Механизмы финансирования здравоохранения на базе сравнительной характеристики действующих мировых систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:04, доклад

Описание работы

Построение эффективных систем здравоохранения в развитых странах вызывает повышенный интерес в условиях реформирования отечественного здравоохранения. Системы организации здравоохранения различных стран характеризуются разнообразием и национальной спецификой. Однако, проходя множество реформ, они постоянно видоизменяются и обогащаются заимствованными друг у друга идеями. Соответственно жестко классифицировать такие модели практически невозможно.

Файлы: 1 файл

zubenko.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

    Механизмы финансирования здравоохранения  на базе сравнительной  характеристики действующих  мировых систем 

    аспирант, ассистент, С.А. Зубенко

    Россия, Липецкий государственный  технический университет

          

    Построение  эффективных систем здравоохранения  в развитых странах вызывает повышенный интерес в условиях реформирования отечественного здравоохранения.  Системы организации здравоохранения различных стран характеризуются разнообразием и национальной спецификой. Однако, проходя множество реформ, они постоянно видоизменяются и обогащаются заимствованными друг у друга идеями. Соответственно жестко классифицировать такие модели практически невозможно.

    Целесообразно выделять три основных организационно-экономических  варианта формирования национальных систем охраны здоровья: государственная (бюджетная), частное здравоохранение (система, основанная на добровольном (частном) медицинском страховании или непосредственной оплате медицинской помощи), система здравоохранения, основанная на социальном (обязательном) медицинском страховании. Следует заметить, что различия в подходах к финансированию отрасли являются основным, но не достаточным критерием типологизации мировых систем здравоохранения.

    Исторически    государственная    система    здравоохранения    являлась преемницей  так  называемой  благотворительной  медицины,  при  которой церковь и государство принимали на себя финансирование медицинской помощи   неимущим   слоям   населения.   Для  данной   системы  характерны следующие принципы:

  1. основным источником финансирования здравоохранения являются государственные налоги;
  2. структурами, аккумулирующими финансовые ресурсы здравоохранения, выступают бюджеты различного уровня;
  3. преимущественно структурный принцип финансирования медицинской  помощи  (возмещение расходов учреждения  в  целом,  а не оплата отдельных медицинских услуг);
  4. медицинские учреждения, как правило, имеют государственный некоммерческий статус и являются исполнителями социального заказа, напрямую подчиняясь государственным финансовым правилам;
  5. принцип экономии при использовании ресурсов;
  6. централизованное (унитарное) планирование и управление системой;
  7. тарифный способ оплаты труда врачей;
  8. правила найма и оплаты труда диктуются государством;
  9. административный контроль качества оказания медицинской помощи.

    Функционирование государственно-бюджетной системы здравоохранения имеет ряд положительных сторон, поскольку такая система обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан путем установления гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи, проведения строгого государственного контроля за условиями оказания медицинской помощи. Другими преимуществами этой системы является ее высокая эффективность при воздействии на заболеваемость особо опасными инфекционными заболеваниями, а также в условиях чрезвычайных ситуаций.

    Однако  также были выявлены существенные дефекты данной системы:

  1. дефицит финансовых ресурсов здравоохранения, обусловлен нестабильным состоянием бюджетов в периоды экономического спада и неэффективным распределением материальных и специальных ресурсов;
  2. ограниченность материальных стимулов в деятельности медицинских работников и учреждений, общий низкий уровень оплаты труда медиков;
  3. слабая зависимость оплаты труда медицинских работников и финансирования медицинских учреждений от объемов и качества выполняемой работы;
  4. невозможность выбора врача и медицинского учреждения пациентом;
  5. существование списков больных (очереди) для оказания отдельных (дефицитных) видов медицинской помощи;
  6. неравенство для отдельных социальных, географических и профессиональных групп в уровне и качестве оказания медицинской помощи (наличие специальных учреждений, ведомственных лечебных учреждений и т.д.);
  7. слабое внедрение новых методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний, недостаточные условия для творческого созидания, адаптации общих  моделей организации помощи к местным условиям и потребностям;
  8. отвлечение значительных финансовых ресурсов на содержание учреждений, слабооснащенных, не имеющих высококвалифицированных кадров и не оказывающих в надлежащих объемах медицинскую помощь;
  9. низкий   уровень   развития   первичной   медицинской   помощи   и национальных систем профилактики заболеваний, приоритет дорогостоящих стационарных видов оказания медицинских услуг, существенное различие в уровне развития сельского и городского здравоохранения;
  10. монополизм, незащищенность потребителя от некачественных медицинских услуг;
  11. нехватка финансовых ресурсов для капитальных вложений, деградация условий оказания медицинской помощи в периоды кризисов и дефицита финансирования.

    Государственная система здравоохранения в значительной степени представлена в таких  странах, как Великобритания, Италия, Куба, Россия и других.

    Частная система здравоохранения основывается на добровольном (частном) медицинском  страховании и непосредственной оплате медицинской помощи потребителями (платная медицина) и характеризуется следующими признаками:

  1. основным источником финансирования медицинской помощи являются личные средства граждан и прибыль (доход) юридических лиц;
  2. преимущественно негосударственный, коммерческий статус страховых, медицинских и других организаций, аккумулирующих финансовые средства здравоохранения и обеспечивающих оказание медицинской помощи;
  3. большой выбор медицинских учреждений, врачей;
  4. свободное (нерегулируемое) ценообразование на медицинские услуги;
  5. высокая доля национального дохода, выделяемого на здравоохранение.

    Частному  здравоохранению присущи следующие  положительные черты:

  1. наличие широкого диапазона медицинских учреждений с точки зрения уровня качества и стоимости медицинских услуг, обеспечивающих удовлетворение разнообразных индивидуальных потребностей;
  2. отсутствие очереди на медицинское обслуживание;
  3. особое внимание, уделяемое качеству медицинской помощи, защите прав потребителя;
  4. высокие доходы врачей, других медицинских работников.

    Система частного здравоохранения в чистом виде не функционирует ни в одной  из национальных систем организации  медицинской помощи, что обусловлено  некоторыми ее отрицательными сторонами, среди которых:

  1. высокая стоимость медицинских услуг, недоступность медицинской помощи для значительных слоев населения;
  2. недостаточное внимание к помощи на дому и профилактике, приоритет отдается лечению "легких" заболеваний;
  3. неэффективное использование ресурсов, преобладание затратных хозяйственных механизмов;
  4. выполнение дорогостоящих процедур и вмешательств без достаточных медицинских показаний;
  5. отсутствие государственного регулирования и контроля за качеством медицинских   процедур, применение медицинских технологий, не всегда безопасных для здоровья пациентов.

    Возникновение частного здравоохранения исторически было связано с удовлетворением потребности в высококачественных и дорогостоящих медицинских услугах состоятельных слоев населения, в силу чего данная система не может быть организационно-финансовой основой национальной системы охраны здоровья в целом, а должна использоваться как дополнение к государственному здравоохранению или системе, основанной на социальном страховании. Частная система здравоохранения в наибольшей степени преобладает в США.

    Здравоохранение, основанное на социальном медицинском страховании к настоящему времени имеется в большинстве цивилизованных стран. Как правило, такие системы охраны здоровья в той или иной степени управляются государством (регулируемые системы страхования здоровья).

    Для систем регулируемого страхования здоровья характерны следующие основные признаки:

  1. наличие нескольких основных источников финансирования: средства бюджетов,   обязательные  платежи  по  страхованию,   осуществляемые  как работодателями, так и самими работниками;
  2. наличие децентрализованной системы финансирования, основанной на   независимых   специализированных   организациях   (фондах,   страховых компаниях);
  3. контроль качества медицинской помощи и объемов расходов при оказании медицинских услуг со стороны финансирующих организаций;
  4. многообразие форм собственности и хозяйствования у медицинских учреждений и частных лиц, оказывающих услуги застрахованным;
  5. регулируемое ценообразование на медицинские услуги, многообразие форм и способов оплаты медицинской помощи.

    Система, основанная на социальном страховании, является одной из наиболее совершенных  систем охраны здоровья населения, объединяющей в себе положительные    черты как государственного, так и частного здравоохранения. Наиболее важные положительные черты такой системы представлены следующими:

  1. высокая степень охвата населения медицинским страхованием, наличие гарантий бесплатной помощи;
  2. свободный выбор фондов медицинского страхования (страховых организаций) населением, работодателем;
  3. разделение функций финансирования и оказания медицинских услуг, обеспечение   высокого, гарантированного государством   уровня   качества оказания медицинской помощи.

    Наряду  с этими положительными моментами, система социального медицинского страхования имеет ряд существенных проблем, среди которых:

  1. недостаточно полный охват населения программами обязательного медицинского страхования;
  2. высокая стоимость медицинских услуг,  неэффективность мер по сдерживанию цен;
  3. недостаточное применение долгосрочного стратегического планирования в национальном масштабе;
  4. высокие административные расходы.

    Совершенствование системы социального медицинского страхования происходит благодаря  использованию положительного опыта, как государственной модели здравоохранения, так и частной медицины. В настоящее время система регулируемого страхования здоровья представлена в ведущих экономически развитых странах, таких как Франция, Германия, Канада, Япония и др. [4, c.170].

    Экономический базис европейских систем обусловил солидарный принцип в построении системы здравоохранения. Согласно этому принципу, вклад гражданина в общественное благосостояние не должен определять его доступ к здравоохранению, а так же к остальным услугам и продуктам, считающимися социально-важными (образование, питание, минимальное жилье).

    Причинами, вызвавшими возникновение таких европейских систем, как система Бисмарка, система Бевериджа стали несовершенства рынка. Основными ошибками рынка здравоохранения являются:

  1. информационная асимметрия (несовершенная информированность потребителей медицинских услуг);
  2. наличие, так называемых, экстерналий, связанных с определенными заболеваниями, которые предполагают, что социальные последствия, которые предотвращают медицинские услуги, настолько значимы, что не могут передаваться на усмотрение отдельного гражданина.
  3. на рынке медицинских услуг чрезвычайно высоки входные барьеры, что делает сферу медицинских услуг объективно монополизированной. В случае отсутствия монополии и неограниченного доступа на рынок медицинских услуг «недобросовестных продавцов», издержки производства представляли бы социальную угрозу, с чем и сталкивается сегодня современная Россия (всевозможное целительство, несанкционированные, не прошедшие апробацию методы лечения и т.д.) [2,c.15].

    Таким образом, причиной зарождения системы  Бисмарка послужила невозможность рыночной организации здравоохранения удовлетворить потребность Германии в 1881 году в потенциальных военнослужащих. Приоритетом развития отрасли на тот период времени являлась потребность в укреплении здоровья простых рабочих, которые являлись потенциальными военнослужащими. В основу финансирования данной системы были положены страховые принципы.

Информация о работе Механизмы финансирования здравоохранения на базе сравнительной характеристики действующих мировых систем