Местные бюджеты, особенности формирования их доходной и расходной частей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование порядка формирования расходов местных бюджетов.
В соответствии с целью работы поставлены и решены следующие задачи:
исследование сущности местных бюджетов и современного бюджетного устройства;
оценка позитивных и негативных факторов реформирования межбюджетных отношений в условиях реформы местного самоуправления;
определение направлений дальнейшей стратегии реформирования межбюджетных отношений, направленной на повышение сбалансированности местных бюджетов.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
1. Экономическая сущность местных бюджетов и
современного бюджетного устройства..............................................................5
2. Анализ формирования местных бюджетов Российской Федерации
2.1. Правовые основы формирования доходов местных бюджетов...........11
2.2. Доходы местных бюджетов….………………………………................15
2.3. Расходная часть местных бюджетов……………………………….…..22
3. Структура доходов и расходов бюджетов субъектов РФ (в качестве примера данные о доходах и расходах областного бюджета Самарской области на 2010-2012 г.г.)
4. Проблемы сбалансированности местных бюджетов и пути их решения
4.1. Проблемы совершенствования межбюджетных отношений на субрегиональном уровне.................................................................................26
4.2. Пути повышения сбалансированности местных бюджетов.................31
Заключение..........................................................................................................35
Список литературы.............................................................................................38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 148.49 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА  
 
по курсу «Бюджетная система РФ»  
 
 
 
 
 
ТЕМА: Местные бюджеты, особенности формирования их доходной и расходной частей.  
 
 
 
 
ВЫПОЛНИЛ(А): 
Студент(ка) гр№502 
Репина Екатерина Геннадьевна  
 
Проверила:  
Трунцева И.В.  
 
Дата»___»_________»г.  
 
Оценка_______________  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург 
2011/2012 учебный год 
 
 
Содержание 
Введение...............................................................................................................3 
1. Экономическая сущность местных бюджетов и  
современного бюджетного устройства..............................................................5 
2. Анализ формирования местных бюджетов Российской Федерации 
2.1. Правовые основы формирования доходов местных бюджетов...........11 
2.2. Доходы местных бюджетов….………………………………................15 
2.3. Расходная часть местных бюджетов……………………………….…..22 
3. Структура доходов и расходов бюджетов субъектов РФ (в качестве примера данные о доходах и расходах областного бюджета Самарской области на 2010-2012 г.г.) 
4. Проблемы сбалансированности местных бюджетов и пути их решения 
4.1. Проблемы совершенствования межбюджетных отношений на субрегиональном уровне.................................................................................26 
4.2. Пути повышения сбалансированности местных бюджетов.................31 
Заключение..........................................................................................................35 
Список литературы.............................................................................................38  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
В настоящее время в Российской Федерации существенно повышается роль органов местного самоуправления в хозяйственном и социальном строительстве. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 гг. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» они получили большие права в области руководства экономикой и социальной сферой на подведомственных территориях.  
Цель реформы местного самоуправления – приблизить местную власть к населению, а процесс предоставления общественных благ (бюджетных услуг) к их потребителям, путем формирования двухуровневых систем органов местного самоуправления и местных бюджетов (муниципальных районов и городских округов, городских и сельских поселений).

Однако реализация названного Закона затягивается во времени и сталкивается с серьезными проблемами, важнейшей из которых является организация полноценного, эффективно функционирующего бюджетного процесса в муниципальных образованиях, особенно в небольших городских и сельских поселениях.

Если на федеральном уровне преобразования бюджетного процесса в последние годы находят свое воплощение в бюджетной политике (постепенный переход на бюджетирование, ориентированное на результат, и финансирование бюджетных расходов на основе программно-целевых методов и т.д.), то на местном уровне эта работа находится пока еще в зачаточном состоянии, существует масса причин, тормозящих реформирование субфедеральной бюджетной системы и бюджетного процесса на муниципальном уровне.

В большинстве муниципальных образований сохраняется высокая финансовая зависимость органов местного самоуправления от вышестоящих органов власти, собственные налоговые и неналоговые доходы составляют в среднем около 40% всех доходов местных бюджетов, более 30% всех местных бюджетов исполняются с дефицитом. 
Таким образом, создание необходимых условий для организации и реального реформирования бюджетного процесса в муниципальных образованиях всех уровней является сейчас приоритетным направлением бюджетной политики в современной России. 
Целью настоящей работы является исследование порядка формирования расходов местных бюджетов. В соответствии с целью работы поставлены и решены следующие задачи:

исследование сущности местных бюджетов и современного бюджетного устройства;  
оценка позитивных и негативных факторов реформирования межбюджетных отношений в условиях реформы местного самоуправления; 
определение направлений дальнейшей стратегии реформирования межбюджетных отношений, направленной на повышение сбалансированности местных бюджетов.

Предметом исследования в работе является формирование доходной и расходной частей бюджетов муниципальных образований в условиях реформирования местного самоуправления. Объектом исследования являются муниципальные образования в составе субъектов Федерации.

Поставленные цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из трех глав, введения и заключения, в конце работы представлен перечень нормативно-правовых актов, учебной и научной литературы.

 
 
 
 
 
 
1. Экономическая  сущность местных бюджетов и  современного бюджетного устройства 
Бюджетная система является одним из наиболее важных институтов любого государства, эффективность функционирования которой оказывает непосредственное влияние на качество экономического роста и уровень общественного состояния. Именно этим фактором объясняется серьезное внимание, которое в последнее время стало уделяться вопросам бюджетного устройства.

Исходной предпосылкой анализа сущности бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации, их достоинств и недостатков выступает исследование сущности бюджета.  
Государственный бюджет большинство специалистов в области финансов (А.Г.Грязнова, И.В.Подпорина, Г.Б.Поляк, В.М.Родионова, В.В.Ковалев, М.В.Романовский, О.В.Врублевская и др.) определяют как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Являясь частью финансов, государственный бюджет представляет отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан.  
Бюджетный кодекс Российской Федерации1 (далее по тексту – БК РФ), дает определение государственного бюджета как «формы образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (ст.6 БК РФ). «Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления».2 
С юридической точки зрения, это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления.

Большое значение в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь, в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества имеют местные бюджеты или бюджеты муниципальных образований, они являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства.

В финансово- кредитном словаре под редакцией А. П. Грязновой бюджет муниципального образования определяется как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления»3.

Согласно ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

По мнению большинства специалистов в области бюджетных отношений (П.И.Вахрина, А.М.Година, И.В.Подпориной, В.В.Ковалева, А.С.Нешитого, М.В.Романовского, В.М.Родионовой и др.) совокупность всех видов бюджетов является бюджетной системой.  
Аналогично понятие бюджетной системы дает и БК РФ. В соответствии с Конституцией РФ4 (ст. 71 и 132) и БК РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из следующих четырех уровней:

федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;  
бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

местных бюджетов:

бюджеты муниципальный районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

Современная структура бюджетной системы представлена на рис. 1. 
Таким образом, сложилась двухуровневая система местного самоуправления. К муниципальным образованиям первого уровня относятся муниципальный район, городской округ. В муниципальный район входят сельские и городские поселения, это уже второй уровень. Отдельные муниципальные образования могут быть выделены внутри только городов федерального значения – г. Москва и г. Санкт-Петербург.  
С учетом вышеизложенного, все те муниципальные образования, существовавшие раньше, до реформы местного самоуправления в составе других больших городов, утратили свой статус.

 
 
Рис. 1. Структура бюджетной системы РФ

Необходимо отметить, что основой отношений в области функционирования бюджетной системы, являются принципы ее построения и функционирования, закрепленные в ст. 28 БК РФ. В их составе различают:

принцип построения бюджетной системы (единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований); 
принцип формирования и исполнения бюджетов (полноты отражения доходов и расходов бюджетов, сбалансированности бюджета, эффективности и экономности использования бюджетных средств, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, единства кассы).

Первая группа принципов характеризует методологию построения бюджетной системы. Основополагающий принцип – единство бюджетной системы – означает равенство правовой базы, денежной системы, бюджетной классификации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, формирования доходов и осуществления расходов, ведение бюджетного учета и пр. 
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы заключается в закреплении в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определении полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. 
Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированности соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; 
право и обязанность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; право устанавливать в соответствии с законодательством РФ налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ; 
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований требует четкого законодательного определения бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с едиными принципами, установленными БК РФ.  
Вторая группа принципов содержит необходимые требования по организации и проведению бюджетного процесса и исполнению бюджета, а так же осуществлению бюджетного контроля. Принцип полноты отражения доходов и расходов – все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах, в том числе в бюджетах государственных внебюджетных фондов. Принцип сбалансированности регламентирует требование, согласно которому объем бюджетных расходов должен соответствовать суммарному количеству бюджетных доходов и поступлений за счет источников финансирования его дефицита (если он предусматривается), при этом, размер дефицита должен быть минимизирован. 
Принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств – при составлении и исполнении бюджета необходимо исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием минимального размера средств. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том, что все расходы должны обеспечиваться общей суммой доходов, которые не могут быть связаны с определенными расходами бюджета, за исключение целевых бюджетных фондов. 
Принцип гласности означает: обязательное опубликование бюджетов и отчетов об их исполнении; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.  
Принцип достоверности бюджета заключается в надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.  
Принцип адресности и целевого характера – бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование отдельных целей. 
Отметим, что рассмотренные выше принципы построения и функционирования бюджетной системы не являются «застывшими формами». «По мере развития бюджетного федерализма, совершенствования бюджетных процедур возможно уточнение содержания ряда принципов, создание новых прогрессивных инструментов из реализации».5  
 
2. Анализ формирования местных бюджетов Российской Федерации 

Информация о работе Местные бюджеты, особенности формирования их доходной и расходной частей