Налоги и их роль в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть роль федеральных налогов в формировании бюджетов. Задачи:
- рассмотреть основы налоговой политики РФ;
- определить роль федеральных налогов в бюджете РФ;
- проанализировать состав поступлений налоговых платежей в бюджеты;
- определить влияние кризиса на уплату федеральных налогов;
- проследить основные изменения налоговой политики в 2010 году и ее влияние на бюджет;
- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.

Содержание работы

Введение……………………………..…………………………………3
1. Сущность и функции налогов. Федеральные налоги……………..5
1.1 Основы налоговой системы и признаки налогов………………...5
1.2 Функции налогов……………………………………………..……7
1.3 Виды и характеристика федеральных налогов……………..…..11
2. Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджеты…………………………………………………….………...21
2.1 Роль федеральных налогов в формировании бюджетов………21
2.2 Влияние кризиса на поступление федеральных налогов…...….26
3. Основные направления налоговой политики в области федеральных налогов………………………………………….……..32
3.1 Меры антикризисной налоговой политики……………………..32
3.2 Основные изменения налоговой политики в 2010 году и ее влияние на бюджет………….34
Заключение………………………………………………...………….38
Список используемой литературы………………………..…………41

Файлы: 1 файл

Налоги и их роль в формировании бюджетов.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)
  • Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей, например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Стимулирующее значение налогов заключается в том, что, изменяя объект обложения, уменьшая налогооблагаемые базы и понижая налоговые ставки. Государство удовлетворяет потребности для поступательного развития общества, социально – экономических процессов и отношений.

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово – хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источником доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечить минимум налоговых поступлений в бюджет, который достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

Благодаря такой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогов –проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

 

 

1.3 Виды и характеристика федеральных налогов.

 

Федеральные налоги устанавливаются  и регулируются на федеральном уровне, т.е. нормативными документами, принятыми  правительством РФ и президентом  РФ.

В настоящее время  почти все федеральные налоги регулируются НК РФ (раздел 8 НК РФ). Постепенно налоговый кодекс будет заполнен федеральным налогами т.к. продолжается реформирование налоговой системы. Отдельные налоги не включенные в налоговый кодекс до сих пор регулируются федеральными законами. Поскольку налоги являются основным источником доходов государства, то именно государство заинтересованно в правильном подходе к формированию налогового механизма и налоговой политик в стране.

При формировании бюджетов разных уровней за счет налогов жестко соблюдается правило зачисления и зачета налогов в строго определенные уровни бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. Если налог является федеральным то это значит, что он регулируется федеральным законодательством, но может распространятся между бюджетами разных уровней, так примером является налог на прибыль. Ежегодно при формировании бюджета на следующий год осуществляется распространение этого налога по трем уровням бюджета: федеральный, региональный и местный. Все остальные налоги, как правило, регулируются законодательством на том уровне бюджета, к которому относится и зачисляются.

К федеральным  налогам относятся:

1. НДС регулируется  главой 21 НК РФ.

2. Акцизы регулируются  главой 22 НК РФ.

3. НДФЛ регулируется  главой 23 НК РФ.

4. ЕСН, с начала 2010 г.  отменен, введены новые страховые взносы на отдельные виды обязательного социального страхования.

5. Налог на прибыль  регулируется главой 25 НК РФ.

6. Сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов регулируются  главой 25.1 НК РФ.

7. Водный налог регулируется  главой 25.2 НК РФ.

8. Государственная пошлина  регулируется главой 25.3 НК РФ.

9. Налог на добычу  полезных ископаемых регулируется  главой 26 НК РФ.

1. НДС

Налогоплательщиками являются предприятия и предприниматели, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг на территории РФ, а также перемещение товаров через таможенную границу РФ.

Объектом налогообложения  являются операции по реализации товаров, работ, услуг.

Налогооблагаемая база определяется исходя из расчета суммы реализации товаров, работ, услуг с товарной наценкой, с применением налоговых вычетов т.е. за минусом НДС уплаченного поставщиком в цене товара при его приобретении т.е. это входной НДС.

Возмещать из бюджета  сумму входного НДС можно только в том случае, если поставщик оформил на товар счет-фактуру и осуществлена полностью поставка товара на склад покупателя, и осуществлена оплата товара поставщику. Для правильного исчисления налогооблагаемой базы по НДС необходимо правильно вести бухгалтерский учет по поступившим суммам НДС и по начисленным при реализации товара.

Ставки по НДС.

0% по товарам, перемещаемых  через территорию РФ;

10% применяется для  реализации товаров, которые являются  социально-значимыми, товары для  детей или продукты питания,  строго утвержденные законодательством. (Пр.: мясные, молочные, хлебобулочные изделия, сахар, мука и т.д.)

Все остальные товары, работы, услуги осуществляются по ставке 18%.

Для правильного исчисления НДС по ставкам 10% и 18% на предприятии  нужно вести аналитический учет.

Налоговый период устанавливался как месяц или  квартал. Если в течение квартала ежемесячная выручка от реализации без учета НДС не превышала 2 млн. руб., то налоговый период устанавливался как квартал. Для всех остальных  налогоплательщиков (налоговых агентов) налоговый период был равен месяцу (п. 1 ст. 163 НК РФ). Они платили НДС и подавали налоговые декларации ежемесячно.

2. Акцизы

Налогоплательщиками являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками  в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Объектом налогообложения  является реализация производственных подакцизных товаров, передача подакцизных  товаров для собственных нужд, передача на территории РФ организацией произведенных ею подакцизных товаров в уставном капитале организации.

Подакцизные товары: алкогольная продукция; спирт этиловый из всех видов сырья; парфюмерно-косметическая продукция, если разлита по флаконам, объемом более 150 мл.; табак; автомобильный бензин; дизельное топливо; пиво.

Налоговая база определяется как объем реализованных подакцизных  товаров, как в натуральном выражении, так и в стоимостном.

Ставки по акцизам.

Есть твердые и смешанные. В денежном выражении – это  твердая ставка, если в процентном выражении – это адвалорная ставка, если и в денежном и в процентном выражении – это смешанная ставка. Адвалорные ставки – это ставки в процентном измерении от налоговой базы в денежном измерении.

Льготы по акцизам.

Не облагается акцизами операции:

- передача внутри одной  организации из одного структурного подразделения в другое для производства подакцизных товаров.

- реализация товаров,  помещенных под таможенный режим.

- первичная реализация  конфискованных товаров.

- товары бытовой химии.

- парфюмерная продукция.

- препараты ветеринарного назначения.

Налоговый период – признается один календарный месяц.

Отчетный период –  не позднее 25 числа месяца следующего за отчетным месяцем.

3. Налог на доходы физических лиц

Это федеральный налог, регулируется главой 23 НК РФ.

Налогоплательщиками являются физические лица, резиденты и нерезиденты РФ, получающие доходы по всем основаниям на территории РФ. Объектом налогообложения являются доходы физических лиц, полученные на территории РФ.

Налогооблагаемая база определяется как совокупные доходы налогоплательщика с учетом применяемых налоговых вычетов (льгот), исчисленная по каждому виду деятельности физического лица отдельно, для начисления по разным налоговым ставкам.

Ставки по НДФЛ: 30% для  нерезидентов РФ (иностранных граждан); 35% с доходов, полученных от выигрышей в лотереи, от участия в различных играх и т.д.; 15% от доходов, полученных от дивидендов; 13% по всем остальным доходам.

Льготы по НДФЛ представлены в виде налоговых вычетов, которые  в свою очередь представлены в  виде 4 групп: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Налоговый период – 1 календарный  год.

По НДФЛ налогоплательщик заполняет налоговую декларацию, если считает необходимым получить социальные, имущественные вычета, а также в случае, когда доходы получены от разных источников и есть необходимость правильно рассчитать НДФЛ и самостоятельно. Налоговая декларация подается до 30.04, последний срок оплаты в бюджет до 15.07.

Предприятие, осуществляющее выплату доходов в пользу физических лиц должно обязано удержать НДФЛ у источника его выплаты и перечислить его в бюджет, а также представить сведения в налоговую инспекцию о суммах доходов, начисленных в пользу физического лица.

Налоговые агенты подают сведения по НДФЛ до 30.03 после отчетного  периода.

4. ЕСН.

С 1 января 2010 года Единый социальный налог (ЕСН) заменен на страховые платежи на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд по единой ставке 26% от годовой зарплаты одного сотрудника до 415 тысяч рублей. До этого времени действовала так называемая регрессивная шкала ЕСН, то есть 26-процентные взносы уплачивались с заработка 280 тысяч рублей годового дохода. Если же годовая зарплата достигала 600 тысяч рублей, платеж составлял 10%. И, наконец, два процента работодатель платил от своего ФОТ, если зарплата свыше 600 тысяч рублей. Сам ЕСН хоть и назывался единым, был достаточно неоднородным: 6% уходило в федеральный бюджет на базовую часть пенсии, из 14% формировались страховая и накопительная части в Пенсионном фонде, а еще 6% отчислялись на медицинскую и социальную страховку. Теперь же все 26 процентов будут доставаться Пенсионному фонду, поскольку тот испытывает колоссальный дефицит средств.

5. Налог на  прибыль организаций.

Является федеральным  и регулируется главой 25 НК РФ.

Налогоплательщики –  юридические лица – российские организации, иностранные организации, получающие прибыль на территории РФ.

Объектом налогообложения  является прибыль, полученная по всем видам деятельности на территории РФ.

Для правильного исчисления прибыли главой 25 НК РФ установлена классификация доходов и расходов.

I. а) группа доходов: доходы по основным видам деятельности от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав. Операционные доходы, связанные с финансовыми операциями.

б) Внереализационные  доходы: доходы от участия в деятельности других предприятий, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от реализации имущества на стороны, положительные курсовые и суммовые разницы, безвозмездно полученное имущество, доходы в виде процентов за предоставленные займа, доходы в виде кредиторской задолженности, списанные по сроку исковой давности (3 года), штрафы, полученные от других предприятий за неисполнение ими условий договора и пр.

II. а) группа расходов: расходы по реализации работ, услуг, товаров, расходы на подготовку повышения квалификации кадров, командировочные расходы, налоги включаемые в себестоимость, транспортные расходы, расходы на консультации и т.д.

К нормируемым расходам относятся: расходы на рекламу от 1% до 3% от объема выручки, расходы на подготовку повышения квалификации кадров от 2% до 4% от фонда оплаты труда, представительские расходы 1%-3% от объема реализации продукции, командировочные расходы.

б) Внереализационные  расходы: расходы от участия в  деятельности других предприятий. Расходы  полностью соответствуют доходам.

Для правильного исчисления налоговой базы по налогу на прибыль  на предприятии ведут налоговый  учет. Для этого разрабатывают  налоговые регистры, в которых  отражают информацию о доходах и  расходах предприятия в соответствии с требованиями налогового законодательства. Для исчисления налоговой базы по правилам налогового учета предприятия используют метод начисления.

Ставки по налогу на прибыль:

Основная ставка с 1 января 2009 г. — 20%. Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Отчётными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами  для налогоплательщиков, исчисляющих  ежемесячные авансовые платежи  исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до конца календарного года. Льготы.

Практически все отменены. Сохранились льготы по благотворительной  деятельности в рамках целевых программ. Не являются налогоплательщиками по налогу на прибыль предприятия, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход и единого налога по упрощенной системе налогообложения, а также бюджетные организации, государственные организации и учреждения.

6. Сбор за  пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов.

Налогоплательщики делятся  на 2 вида:

  1. Налогоплательщики по объектам животного мира – это юридические и физические лица в том числе частные индивидуальные предприниматели, получившие лицензию на территории РФ.
  2. Налогоплательщики по пользованию водными биологическими ресурсами физические и юридические лица, частные индивидуальные предприниматели, получившие лицензию на территории РФ (в Азовском море, Каспийском море, Баренцовом море).

Объекты налогообложения  объекты животного мира в соответствии с перечнем указанным в ст. 333 и объекты водных биологических ресурсов.

Информация о работе Налоги и их роль в формировании бюджета