Государственные внебюджетные фонды России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России, исследовать основные источники их формирования.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
На основе нормативных документов и литературных источников изучить экономическую сущность государственных внебюджетных фондов РФ.
Рассмотреть систему государственных внебюджетных фондов РФ.
Проанализировать основные источники формирования государственных внебюджетных фондов.
Выявить проблемы порядка исчисления и взимания ЕСН.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
6
1.1.
Развитие государственных внебюджетных фондов в РФ
6
1.2.
Понятие, сущность и роль государственных внебюджетных фондов в социально-экономическом развитии общества
15
1.3.
Система государственных внебюджетных фондов
23
2.
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
33
2.1.
Общая характеристика Единого социального налога
33
2.2.
Основные элементы Единого социального налога
43
3.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ, ВЗИМАНИЯ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА
52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
60

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
60


68

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 539.50 Кб (Скачать файл)

Сводные карточки - это  база для заполнения расчетов авансовых  платежей и декларации по ЕСН (абз. 12 раздела "Общие положения" Порядка заполнения форм) [34].

Общие требования к заполнению карточек.

Первое требование. Все  показатели в карточках налоговые органы рекомендуют отражать в рублях и копейках согласно абз. 8 - 11 раздела "Общие положения" Порядка заполнения форм.

Однако показатели карточек затем переносятся в налоговую  декларацию или расчет авансовых  платежей, где все значения указываются  в полных рублях. По общему правилу  значение показателя 50 коп. и больше округляется до целого рубля, а значение показателя меньше 50 коп. отбрасывается.

Таким образом, округлять  значения показателей можно уже  на стадии заполнения индивидуальных карточек.

Второе требование. Карточки заполняются по итогам каждого месяца перед уплатой авансовых платежей и (или) подачей налоговой отчетности по ЕСН.

Показатели в карточках  отражаются за каждый календарный месяц  налогового (расчетного) периода в  отдельности, а также за весь период нарастающим итогом с его начала. Исключение из данного правила - графы, в которых отражаются ставки налога (графы 8, 10, 12) и тарифы страховых взносов на ОПС (графы 18, 19). В них показатели отражаются только по строке "с начала года".

Значение строки "с  начала года" в каждом месяце по общему правилу рассчитывается суммированием  показателя строки "за месяц" по истекшему месяцу и показателя строки "с начала года" по месяцу, предшествующему истекшему.

 Это правило не  касается граф, для которых предусмотрен  особый порядок заполнения строк.  Например, граф, в которых приводятся  суммы исчисленных авансовых платежей.

Третье требование. Если в налоговом периоде какие-либо сведения из тех, которые приводятся в карточках перед таблицами, изменились (например, адрес места  жительства, должность и др.), то новые  данные указываются в карточках  через запятую после ранее приведенных данных.

Четвертое требование. Заполнять  графы таблиц в карточках нужно  только при наличии соответствующих  показателей. Если каких-то показателей  нет, графу можно оставить пустой, поставить в ней прочерк либо вписать нули. Нули рекомендуется проставлять только там, где в принципе может отражаться конкретная сумма (выплат, налога и т.д.). Например, в графах, где указываются налоговые ставки ЕСН, незаполненные строки лучше оставлять пустыми.

По общему правилу  заработная плата облагается ЕСН в полном объеме с учетом всех выплат (включая компенсационные и стимулирующие). Основание - п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ.

Таким образом, если зарплата ваших работников состоит не только из должностного оклада, но и из разного  рода надбавок, премий, доплат и иных выплат, которые предусмотрены в трудовом договоре, все суммы должны облагаться ЕСН. На это указывают и контролирующие органы.

Если же надбавки, премии и иные вознаграждения носят единовременный характер, трудовым договором с работником не предусмотрены, то платить с них ЕСН не нужно [32].

Очевидно, что чем выше уровень зарплаты работников, тем  большую сумму ЕСН необходимо будет заплатить. Поэтому слишком низкие зарплаты вызывают подозрения у работников налоговых органов. А не уход ли это от налогов? Бывает, что это является поводом для доначисления ЕСН. Однако суды такую практику не поддерживают.

Ведь ЕСН начисляется  на фактически произведенные работникам выплаты, а не на выплаты, которые, по мнению налоговых органов, работодатель должен был бы произвести. Таким образом, размер заработной платы, даже если он ниже прожиточного минимума, не является основанием для доначисления налога.

ЕСН с зарплаты исчисляется  и уплачивается в общем порядке.

По итогам того месяца, в котором начислена работнику зарплата, необходимо учесть ее в налоговой базе по ЕСН. Налоговая база - это все облагаемые ЕСН выплаты, начисленные работнику с начала налогового периода (в данном случае - с учетом зарплаты). С этой суммы следует исчислять налог [35].

Уплатить ЕСН необходимо до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена зарплата работнику. Так установлено п. 3 ст. 243 НК РФ.

Приведем пример исчисления ЕСН с заработной платы.

Согласно Положению  об оплате труда, действующему в строительной (подрядной) организации "Гамма", зарплата работников складывается из должностного оклада, надбавки за интенсивность в размере 10% должностного оклада, доплаты за особые условия труда (высотные работы) в сумме 3500 руб. и ежемесячной премии в размере до 25% должностного оклада, назначаемой по представлению руководителей структурных подразделений.

Кроме того, в Положении  о премировании, действующем в  организации, предусмотрена возможность  выплаты сотрудникам премий по итогам завершения строительством отдельных  объектов. Размер премии определяет руководство компании исходя из финансового результата от реализации соответствующего проекта.

Зарплата в организации "Гамма" выплачивается работникам из кассы 20-го числа расчетного месяца и 5-го числа следующего месяца.

Предположим, что в январе работнику организации Л.Г. Попову (1965 года рождения) начислена заработная плата за январь в общей сумме 22 400 руб., в том числе:

- 14 000 руб. - должностной  оклад;

- 1400 руб. - надбавка за  интенсивность;

- 3500 руб. - доплата за  особые условия труда;

- 3500 руб. - ежемесячная  премия.

Кроме того, Л.Г. Попову начислены:

- премия по итогам  завершения в ноябре предыдущего  года строительства многоэтажного  дома - 15 568 руб. 35 коп.;

- разовая материальная  помощь, выданная по его заявлению, - 20 000 руб.

18 января Л.Г. Попов  получил на руки 7000 руб. (аванс), 21 января - 15 568 руб. 35 коп. (разовая премия), 28 января - 20 000 руб. (материальная помощь), а 5 февраля - 15 400 руб. (основная  зарплата с учетом дополнительных  выплат).

Шаг первый.

Следует рассчитать налоговую базу по ЕСН за январь. Для этого суммируются все выплаты, начисленные Л.Г. Попову в январе, которые облагаются ЕСН:

7000 руб. + 15 568 руб. 35 коп. + 15 400 руб. = 37 968 руб. 35 коп.

Шаг второй.

Рассчитается авансовый платеж по ЕСН за январь с суммы выплат, начисленных в пользу Л.Г. Попова в том же месяце.

Для этого налоговую базу следует умножить на налоговую ставку (отдельно для уплаты в федеральный бюджет и каждый фонд). Поскольку общая сумма налогооблагаемых выплат Л.Г. Попову с начала года не превысила 280 000 руб., применяется максимальная ставка ЕСН 26% (п. 1 ст. 241 НК РФ). Распределение ЕСН по внебюджетным фондам будет следующим (табл 2.4.)

Таблица 2.4

Распределение ЕСН работника  по внебюджетным фондам

Налоговая база 
в отношении  
Л.Г. Попова  
за январь 

Федеральный  
бюджет   

ФСС РФ  

ФОМС          

Итого    
за январь

ФФОМС   

ТФОМС   

37 968 руб.    
35 коп.      

7593 руб.      
67 коп.        
(37 968 руб.   
35 коп. x 20%)

1101 руб.    
08 коп.      
(37 968 руб. 
35 коп. x    
2,9%)      

417 руб.     
65 коп.      
(37 968 руб. 
35 коп. x    
1,1%)      

759 руб.     
37 коп.      
(37 968 руб. 
35 коп. x    
2,0%)      

9871 руб.    
77 коп.


Шаг третий.

Рассчитается сумма налогового вычета по ЕСН.

Для этого налоговая база по ЕСН умножается на максимальный тариф страховых взносов на ОПС в размере 14%. При этом расчет производится только в отношении страховой части трудовой пенсии, так как Л.Г. Попов старше 1967 года рождения:

37 968 руб. 35 коп. x 14% = 5315 руб. 57 коп.

Шаг четвертый.

Определяется сумма авансового платежа по ЕСН к уплате в федеральный бюджет за январь. Для этого величина исчисленного в федеральный бюджет ЕСН уменьшается на сумму страховых взносов на ОПС:

7594 руб. - 5316 руб. = 2278 руб.

Шаг пятый.

В бухгалтерском учете  делаются такие записи.

 

 

Таблица 2.5

Бухгалтерский учет ЕСН

Содержание  операций

Дебет

Кредит 

Сумма,  
руб. 

Первичный    
документ   

Бухгалтерские записи января, связанные с выплатой заработной платы и начислением ЕСН                    

Начислен аванс  запервую половину месяца            

20  

70  

7 000  

Расчетно-     
платежная     
ведомость   

Выдан аванс  за первую половину  месяца            

70  

50  

7 000  

Расчетно-     
платежная     
ведомость   

Начислена премия  

20  

70  

15 568,35

Расчетно-     
платежная     
ведомость   

Удержан НДФЛ с      
премии  (15 568,35 x 13%) 

70  

68  

2 024  

Налоговая    
карточка   

Выплачена премия за 
минусом НДФЛ        
(15 568,35 - 2224)

70  

50  

13 544,35

Расчетно-     
платежная     
ведомость   

Начислена           
материальная помощь

91-2 

73  

20 000,00

Распоряжение   
директора    
организации 

Отражена сумма постоянного налогового обязательства  
(20 000 x 24%)    

99  

68  

4 800  

Бухгалтерская  
справка-расчет

Удержан НДФЛ с      
материальной помощи 
(16 000 x 13%)

70  

68  

2 080  

Налоговая    
карточка   

Выплачена матпомощь за        
минусом НДФЛ (20 000 - (16 000 x13%))             

73  

50  

17 920  

Расходный     
кассовый ордер

Начислена зарплата  
за вторую половину  
месяца            

20  

70  

15 400  

Расчетно-     
платежная     
ведомость   

Начислен ЕСН  с зарплаты и премии  ((7000 + 15 568,35 +         
15 400) x 24%)    

20  

69-1-1  
69-2-1  
69-3-1  
69-3-2  
 

9 872  

Бухгалтерская  
справка-расчет

Сумма ЕСН в  части, подлежащей уплате в 
федеральный бюджет, уменьшена на сумму страховых взносов  на ОПС            

69-2-1

69-2-2

5 316  

Бухгалтерская  
справка-расчет

Бухгалтерские записи февраля, связанные с выплатой заработной платы и начислением ЕСН                    

Удержан НДФЛ с зарплаты за январь (22 400 x 13%)

70  

68  

2 912  

Налоговая    
карточка   

Выплачена часть зарплаты за вычетом НДФЛ (15 400 -      
2912)             

70  

50  

12 488 

Расчетно-     
платежная     
ведомость   


 

 

3. Пути совершенствования порядка исчисления, взимания ЕСН

 

 

За последние годы в России был проведен ряд налоговых  реформ, к позитивным результатам которых следует отнести некоторое снижение налогового бремени налогоплательщиков за счет уменьшения налоговых ставок по основным налогам (налога на прибыль организаций – до 24%, НДС – до 18 %, налога на доходы физических лиц – до 13 %, ЕСН – до 26 %).

В рамках реализации основных направлений налогового реформирования, помимо совершенствования отдельных налогов, достигнуто определенное упрощение налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. С 1 января 2006 года в налоговой системе Российской Федерации действует 14 налогов и сборов (в том числе 9 – федеральных, 3 – региональных, 2 – местных) и 4 специальных налоговых режима.

Положительным результатом  налогового реформирования также является введение специальных налоговых  режимов в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также для сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленных на снижение налогового бремени для налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования [37].

Однако, российской налоговой  системе присущи следующие недостатки:

-  фискальная направленность (при этом роль регулирующей функции значительно принижена) и недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства;

-  значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности.

Отдельно следует выделить крайнюю нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящих к большим затратам на ведение бухгалтерского и налогового учета и содержание налоговых органов. В условиях перманентной налоговой реформы налогоплательщику становится все сложнее планировать свою экономическую и финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с интересами и законными требованиями государства.

Одной из самых глобальных проблем, связанных с ЕСН является постоянное стремление налогоплательщиков разработать и применить новые схемы ухода от налогообложения ЕСН.

Анализ накопленной  правоохранительными и налоговыми органами информации показывает, что  большинство налогоплательщиков применяют схемы ухода от налогообложения единым социальным налогом, которые базируются на положениях гл. 24 Кодекса, дающих налогоплательщикам возможность:

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды России