмещение государством вреда (ст. 53) и другие права, а также конституционные гарантии предпринимательства (ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 74, ч. 2 ст. 75).

В структуру  «экономической конституции» входят также нормы, устанавливающие экономический публичный порядок:  принципы государственного регулирования экономической деятельности; нормы о возможном ограничении основных экономических прав и свобод; нормы о полномочиях федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования предпринимательства.

Сегодня положения Конституции  РФ обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется.

Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются высшей ценностью.

В ст. 8 Конституции Российской Федерации содержатся пять важнейших конституционных принципов регулирования экономических отношений: свобода экономической деятельности, единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, т.е. принцип, обеспечивающий конституционно-правовой режим стабильного имущественного оборота, признание и равная защита разных форм собственности, поддержка конкуренции.

 

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Вопрос о правовых основах законодательного (государственного) регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

Принцип законности - всеобъемлющий  правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.

Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Информация о работе Правовая основа бизнеса в России