Налоги и их роль в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть роль федеральных налогов в формировании бюджетов. Задачи:
- рассмотреть основы налоговой политики РФ;
- определить роль федеральных налогов в бюджете РФ;
- проанализировать состав поступлений налоговых платежей в бюджеты;
- определить влияние кризиса на уплату федеральных налогов;
- проследить основные изменения налоговой политики в 2010 году и ее влияние на бюджет;
- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.

Содержание работы

Введение……………………………..…………………………………3
1. Сущность и функции налогов. Федеральные налоги……………..5
1.1 Основы налоговой системы и признаки налогов………………...5
1.2 Функции налогов……………………………………………..……7
1.3 Виды и характеристика федеральных налогов……………..…..11
2. Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджеты…………………………………………………….………...21
2.1 Роль федеральных налогов в формировании бюджетов………21
2.2 Влияние кризиса на поступление федеральных налогов…...….26
3. Основные направления налоговой политики в области федеральных налогов………………………………………….……..32
3.1 Меры антикризисной налоговой политики……………………..32
3.2 Основные изменения налоговой политики в 2010 году и ее влияние на бюджет………….34
Заключение………………………………………………...………….38
Список используемой литературы………………………..…………41

Файлы: 1 файл

Налоги и их роль в формировании бюджетов.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Налоговая база – количество изъятых животных, количество водных биологических ресурсов в тоннах.

Ставки по налогу устанавливается  в зависимости от объекта, от места  его обитания в рублях, на единицу физического показателя.

Льготы.

Объекты пользование, которым  осуществляется для удовлетворения личных нужд.

Ставка сбора устанавливается  в размер 0% в случаях: если пользование  объектов осуществлялось в целях  охраны здоровья населения, устранения угрозы жизни, предохранение от заболеваний.

Налоговый период – срок действия лицензии.

Сроки уплаты уплата производиться  путем разового взноса и регулярного  взноса. Уплата разового взноса осуществляется при получении лицензии в размере 10% от суммы сбора. Регулярные взносы уплачиваются в течении всего срока действия лицензии ежемесячно, не позднее 20 числа.

7. Водный налог

Налогоплательщики: организации  и ФЛ, осуществляющие специальное  или особое водоиспользование.

Объектом налогообложения  является забор воды из водных объектов, использование акваторий водных объектов, использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях, использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

Налоговая база определяется как объем забранной воды за налоговый период (на основе измерительных приборов). При использовании акваторий и объектов налоговая база определяется как площадь использованного водного пространства, в соответствии с лицензией. При использовании водных объектов для целей гидроэнергетики налоговая база - это количество электроэнергии, произведенной за налоговый период.

Ставки по водному  налогу.

Они определяются от вида использования, от экономического района бассейна, реки, моря. Ставки твердые (руб.)

Льготы.

Забор воды, содержащий полезные ископаемые и природно-лечебные ресурсы, забор воды для обеспечения пожарной безопасности, ликвидации аварий, забор воды для санитарно-экологических проб, забор воды судами для обеспечения работы оборудования, использование акваторий для плавания на судах, а также для разовых посадок и взлетов, использование акваторий для размещения стоянки для обеспечения охраны вод и окружающей среды, использование акваторий для организованного отдыха инвалидов, ветеранов и детей, забор воды для орошения.

Налоговый период – квартал.

Отчетный период –  не позднее 20 числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом.

8. Государственная  пошлина.

Сбор, взимаемый при  юридических значимых действиях  или выдачи документов.

Налогоплательщики –  организации и физические лица.

Объект налогообложения  – юридические действия и выдача документов.

Ставка – размер ставки зависит от вида совершенных налогоплательщиком действий уполномоченного органа, который  рассматривает дело.

Льготы – установлены  для отдельных организаций и физических лиц (инвалиды, суды, ЦБ, участники ВОВ).

9. Налог на  добычу полезного ископаемого

Налогоплательщики –  организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в  соответствии с законодательством  РФ.

Объект налогообложения:

1. Полезные ископаемые, добытые из недр на территории  РФ, на участке недр предоставленном  налогоплательщику в пользование  в соответствии с законодательством  РФ;

2. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего  производства;

3. Полезные ископаемые, добытые за пределами РФ, если территория находится под юрисдикцией РФ.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в  отношении каждого добытого полезного  ископаемого и определяется как  стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением природного газа.

Льготы по налогу:

- подземные воды, не  учитываемые на государственном  балансе запасов полезных ископаемых;

- добытые минералогические, палеонтологические и другие  коллекционные материалы;

- полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов горнодобывающего производства;

- распространенные полезные  ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном  балансе запасов полезных ископаемых, добытые частным индивидуальным  предпринимателем.

Ставки по налогу:

0% - при добыче полезных ископаемых, при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества запасов; минеральные воды, используемые исключительно в лечебных и курортных целях; подземные воды, используемые в сельском хозяйстве.

4% - при добыче угля.

4,8% - при добыче руд  черных металлов.

5,5% - при добыче сырья  радиоактивных материалов.

8% при добыче природных  алмазов и других драгоценных  камней.

Налоговый период – 1 календарный  месяц.

Сроки уплаты налога - уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ и состав поступления федеральных налогов в  бюджеты.

 

2.1 Роль федеральных налогов в формировании бюджетов.

 

В условиях рыночной экономики  все виды налогов на всех уровнях  государственного управления формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление, государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы в стране. Рассмотрим структуру поступления федеральных налогов в федеральный бюджет и в консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2008 – 2009 гг.

Таблица 1. Поступление  администрируемых ФНС России доходов  в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные  внебюджетные фонды в 2008-2009 гг.

 Поступления в бюджетную  систему

2008 год, Млрд. руб.

2009 год Млрд. руб

в процентах к 2008 году

Всего поступило в  бюджетную систему РФ

10,032,8

8,379,3

83,5

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Налоги и сборы в  консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН)

8,455,7

6,798,1

80,4

 Государственные внебюджетные  фонды

1,577,1

1,581,2

100,3

Налоги и сборы –  всего (вкл. ЕСН)

8,455,7

6,798,1

80,4

 в федеральный бюджет (вкл. ЕСН)

4,078,7

3,012,4

73,9

 в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

4,377,0

3,785,7

86,5

из них:

 

 

 

 

 

 

 Налог на прибыль  организаций

2,513,0

1,264,4

50,3

в федеральный бюджет

761,1

195,4

25,7

 в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

1,751,9

1,069,0

61,0

Налог на доходы физических лиц

 

 

 

 

 

 

 в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

1,665,6

1,665,0

100,0

Единый социальный налог  в федеральный бюджет

506,8

509,8

100,6

Налог на добавленную  стоимость

 

 

 

 

 

 

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

998,4

1,176,6

117,9

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь

40,3

30,6

76,0

Акцизы

314,7

327,4

104,0

в федеральный бюджет

125,2

81,7

65,2

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

189,4

245,7

129,7

Налоги и сборы и  регулярные платежи за пользование  природными ресурсами 

1,742,6

1,080,9

62,0

 в федеральный бюджет

1,637,5

1,006,3

61,5

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

105,1

74,7

71,1

в том числе:

 

 

 

 

 

 

налог на добычу полезных ископаемых

1,708,0

1,053,8

61,7

в федеральный бюджет

1,604,7

981,5

61,2

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

103,4

72,3

70,0

из него нефть:

1,571,6

934,3

59,5

в федеральный бюджет

1,493,0

887,6

59,5

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

78,6

46,7

59,5

Государственные внебюджетные фонды - всего

1,577,1

1,581,2

100,3

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Страховые взносы, зачисляемые  в Пенсионный фонд (ПФР)

1,251,4

1,267,7

101,3

Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования)

74,0

61,5

83,1

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования (ФФОМС)

89,3

89,8

100,6

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования (ТФОМС)

162,4

162,2

99,9


 

Исходя из данных таблицы  можно сделать вывод, что в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, поступления  в бюджетную систему страны значительно  снизились на 16,5%, чтобы понять, с  чем связан подобный спад рассмотрим данные таблицы постатейно.

Наблюдается тенденция резкого спада поступления налога на прибыль организаций, на 49,7%, что связано со снижением основной производственной деятельности предприятий, а, следовательно, с сокращением суммы прибыли, как следствие кризиса и снижения покупательской способности. В федеральный бюджет в 2008 году поступило 761,1млрд. руб., а в 2009 году на 74,3% меньше - 195,4 млрд. руб. Снижение отразилось и на консолидированном бюджете субъектов РФ, если в 2008 году сумма поступлений составила - 1,751,9 млрд. руб., то в 2009 - 1,069,0 млрд. руб., что на 39% ниже предыдущего года.

Налог на доходы физических лиц за анализируемый период существенных изменений не претерпел отчисления в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 2008 году составил - 1,665,6 млрд. руб., а в 2009 году - 1,665,0 млрд. руб.

Единый социальный налог  в федеральный бюджет в 2008 году поступил в сумме - 506,8 млрд. руб., а в 2009 году - 509,8 млрд. руб., что на 0,6 % больше.

ЕСН отчисляется во внебюджетные фонды и прямо зависит от налога на доходы физических лиц, поэтому также практически не изменился.

Налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в 2008 году составил - 998,4 млрд. руб., а в 2009 году - 1,176,6 млрд. руб., что на 17,9% выше предыдущего года, что свидетельствует о повышении объема реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. На товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь составили в 2008 году - 40,3 млрд. руб., а в 2009 году - 30,6 млрд. руб., что характеризует снижение импорта в 2009 году.

Акцизы поступающие  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ в 2008 году составили - 189,4млрд. руб., а в 2009 году - 245,7 млрд. руб., следовательно, за анализируемый период их сумма возросла на 29,7%, что свидетельствует об увеличении спроса на подакцизные товары. В федеральный бюджет поступления от акцизов снизились с 125,2 млрд. руб. до 81,7 млрд. руб., что связано с изменением налоговой политики государства.

Сумма налога на добычу полезных ископаемых существенно снизилась, подобная тенденция связана с резким падением цены на нефть на мировом рынке, если в 2008 году сумма налога от продажи нефти была получена в размере 1,571,6 млрд. руб., то в 2009 - 934,3 млрд. руб., и федеральный и консолидированный бюджет субъектов РФ понес существенный ущерб.

Рассмотрев показатели можно сделать выводы, что за анализируемый  период произошли изменения в поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды.

Значительно снизились  поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ, как и всего поступлений в бюджет, это связано в большей степени как со снижением суммы поступивший от налога на добычу полезных ископаемых, так и суммы налога на прибыль организации.

Рассмотрим поступление  налогов в федеральный бюджет в январе 2009 и 2010г.г. Всего в январе 2010 года в федеральный бюджет поступило 332,2 млрд. рублей, что на 24% больше, чем в январе 2009 года.

 

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями  НДС (53%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (5%) и акцизов по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации (4%).

 

 

Поступления налога на прибыль организаций в январе 2010 года составили 6,1 млрд. рублей и снизились в 3,9 раза по сравнению с январем 2009 года. Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе 2010 года составили 17,2 млрд. рублей – на 26% меньше, чем в январе 2009 года. Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе 2010 года поступило 176,6 млрд. рублей – на 16% больше, чем в январе 2009 года. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, в январе 2010 года поступило 2,8 млрд. рублей – на 37% больше, чем в январе 2009 года. Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе 2010 года составили 14,8 млрд. рублей – в 2,3 раза больше, чем в январе 2009 года, что связано с переходом на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля). Налога на добычу полезных ископаемых в январе 2010 года поступило 110,2 млрд. рублей – в 2 раза больше, чем в январе 2009 года, что обусловлено повышением цены на нефть (с 38,5$ в декабре 2008 года до 73,5$ в декабре 2009 года, или в 1,9 раза), в том числе налога на добычу нефти – 100,2 млрд. рублей (в 2,2 раза больше).

 

2.2 Влияние  кризиса на поступление федеральных  налогов.

 

Налоговая система РФ существенно пострадала в условиях финансового кризиса. В совокупности со снижением объемов производства и цен сократились налоговые базы, что привело к резкому снижению налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, как в целом, так и по отдельным налогам. За 2009 г. снижение поступления налоговых доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды, по налогам, администрируемых Федеральной налоговой службой, по сравнению с 2008 годом составило 21,2 %, в консолидированный бюджет РФ – 24,9 %, при этом налоговые поступления продолжают снижаться. Лидер снижения налоговых поступлений - налог на прибыль организаций. В федеральный бюджет за 2009 г. поступило 23,1% налога по сравнению с уровнем прошлого года, а в консолидированные бюджеты регионов – 56,7%. Факторами, оказавшими негативное влияние на поступления налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ явились:

Информация о работе Налоги и их роль в формировании бюджета