Контроль и анализ деятельности предприятия на основе бюджетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать особенности бюджетирования в современных условиях, а также рассмотреть виды бюджетов.
Основные задачи данной курсовой работы:
Рассмотреть сущность бюджетного планирования;
Проанализировать основные функции бюджетирования;
Предложить варианты реализации бюджетного цикла.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Бюджетирование на предприятии: сущность, функции и особенности....6
1.1 Сущность и функции бюджетирования………………………………………....6
1.2 Методы составления и виды бюджетов………………………………………..10
Глава 2. Современное состояние системы планирования на предприятии ( на примере ОАО «Тамбовский хлебозавод»)………………………………………....15
2.1 Организационно-экономическая характеристика и сфера деятельности…....15
2.2 Порядок формирования плановых показателей, действующих на предприятии……………………………………………………………………….....16
Глава 3. Направления совершенствования процесса планирования путем перехода на бюджетирование (на примере ОАО «Тамбовский хлебозавод»)…..21
3.1 Применение бюджетирования к предприятию………………………………...21
3.2 Организация контроля исполнения бюджета………………………………....24
3.2.1 Формирование операционного бюджета………………………………..24
3.2.2 Формирование финансового бюджета……………………………...…..29
Заключение…………………………………………………………………………...32
Список использованной литературы……………………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.21 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 
 

Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»

на тему:

 «Контроль и анализ деятельности предприятия на основе бюджетирования» 

 

Выполнил:

студент специальности

"Бух. учет, анализ и  аудит"

4 курс, группа 09

Иванова Татьяна

Научный руководитель:

к.э.н., доцент, Баева Е.А.

 

                                             

                                            ТАМБОВ 2012

                                              Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава 1. Бюджетирование на предприятии: сущность, функции и особенности....6

1.1 Сущность и функции бюджетирования………………………………………....6

1.2 Методы составления и виды бюджетов………………………………………..10

Глава 2. Современное состояние  системы планирования на предприятии ( на примере ОАО «Тамбовский хлебозавод»)………………………………………....15

2.1 Организационно-экономическая  характеристика и сфера деятельности…....15

2.2 Порядок формирования плановых показателей, действующих на предприятии……………………………………………………………………….....16

Глава 3. Направления совершенствования  процесса планирования путем перехода на бюджетирование (на примере ОАО  «Тамбовский хлебозавод»)…..21

3.1 Применение бюджетирования к предприятию………………………………...21

3.2  Организация контроля  исполнения бюджета………………………………....24

        3.2.1 Формирование операционного бюджета………………………………..24

        3.2.2 Формирование финансового бюджета……………………………...…..29

Заключение…………………………………………………………………………...32

Список использованной литературы……………………………………………….33

Приложение…………………………………………………………………………..35

 

 

 

                                                         Введение

    Каждый  хозяйствующий субъект имеет  свои как отраслевые, производственно-технологические,  так и индивидуальные особенности  функционирования. Организационная  структура, форма и содержание  стратегических, тактических и оперативных  целей, а также основополагающие  принципы управления хозяйствующим  субъектом формируются его акционерами  и менеджерами исходя из особенностей  внешних и внутренних условий  функционирования. Следует отметить, что стратегические, тактические  и оперативные цели не могут  быть фиксированными, а подвергаются  изменениям в течение всего  срока существования хозяйствующего  субъекта. Из этого следует вывод  о том, что планирование для  отдельно взятого хозяйствующего  субъекта имеет важнейшее практическое  значение.

    В современных  условиях степень важности процессов  планирования для хозяйствующих  субъектов существенно усиливается,  так как организации на свой  страх и риск ведут деятельность, конкурируя с другими участниками  рынка. Для того чтобы поддерживать  высокий уровень конкурентоспособности,  коммерческим организациям необходима  координация различных хозяйственных  функций путем разработки взаимоувязанных  и экономически обоснованных  бюджетов. Постановка системы бюджетирования  законодательно и нормативно  не регламентируется государственными  органами.

Бюджетирование  — это процесс подготовки, организации  и контроля бюджетов с целью разработки и принятия управленческих решений.  
    Бюджет представляет собой финансовый план организации, отражающий в количественном выражении стратегические и тактические цели ее деятельности и мероприятия по их достижению. 
    Наиболее важными требованиями к бюджетам являются следующие: соответствие целям и задачам финансовой стратегии предприятия, целостность, системность, доступность, сопоставимость, корректность, согласованность, оперативность и функциональность.

Актуальность темы данной курсовой работы связана с тем, что в современных условиях развития рыночной экономики крайне важным становится вопрос организации, методологию построения системы бюджетирования на предприятии. В этой курсовой работе мы рассмотрим формирование операционного и финансового бюджетов.

 Объектом исследования в данной курсовой работе является  бюджетирование.  
    Предмет исследования – бюджетирование в современных условиях.  
    Цель исследования – проанализировать особенности бюджетирования в современных условиях, а также рассмотреть виды бюджетов. 
Основные задачи  данной курсовой работы:

  1. Рассмотреть сущность бюджетного планирования;
  2. Проанализировать основные функции бюджетирования;
  3. Предложить варианты реализации бюджетного цикла.

 

  Методы исследования: нормативно-ценностный,  критически-диалектический, плановый экономический анализ.  
    Объектом исследования послужило ОАО «Тамбовский хлебозавод». Система бюджетирования на данном предприятии рассматривается в третьей главе курсовой работы.

Структура данной курсовой работы состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается сущность бюджетирования, методы составления и виды бюджетов. Во второй главе описывается состояние системы планирования на предприятии. В третьей главе описывается применение бюджетирования к предприятию.

Степень разработанности литературы. Источниками написания курсовой работы явились использованная периодическая литература, учебники, методические указания, справочные правовые системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Бюджетирование на предприятии: сущность, цели и особенности

               1.1 Сущность и функции бюджетирования

Совершенствование систем управления предприятием предполагает проведение комплекса мер, способствующих повышению  конкурентоспособности бизнеса. Планирование – одна из составных частей управленческого  цикла. Добиться эффективного использования  собственных и привлеченных ресурсов возможно при условии разработки детального плана действия организации. Планирование включает этапы определения  целей и задач разрабатываемых  мероприятий, рассмотрения различных  вариантов их проведения, выбора оптимального варианта.

Принципиальная особенность современного внутрифирменного планирования связана  с тем, что оно носит регулирующее - направляющий характер (в отличии  от директивно-регламентирующего) основываясь  на системном применении научных прогнозов, проектов и программ, балансовых расчетов, бюджетирования и методов оптимизации принимаемых решений для определения стратегических целей и конъюнктурно-тактических задач при решении проблем развития предприятия.

Стратегическое планирование и  контроль результатов и их компонентов  стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента  управления, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией  высшее руководство. С его помощью  должны осуществляться разработка стратегии  эффективного развития предприятий  в условиях конкуренции и нестабильности. 

Бюджетирование представляет собой  информационную систему внутрипроизводственного  управления, использующую определенные финансовые инструменты, называемые бюджетами.

Сущность бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности организации, ее подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов, в использовании корректирующих воздействий на отклонения от параметров их исполнения. В информационном отношении – это система, интегрирующая результаты процессов планирования, учета, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности организации.

При рассмотрении бюджетирования как процесса необходимо выделить три его основных элемента:

  • организационное обеспечение касается вопросов внутрифирменной организации подразделений и служб предприятия, которые несут ответственность за обеспечение и поддержание самого процесса бюджетирования, а также предусматривает выбор лица, отвечающего за правильное и своевременное выполнение процесса.
  • процесс бюджетирования, который разбивается на отдельные процедуры: планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и т.д.- при этом должен быть разработан и утвержден регламент, с помощью которого контролируется выполнение всех указанных процедур.
  • технология бюджетирования включает в себя формирование и консолидацию бюджетов предприятия. Для этого разрабатывается финансовая структура предприятия, представляющая собой совокупность центров ответственности. Для каждого из них отдельно формируются соответствующие бюджеты.

Методы, используемые в системе бюджетирования, подразделяются на планирующие, учетные, контролирующие, аналитические. При бюджетном планировании широко используются прогностические и статистические методы, бюджетный метод; при бюджетном контроле, учете и анализе – методы финансового и управленческого учета затрат, метод «стандарт-кост» и нормативный метод, математические методы экономического анализа. Бюджетный метод является совокупностью специфических методик бюджетного планирования, позволяющих смоделировать деятельность предприятия через особый экономический инструмент – бюджеты.

Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных  сценариев изменения финансового  состояния предприятия, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.

Бюджетирование на предприятии  выполняет три основные функции:

1.   Функция планирования. Данная функция является самой важной. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затратыи результаты приобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному и четкому целеполаганию на предприятии, разработке стратегии бизнеса.

2.   Функция прогноза. Сущность данной функции заключается в расчете прогнозных показателей по выполнению плановых заданий на основе соответствующего учета, прежде всего бухгалтерского.

3.   Функция анализа. Является также немаловажной для предприятия. Разумеется, как бы ни был хорош план, он остается бесполезным, если нет эффективного анализа его осуществления. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при анализе деятельности предприятия. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе, бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия.

В общем случае в процессе бюджетирования выполняются следующие задачи:

1.   Оценка эффективности работы предприятия, за счет сравнения достигнутых результатов с плановыми.

2.   Установление перспективных целей и их выполнение в текущих планах развития предприятия, на основе долгосрочного прогнозирование.

3.   Контроль и анализ деятельности отдельных подразделений предприятия на основе показателей, устанавливаемых для каждого подразделения.

4.   Контроль и анализ, деятельности всего предприятия в целом на основе общефирменных целевых показателей.

5.   Планирование и контроль денежных потоков предприятия.

Мировая практика выявила в системе бюджетирования положительные и отрицательные стороны.

Достоинства бюджетирования заключаются в том, что оно:

  • оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
  • позволяет координировать работу предприятия в целом;
  • анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
  • позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
  • позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
  • служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

К недостаткам бюджетирования относятся:

  • сложность и дороговизна системы бюджетирования;
  • если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;
  • противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей;
  • малейшие изменения требований к системе бюджетирования в части детализации плановых и отчетных данных или организационные изменения в компании, приводят к необходимости начинать работу по внедрению заново.

                         1.2 Методы составления и виды бюджетов

Как было отмечено раньше, бюджет очень объёмное понятие и каждое предприятие трактует его по-своему и в каждой компании выделяется своя классификация бюджетов.

В зависимости от поставленных задач бюджет может быть общим (генеральным) или частным, гибким или статическим.

Частный бюджет – это  план деятельности конкретного направления деятельности (подразделения) организации. Учитывая многогранность деятельности организации и взаимосвязь между определенными видами деятельности, частные бюджеты тесно связаны между собой.

Общий (генеральный) бюджет – это скоординированный план деятельности организации, разработанный  в целом исходя из учета основного  бюджетного фактора. Он объединяет частные  бюджеты подразделений организации. Общий (генеральный) бюджет состоит  из двух частей: операционного и  финансового бюджетов.

Информация о работе Контроль и анализ деятельности предприятия на основе бюджетирования