Муниципальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение структуры Государственных и Муниципальных финансов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
1. Муниципальные финансы: сущность, структура и роль в финансовой системе России…………………..
1.1 Основные элементы муниципальных финансов………………
1.2 Функции и роль муниципальных финансов в экономике……….
2. Местный бюджет как основа муниципальных финансов……………………………………………………………
2.1 Доходы местных бюджетов……………………………………….
2.2 Расходы местных бюджетов………………………………………
3. Бюджетирование в управлении муниципальными финансовыми ресурсами…..……
3.1 Участники бюджетного процесса…………………………………
3.2 Процесс муниципального бюджетирования……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..

Файлы: 1 файл

Муниципальные финансы.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

К ним относятся:

    • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
    • средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам и заказам;
    • трансферты населению, включающие ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных органами власти различных уровней;
    • бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе налоговые кредиты, инвестиционные налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств;
    • субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Бюджетирование в управлении муниципальными финансовыми ресурсами

 

Актуальность постановки системы бюджетирования в управлении муниципальными финансами связана с необходимостью получения постоянной объективной информации о денежных потоках, повышения финансовой дисциплины и ответственности каждого подразделения, достижения целей и выполнения финансовых показателей в разрезе каждого финансового центра, балансирования местного бюджета для покрытия необходимых и обоснованных расходов (определенных на основе поставленных на плановый период целей и с помощью расчета).

Существующая  система составления местного бюджета часто работает по принципу: если снижается доходная часть, то пропорционально секвестрируются (сокращаются) расходные статьи и/или расставляются приоритеты, урезаются отдельные направления. Однако объективно расходы являются аддитивной, т.е. суммирующей, функцией от следующих переменных:

      • количества населения;
      • числа детей, которые должны быть охвачены обязательным образованием;
      • площади государственного жилищного фонда;
      • протяженности коммуникаций;
      • площади асфальтированных покрытий;
      • числа инвалидов;
      • социальных и других программ с соответствующими весовыми коэффициентами, отражающими распределение расходов по уровням управления, помноженными на коэффициенты содержания единицы (кв.м. убираемой площади, социальная помощь на одного нуждающегося и т.д., в соответствии с законодательно закрепленной компетенцией за бюджетными уровнями).

В системе  управления муниципальными финансами  может быть заложен принцип скользящего (оперативного) планирования с периодом в один квартал. В этом случае до начала очередного финансового года составляется годовая смета с поквартальной разбивкой, далее до 25 числа каждого квартала смета на текущий квартал уточняется, и корректируются годовые показатели . Однако управления доходами и расходами не происходит, оно ограничивается лишь контрольной функцией, выполняемой финансово-казначейским управлением, и планированием, которым занимается управление экономики. Основной функцией бухгалтерии является не управление финансами, а учет по первичным документам и контроль за соответствием совершаемых операций законодательству. Задача состоит в создании нового механизма управления расходами и доходами, интеграцией функций планирования и учета, с максимально сокращенным сроком контроля (например, до декады или даже ежедневно). Такие возможности предоставляет бюджетирование.

 

3.1. Участники бюджетного процесса

К участникам бюджетного процесса в муниципальном образовании относятся:

    • глава местного самоуправления;
    • представительный орган местного самоуправления;
    • местная администрация, ее структурные подразделения;
    • главные распорядители бюджетных средств;
    • распорядители бюджетных средств;
    • получатели бюджетных средств – бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, другие организации, имеющие право на получение бюджетных средств;
  • уполномоченные кредитные организации.

Главные распорядители  бюджетных средств:

    • определяют задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
    • утверждают сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
    • составляют бюджетную роспись, распределяют лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителями получателям бюджетных средств;
    • осуществляют контроль за целевым использованием бюджетных средств, своевременностью их возврата, предоставлением отчетности, выполнения задания по предоставлению муниципальных услуг получателями бюджетных средств;
    • составляют сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению муниципальных услуг.

Распорядители бюджетных средств:

    • определяют задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
    • составляют бюджетную роспись, распределяют лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств;
    • утверждают сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
    • осуществляют контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

 

3.2. Процесс муниципального бюджетирования

Суть алгоритма бюджетирования в муниципальном управлении заключается в применений этого инструмента для генерации и реализации направлений диверсификации доходных источников местного органа власти. Построение финансовой структуры в субъекте управления позволяет наиболее эффективно управлять имеющимися ресурсами и достигать поставленных на плановый период целей. Схема механизма балансировки муниципального бюджета представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Блок-схема построения системы бюджетирования

  1. На первом этапе происходит выбор критериев для выделения финансовых центров. Такими критериями могут быть: объем затрат (для построения равномерной структуры), объединение и разделение функций, группы внешних получателей средств, бюджетная классификация, организационное строение, территориальная обособленность подразделений, требования учетной политики.
  2. На основе выработанных критериев строится финансовая структура администрации, представляющая собой финансовые центры и их связи между собой. Финансовые центры могут быть двух типов:

Центры финансового  учета (ЦФУ) – структурное подразделение или группа структурных подразделений, осуществляющих определенный набор хозяйственных операций и способных оказывать непосредственное влияние на финансовый результат, а также отвечать перед вышестоящим руководством за реализацию поставленных перед ним финансовых целей и соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов.

Центры финансовой ответственности (ЦФО) – структурное подразделение или группа структурных подразделений, осуществляющих определенный набор хозяйственных операций и способных оказывать непосредственное воздействие на финансовый результат (для органов местного самоуправления это профицит, дефицит местного бюджета).

Другое название финансовых центров – дивизионы, бизнес-центры, профит-центры (собирающие ресурсы для поддержания других центров, доноры) и центры затрат (или акцепторы, потребляющие ресурсы извне) могут быть также выделены венчурные центры, т.е. особо рисковые зоны [8]. В случае двухуровневого построения местного управления в качестве ЦФО могут выступать бюджеты первого уровня.

3. Следующим шагом является совмещение организационно-функциональной модели органа местной администрации с финансовой структурой.

На этом этапе  требуется разделить все доходы и расходы организации по данным центрам, поэтому необходимо указать функции, выполняемые каждым подразделением администрации.

  1. На следующем этапе важно закрепить нормативно-правовым актом введение нового порядка управления бюджетом.
  2. Далее необходимо наложить цели, имеющие финансовое выражение, на построенную структуру. Происходит декомпозиция поставленных стратегических и тактических задач для каждого выделенного ЦФО.
  3. Для балансирования каждого центра анализируются причины их убыточности. Здесь строится дерево проблем, проводится сравнение с данными прошлых периодов и других муниципальных образований и т.д.

7 и 8. Данные  этапы предполагают разработку  проектов, применение инструментов финансовой логистики, финансового инжиниринга, маркетинга и др. (их рассмотрению будут посвящены последующие главы).

9. Построения матриц смежности направлений, где в ячейках указывается соответствие направлений балансировки, нейтральны (не влияющие напрямую друг на друга, выполнение одного не является необходимым условием для реализации другого направления), несовместимы (альтернативные варианты), желательно совместимы. В клетках матрицы могут быть указаны также размеры стратегических соответствий.

  1. После того как определены все возможные меры по балансировке ЦФО и бюджета в целом, разрабатывается бюджет каждого ЦФО. который сводится в общий (консолидированный бюджет). Годовой консолидированный бюджет выносится на рассмотрение и утверждение представительного органа власти и на общественные слушания.
  2. Инструментом оперативного и адекватного реагирования на изменения внешней среды является управление по отклонениям, реализованное с помощью скользящего бюджетирования (rolling budget) [15]. Рассмотрим его действие на примере. Бюджет, составленный, скажем, на год или на квартал, корректируется каждый месяц. Для планирования и учета движения денежных средств бюджетный период может быть продолжительностью 6 месяцев (два квартала) с подекадной разбивкой. При этом первоначально разрабатывается бюджет движения денежных средств для центров финансового учета на ближайший квартал (три месяца) с разбивкой первого месяца по 10 дней (по декадам), второго и третьего – по месяцам, а на второй квартал – в целом. По итогам первого месяца первого квартала корректируются плановые значения на третий месяц первого квартала и второй квартал, и проводится подекадная разбивка плановых данных на второй месяц первого квартала и т.д. В целях улучшения сопоставимости результатов и уменьшения влияния инфляционных трендов в качестве единой расчетной единицы может применяться какая-либо твердая валюта (евро, доллар США и пр.).

Так как этапы 10, 11 предполагают набор итерации и  часто повторяющихся одинаковых операций, в т.ч. по сведению ЦФО в единый бюджет, необходимо стремиться к автоматизации данных этапов.

Приведенный алгоритм позволяет выполнить следующие принципы функционирования местного бюджетного устройства: полноту отражения доходов и расходов, сбалансированность, эффективность и экономичность использования бюджетных средств, совокупное (общее) покрытие расходов, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, достоверность и гласность.

 

                                                    

Заключение

В заключении моей работы можно сделать вывод, что в  условиях экономической реформы  возрастает значение финансов. С их помощью возможно активно воздействовать на элементы внешней среды – на отрасли производственной и непроизводственной сферы, на состояние рынков, инновации, инвестиционные процессы, на занятость, осуществлять государственное регулирование экономики для достижения программных целей развития производства и решения социальных задач.

Безграничность  и постоянство роста человеческих потребностей всегда ограничены имеющимися ресурсами для их удовлетворения. В этих условиях возникает проблема оптимального, более эффективного использования ограниченных ресурсов хозяйственной деятельности и управления этим процессом с целью достижения максимально возможного удовлетворения возрастающих потребностей человека и общества.

Несовпадение потребностей и возможностей их удовлетворения – это постоянно возникающее противоречие, поэтому общество должно всегда определять, на что направить ресурсы и сколько, какие первоочередные потребности удовлетворить. Данную проблему решают, помимо других способов, с помощью финансов. Поиск выгоды для общества, населения, отдельных субъектов, принимающих решения – движущий мотив хозяйственной деятельности.

Государство разрабатывает нормы, порядок, условия  использования финансовых ресурсов на всех уровнях общественно-экономической системы. Особую роль занимает в этом регулировании движения фондов денежных средств бюджета. Федеральный, региональный и местный бюджеты аккумулируют во всех странах до 50 % национального дохода и используются для удовлетворения многочисленных потребностей государства. В этой связи мною были изучены чрезвычайно важные для понимания процессов управления возможностей повышения эффективности общественного производства , содержание финансовых отношений, структуру, механизм аккумуляции и распределения фондов денежных средств.

В представленных материалах даются все основные характеристики финансов и финансового механизма. Достаточно обстоятельно раскрываются объективные обстоятельства развития финансовых отношений, показывается возрастающее значение финансового управления при переходе к рыночным отношениям.

 

                                                                  Список

использованной литературы

 

 

  1. Алехин Э.В. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. 2010 г. 540 с.
  2. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.– 687с.
  3. Государственные и муниципальные финансы. Мысляева И.М.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007.
  4. Государственные и муниципальные финансы. Под общ. ред Мацкуляка И.Д. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2007. — 640 с.
  5. Государственные и муниципальные финансы. Конспект лекций. Новикова М.В. М.: Эксмо, 2008. — 160 с.
  6. Зотов В.Б. Система муниципального управления. - "Питер", 2007 г.
  7. А.С. Нешитой Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е издание, исправленное и дополненное – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 308 с.
  8. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002. – 208 с.
  9. В.П. Климович Финансы, денежное обращение, кредит: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 240 с.
  10. Государственные и Муниципальные финансы: Учебное пособие для студентов вузов/Н.Б. Ермасова, М.Г. Миронов, Е.А. Ермакова и др.; Под редакцией академика Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 303 с.
  11. Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы Издательство: РАГС Год издания: 2007. 640 с.
  12. И.Н. Мысляева Государственные и муниципальные финансы:
  13. Учебник. – М.: ИНФРА–М, 2003. – 268 с.
  14. Муниципальное управление: Справочное пособие/В.В. Иванов, А.Н. Коробова – 2-е издание, дополненное. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 718 с.
  15. Н.В. Миляков Финансы: Учебник. – 2-е издание – М.: ИНФРА-М, 2007. – 543 с.
  16. Муниципальное право России : курс лекций / И. В. Захаров, А. Н. Кокотов,
  17. А. Н. Костюков [и др.]; под ред. А. Н. Кокотова. - М.: Проспект, 2009. - 256 с.
  18. Нешитой А. С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2008. — 576 с.
  19. Постовой, Н.В., Таболин, В.В., Черногор, Н.Н. Муниципальное право П63 России : учебник / Н.В. Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор; под ред. Н.В. Постового. - М.: ИД "Юриспруденция", 2008. - 400 с.
  20. Финансы: Учебник/Под редакцией А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 504 с.
  21. Экономика муниципальных образований: Учебное пособие/Под общей редакцией профессора В.Г. Игнатова. – М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. – 544 с.

Информация о работе Муниципальные финансы