Муниципальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение структуры Государственных и Муниципальных финансов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
1. Муниципальные финансы: сущность, структура и роль в финансовой системе России…………………..
1.1 Основные элементы муниципальных финансов………………
1.2 Функции и роль муниципальных финансов в экономике……….
2. Местный бюджет как основа муниципальных финансов……………………………………………………………
2.1 Доходы местных бюджетов……………………………………….
2.2 Расходы местных бюджетов………………………………………
3. Бюджетирование в управлении муниципальными финансовыми ресурсами…..……
3.1 Участники бюджетного процесса…………………………………
3.2 Процесс муниципального бюджетирования……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..

Файлы: 1 файл

Муниципальные финансы.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

В целом распределительная  функция муниципальных финансов позволяет:

    • создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;
    • осуществлять внутрихозяйственное, внутрирегиональное, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;
    • создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, местного самоуправления, а также осуществлять накопления населением.

Контрольная функция муниципальных финансов выражается в осуществлении контроля за своевременным и правильным формированием денежных фондов муниципального образования, за соответствием объемов и структуры этих фондов объему и структуре потребностей социально-экономического развития территории, за целевым и эффективным использованием муниципальных финансовых ресурсов.

Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения, общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.

Местные финансы  имеют ярко выраженную социальную направленность. Они играют существенную роль в обеспечении  компенсации малообеспеченным слоям населения определенных издержек, связанных с функционированием рыночной системы хозяйствования (безработица, рыночные цены на товары и услуги и т. д.).

Роль муниципальных  финансов состоит:

  • в экономической стабилизации;
  • в трансформации экономических отношений;
  • в адаптации финансовой системы к рыночным преобразованиям;
  • в стимулировании инвестиционной активности;
  • в решении социальных задач.

 

2. Местный бюджет как основа муниципальных финансов

Доходы местных  бюджетов представляют собой поступления денежных средств в централизованные денежные фонды, предназначенные для обеспечения задач и функций местного самоуправления. Они выражают экономические отношения по поводу распределения и перераспределения той части национального дохода, которая связана с формированием бюджетов муниципальных образований.

 

2.1 Доходы местных  бюджетов

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 2006 г., сохраняет право на осуществление местного самоуправления одновременно на территории двух муниципальных образований — муниципальных районов и находящихся на их территории поселений. Полномочия органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов реализуются в условиях межмуниципального разграничения вопросов местного значения и источников их финансового обеспечения. Федеральное законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов муниципальных образований.

Придание территориальному образованию особого статуса  является эффективным механизмом учета геополитических, этнографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой.

Принцип равноправия  субъектов РФ, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ, не предусматривает  различий в объеме и составе полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. В соответствии с федеральным законодательством для всех субъектов РФ устанавливаются единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единая методика расчета финансовой помощи.

В свою очередь, для муниципальных  образований законодательство РФ предусматривает  возможность установления особого  режима функционирования. Наделение  муниципального образования особым статусом обусловлено; концентрацией в границах муниципального образования объектов государственной безопасности, для которых установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны (статус закрытого административно-территориального образования — далее по тексту ЗАТО); специализацией градообразующих организаций муниципального образования на научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда). Особый статус предусматривает больший объем полномочий органов местного самоуправления и соответственно дополнительные источники их финансового обеспечения. В частности, обязательства, возлагаемые на органы местного самоуправления ЗАТО в связи со специальными условиями проживания граждан (например, переселение на новое место жительства граждан, утративших служебную связь с отдельными организациями ЗАТО; организация пропускного режима на территорию ЗАТО и др.), предполагают расширение полномочий органов местного самоуправления по мобилизации финансовых ресурсов. Федеральным законодательством это достигается путем увеличения доли налоговых доходов" зачисляемых в бюджеты ЗАТО, установления права органов местного самоуправления, ЗАТО на обеспечение сбалансированности своих бюджетов за счет финансовой помощи федеральных органов государственной власти.

 Формирование и  использование финансовых ресурсов  органов государственной власти  и местного самоуправления осуществляется  в форме различных фондов денежных  средств: бюджетов разных уровней бюджетной системы страны и внебюджетных фондов.

Бюджеты формируются  органами государственной власти разного  уровня и органами местного самоуправления для финансового обеспечения  всех возложенных на них задач  и функций. С помощью средств бюджетов осуществляется регулирование экономических и социальных процессов, развитие научно-технического прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др. Таким образом, бюджет выступает формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных потребностей общества.

Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности  у органов государственной власти и местного самоуправления в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий. Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансирование таких мероприятий за счет специальных источников, используемых по целевому назначению. За счет средств внебюджетных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные мероприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономических, экологических потребностей общества.

Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления — это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.

Формирование основного  объема финансовых ресурсов органов  государственной власти и местного самоуправления осуществляется посредством  мобилизации государственных и  муниципальных доходов.

Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в соответствии с действующим законодательством в бюджеты органов государственной власти разных уровней, а также в государственные внебюджетные фонды.

При этом денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов  государственной власти соответствующих  уровней, представляют собой доходы бюджетов; денежные средства; поступающие в государственные внебюджетные фонды, являются доходами этих фондов. Таким образом, государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и доходов государственных внебюджетных фондов, причем доходы бюджетов занимают основное место в составе государственных доходов.

Муниципальные доходы —  денежные средства, зачисляемые в  соответствии с законодательством  органов государственной власти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты муниципальных образований.

Мобилизация доходов  в бюджеты и государственные  внебюджетные фонды осуществляется в форме налоговых и неналоговых  доходов, а также безвозмездных  перечислений. В условиях рыночной экономики с помощью налогов обеспечивается мобилизация преобладающей части государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Финансирование расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осуществляется за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов, Финансирование дефицита бюджетов органов государственной власти обеспечивается посредством привлечения денежных средств в формах займов, осуществляемых путем размещения государственных ценных бумаг, и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, и др. При этом органы государственной власти РФ имеют право на привлечение как внутренних, так и внешних источников финансирования дефицита бюджета, а органы государственной власти субъектов РФ — только внутренних источников (ст. 94, 95 БК РФ). В соответствии с действующим законодательством РФ финансирование дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов обеспечивается только за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов соответствующих внебюджетных фондов.

С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем финансовом рынке (в формах размещения муниципальных ценных бумаг, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней, кредитов кредитных организаций) и возмездное отчуждение муниципального имущества (путем его продажи). Право органов местного самоуправления на внешние заимствования Бюджетным кодексом РФ не предусматривается (ст. 96 БК РФ).Доходы местного бюджета могут быть сгруппированы по источникам и способам их получения.

Выделяют следующие  основные группы доходов местных бюджетов:

    • налоговые и неналоговые;
    • законодательно закрепленные (собственные) и полученные от государства в порядке бюджетного регулирования (регулирующие) или целевого регулирования для выполнения отдельных государственных полномочий и программ.

Первая группировка  отражает бюджетную классификацию, введенную в целях обеспечения единой методологии и сопоставимости показателей бюджетов всех уровней. Вторая классификация используется при анализе степени самостоятельности местных бюджетов, достаточности собственной финансовой базы местного самоуправления.

Налоговые доходы местных бюджетов включают:

    • собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов;
    • отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;
    • государственную пошлину (за исключением государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета по нормативу 100 %).

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются  за счет:

    • доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;
    • доходов от продажи муниципального имущества;
    • безвозмездных перечислений;
    • штрафов и иных сумм принудительного изъятия;
    • части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В соответствии с делением источников доходов бюджета на собственные и регулирующие доходная часть местных бюджетов включает:

      • собственные доходы;
      • поступления от регулирующих доходов;
      • финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований);
      • средства, полученные по взаимным расчетам.

Собственные доходы бюджета  – это доходы, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за определенным уровнем бюджетной системы.

Основной  составляющей собственных доходов являются налоговые доходы. Они формируются за счет налогов и сборов, имеющих обязательный или безвозмездный характер перечисления в бюджет. Доля налогов и сборов в составе собственных доходов местных бюджетов доходит до 50 и более процентов.

Информация о работе Муниципальные финансы