Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 03:09, контрольная работа

Описание работы

В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными.
Экономическое значение бюджета заключается, прежде всего, в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей.

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

1. Роль бюджета  в государственном регулировании  рыночной деятельности

В условиях переходной экономики  усиливается роль бюджета в регулировании  воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными.

Экономическое значение бюджета  заключается, прежде всего, в том, что  он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутри хозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.

Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйствования и населением.

Основной финансовый план или централизованный фонд финансовых ресурсов государства – это внешние  признаки бюджета: форма и ее материальное воплощение. Глубинную сущность государственного бюджета, его экономическую природу составляют экономические отношения. Всегда в качестве одного из субъектов этих отношений выступает государство, нуждающееся в денежных средствах для выполнения своих функций. Формируя доходную часть бюджета, государство вступает в финансовые взаимоотношения с плательщиками налогов и сборов и других видов неналоговых поступлений. Вторым субъектом бюджетного процесса становятся население и предприятия, часть доходов которых идут на общественные нужды. Отношения между государством и предприятиями возникают и при использовании бюджетных ресурсов.

По своей сути бюджет – это экономическая категория, совокупность экономических отношений  по поводу формирования и распределения централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Экономические отношения  – главный сущностный признак  бюджета, который раскрывает его  природу, значимость в воспроизводственных  процессах. Именно они и определяют на конкретном этапе исторического развития форму государственного бюджета, его материальное воплощение в централизованном фонде денежных средств государства. Поэтому при определении понятия государственного бюджета любой страны следует отразить три важнейшие его стороны: форму, сущность и материальное содержание.

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования  централизованного фонда денежных средств.

Переход к рыночным отношением предполагает существенное изменение всех экономических категорий, в том числе и Государственного бюджета.

Производственные отношения, базирующиеся на полной экономической  независимости товаропроизводителей, их широкой самостоятельности, предопределяют свободное движение товаров и капиталов. Рыночные отношения приводят к стихийному образованию всех натуральных и стоимостных пропорций, соотношений между участниками воспроизводства, которые не всегда отражают объективные потребности и содействуют прогрессу общества. Поэтому государство пытается воздействовать экономическими методами на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые социальные последствия стихийных рыночных сил. Эти действия государства и получили название государственного регулирования, которое приобретает форму экономического и социального регулирования.

Экономическое регулирование  осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые находят выражение  в принятии законодательных актов, обязательных для выполнения всеми  участниками воспроизводства, устанавливающих правила цивилизованного проведения и оформления сделок, законного движения капитала, защиты частной собственности и т.п. К ним можно отнести и антимонопольные декреты, направленные на ограничение действий монополистов и расширение свободной конкуренции. Наиболее активное воздействие государство может оказывать косвенными экономическими методами, прежде всего через финансовую и кредитную политику. Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных хозяйств, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.

Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов  и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:

  1. Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров и работ.
  2. Прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры, прогресс общества. К ним относятся крупные природоохранительные, инвестиционные программы, приватизация, конверсия военных заводов, развитие ТЭК, создание новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса и общегосударственных работ, фундаментальных научных исследований и др.
  3. Субсидирование отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства, местного транспорта, коммунального и жилищного хозяйства и др.).
  4. Выдача беспроцентных или льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных и других малых фирм, предпринимательства т.д. (стабилизационных фонд, стратегические и материальные резервы, фонд непредвиденных расходов и др.).
  5. Создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики,  поддержки предпринимательства и т.д. (стабилизационный фонд, стратегические и материальные резервы, фонд непредвиденных расходов и др.).

Велика  роль бюджета и в  социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий всем членам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетной части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий, индексации доходов. Чем богаче страна, тем больше средств направляется на социальную сферу, тем более ощутима помощь малоимущим гражданам.

Бюджет оказывает существенное влияние на деятельность отдельных предприятий, организаций, учреждений и посредством контроля. Он осуществляется финансовыми и другими органами для выдачи бюджетных ассигнований, при их использовании, а также при изъятии налогов и других доходов в бюджет.

Сфера действия бюджета  в рыночной экономике весьма широка, она охватывает материальное производство и непроизводственную сферу, отдельные  регионы и страну в целом. Государство, руководствуясь основными принципами регулирования, с учетом конкретной ситуации может с помощью бюджета, кредита, инвестиционной политики и других экономических инструментов влиять на развитие экономики и уровень жизни населения.

Для благоприятного воздействия  бюджета на общественные процессы должны быть созданы определенные предпосылки и соблюдены основополагающие принципы рационального государственного регулирования. К таким предпосылкам можно отнести: устойчивость денежного обращения в стране, наличие законодательных актов, определяющих четко рамки и содержание бюджетного процесса, обязанности, права и взаимоотношения его участников. Важное значение имеет также научный аппарат, позволяющий реально обосновывать объем и оптимальное распределение бюджетных ресурсов, рациональные формы изъятия налогов, сборов и методы финансирования расходов исходя из интересов всего общества.

 

2. Расходы на  общеобразовательные школы, их  планирование и финансирование.

 

Расходы на общеобразовательные школы подразделяются на три основные группы: текущие расходы, на оборудование и капитальный ремонт, капитальный вложения. К текущим расходам относятся: заработная плата, начисления на заработную плату, расходы на питание, приобретение мягкого инвентаря и прочие расходы. Эта группа расходов является самой большой. Наибольший удельный вес в ней, как правило, занимает заработная плата.

Основным источником финансирования государственных учреждений образования  выступают средства государственного бюджета. Государственную дотацию  могут получать и негосударственные  учебные заведения при успешном осуществлении их учебно-образовательной деятельности.

Основными показателями, которые характеризуют  объем работы школ и определяют расходы  на их текущее содержание, являются количество классов и число учащихся. Количество классов устанавливается  по группам классов: I-IV, V-IX и X-XI и зависит от общего числа учащихся и наполняемости классов, т.е. числа учеников среднем на один класс. В настоящее время предельная наполняемость устанавливается в I – IX классах до 30 человек, в X-XI классах до 25 человек.

Фактическая наполняемость нередко не соответствует предельной, что связано с плотностью населения, контингентом учащихся, количеством школ в данной местности, типом школьного здания. В сельских районах с незначительной плотностью населения, где нельзя укомплектовать классы по установленным нормам, начальные классы объединяются в комплекты. Класс-комплект в бюджетных расчетах приравнивается к классу.

Количество школ, классов и учащихся определяется на 1 января и на               1 сентября. Число учащихся и классов  на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчетную дату с учетом возможного их изменения до конца текущего года. Число учащихся на 1 сентября планируемого года определяется в плане экономического и социального развития с учетом приема, перевода и выпуска учащихся. Прием в первые классы планируется исходя из числа детей, которым до 1 сентября или в сентябре текущего года исполнится 6 лет. Прием в последующие классы определяется исходя из числа учащихся предшествующих классов.

Для упрощения расчетов по школам исчисляется среднегодовой контингент. Исходный контингент финансируется в течение 8 месяцев                  (1 января до 1 сентября), а новый контингент – в течение 4 месяцев                    (с 1 сентября до конца года). Отсюда расчет среднегодового контингента может быть произведен по следующим формулам:

;  

 

где Кс  - среднегодовой контингент;

Кн и Кк – контингент на начало и конец года;

 К1 – исходный контингент.

Расчет производится по группам  классов.

Среднегодовое количество классов  является исходным показателем для  определения расходов на текущее  содержание школ.

При планировании фонда заработной платы в школах, где она выплачивается  два раза в месяц (городские школы), среднегодовое количество классов исчисляется иначе: исходное число классов умножается на 8,5, новое – на 3,5 и сумма полученных произведение делится на 12.

Фонд оплаты труда составляет примерно половину всех расходов на содержание общеобразовательных школ. Он включает заработную плату учителей, заработную плату административно – хозяйственного и учебно-воспитательного персонала, дополнительные виды выплат и премиальный фонд. Рассчитывается отдельно для педагогического, административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала.

Ставка заработной платы учителя  устанавливается в зависимости  от вида квалификационной категории (при  наличии высшего образования) и  образования (при отсутствии квалификационной категории). Квалификационные категории бывают: высшая, первая, вторая. Право присвоения второй категории дано совету школы. Первая и высшая устанавливаются по решению аттестационной комиссии. Учителям, имеющим среднее специальное образование и которым решением аттестационной комиссии присвоена квалификационная категория, ставка заработной платы устанавливается на 10 % ниже ставок, предусмотренных для учителей, имеющих высшее образование и соответствующую категорию. Ставки заработной платы повышаются на 25% базовой величины педагогическим работникам, владеющим иностранным языком и применяющим его в практической работе, а также занятым в школах для детей и подростков с недостатками в физическом и умственном развитии, нуждающимся в особых условиях или длительном лечении, до 40% базовой величины в месяц.

Заработная плата учителя зависит  от объема учебной работы, определяемой учебными планами школ, в которых  предусматривается число часов  занятий в неделю по всем предметам  и по каждому классу. Полная ставка заработной платы выплачивается  при выполнении установленной нормы учебной нагрузки в неделю: учителям  I-IV классов 20ч, учителям V-XI классов – 18 ч. Месячная заработная плата учителя определяется путем умножения ставки заработной платы на его фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную норму часов.

Фонд заработной платы учителей в смете определяется исходя из количества педагогических ставок и размера  средней ставок и размера средней  ставки учителя по группам классов. Эти показатели рассчитываются по данным тарификационного списка, составляемого директорами школ на                 1 сентября каждого года.

 

                                                              Общее число часов  по учебному

Количество педагогических               плану для данной группы классов


ставок по группе                                 Норма учебной нагрузки учителей

                                                              для этой группы классов

 

Число часов по учебному плану может  быть увеличено за счет дополнительных часов в связи с освобождением учителей начальных классов по состоянию здоровья от уроков физкультуры и пения, делением старших классов на группы для занятий по иностранному языку, физкультуре, трудовому обучению.

Информация о работе Государственный бюджет