Государственные и муниципальные гарантии и поручительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Как известно, одним из наиболее надежных способов обеспечения возврата заемных средств является государственная или муниципальная гарантия, письменное обязательство субъекта Российской Федерации или муниципального образования отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия обязательства перед кредитором.

Содержание работы

Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………..

1. Государственные и муниципальные гарантии и поручительства……………………

1.1. Гарант и сумма гарантии……………………………………………………………..

1.2. Порядок предоставления государственных гарантий……………………………….

2. Статьи……………………………………………………………………………………

2.1. Государственные и муниципальные гарантии………………………………………..

2.2. Порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий…………………………………………………………………………………..

2.3. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации……………….

2.4. Предоставление государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

гос гар 2.docx

— 42.92 Кб (Скачать файл)

Оглавление 
Введение……………………………………………………………………………………….. 
 
1.       Государственные и муниципальные гарантии и поручительства…………………… 
 
1.1.  Гарант и сумма гарантии…………………………………………………………….. 
 
1.2. Порядок предоставления государственных гарантий………………………………. 
 
2.        Статьи…………………………………………………………………………………… 
 
2.1.  Государственные и муниципальные гарантии……………………………………….. 
 
2.2.  Порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий………………………………………………………………………………….. 
 
2.3.                        Предоставление государственных гарантий Российской Федерации………………. 
 
2.4.                        Предоставление государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий……………………………………………………………….. 
 
Заключение………………………………………………………………………………………. 
 
Использованная литература…………………………………………………………………….. 
Введение


 

 
Выбирая курсовую работу, я решил остановится  на такой теме, как  государственная и муниципальная гарантии.  
 
Актуальность данной темы: 
 
Как известно, одним из наиболее надежных способов обеспечения возврата заемных средств является государственная или муниципальная гарантия, письменное обязательство субъекта Российской Федерации или муниципального образования отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия обязательства перед кредитором. 
 
Требования, предъявляемые действующим законодательством к порядку предоставления государственных и муниципальных гарантий и их форме, установлены Бюджетным кодексом Российской федерации с учетом изменений и дополнений, внесенных федеральным законом от 05.08.2000 г. № 116-ФЗ. В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны: сведения о гаранте, включающие его наименование и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта; определение объема обязательств по гарантии. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. 
 
Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному обязательству. Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. 
 
Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной или муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской федерации. Законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов соответствующего бюджета. 
 
Законом Российской Федерации о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта Российский Федерации, муниципального долга с указанием в том числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объема доходов соответствующего бюджета - без учетов финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Соответствующий финансовый орган ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям. 
 
На основании данных этого учета представительному органу власти представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям. Государственные гарантии предоставляются соответствующим органом исполнительной власти. Муниципальные гарантии предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления. В случае предоставления государственной или муниципальной гарантии соответствующий финансовый орган обязан провести проверку финансового состояния получателя указанной гарантии. 
 
Информация о долговых обязательствах вносится соответствующими уполномоченными органами в Государственную долговую книгу Российской Федерации, государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий трех дней с момента возникновения соответствующего обязательства.

 
Исходя из актуальности темы данной курсовой работы является - определение понятий государственные  и муниципальные гарантии и их учет, гарант и сумма гарантии, порядок предоставление гарантии.


 
1. Государственные  и муниципальные гарантии и  поручительства 
 
1.1.                        
  Гарант и сумма гарантии. 
 
Государственная или муниципальная гарантия - это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование - гарант - дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами.  
 
Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.  
 
Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.  
 
Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия.  
 
Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии.  
 
Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается верхний предел общей суммы государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых в национальной валюте, и верхний предел государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых для обеспечения обязательств в иностранной валюте. Общая сумма предоставленных государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств включается в состав государственного долга Российской Федерации как вид долгового обязательства. Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются государственные гарантии Российской Федерации, выдаваемые отдельному субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1000000 минимальных размеров оплаты труда. Отдельно утверждаются государственные гарантии Российской Федерации на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте утверждается в составе программы государственных внешних заимствований.  
 
Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются Правительством Российской Федерации. Государственные гарантии субъектов Российской Федерации и муниципальные гарантии предоставляются субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. Государственные гарантии предоставляются соответствующим органом исполнительной власти, муниципальные гарантии - уполномоченным органом местного самоуправления.  
 
1.2.                        
 Порядок предоставления государственных гарантий 
 
 
 
Рассмотрим порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации.  
 
Государственные гарантии за счет средств Бюджета развития Российской Федерации являются поручительством Правительства Российской Федерации и предоставляются российским инвесторам на конкурсной основе под заемные средства для реализации инвестиционных проектов.  
 
Основные цели предоставления государственных гарантий – это стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов для развития российской экономики по ключевым направлениям. Например, к  рассмотрению принимаютсяинвестиционные проекты претендентов, имеющих устойчивое финансовое положение и способных вернуть кредит с начисленными на него процентами и срок и в полном объеме. Проекты должны иметь положительную величину чистого дисконтированного дохода в расчетный период, определяемую путем сложения за все годы дисконтированных показателей чистой прибыли и амортизации и вычитания из полученной суммы объема инвестиций, предназначенных на реализацию данного проекта. Критерием отбора инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки служит величина дохода, который получит государство в результате реализации проекта. Принятые к рассмотрению проекты ранжируются в соответствии с показателем бюджетной эффективности. Этот показатель определяется как отношение суммы дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии. Размер государственных гарантий, выдаваемых кредиторам, составляет до 40% от фактически предоставляемых ими средств для реализации конкретного инвестиционного проекта. Размер государственных гарантий указывается в заключаемом между Министерства экономики РФ и кредитором договоре поручительства.  
 
Исполнение обязательств по предоставленным государственным гарантиям осуществляется за счет средств, предусмотренных в Бюджете развития Российской Федерации на соответствующий год. Объем предоставленных государственных гарантий фиксируется при расчете государственного долга Российской Федерации. Лимиты использования государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.  
 
Срок действия государственных гарантий определяется по бизнес-плану проекта как время, за которое намечено возвратить взятый в коммерческом банке кредит на финансирование данного проекта. Указанный срок фиксируется в договоре поручительства, заключаемом между Министерства экономики Российской Федерации и кредитором, и пересмотру не подлежит.  
 
Под гарантийным случаем понимается факт невозврата заемщиком основного долга в срок, установленный в кредитном договоре, заключенном между заемщиком и кредитором.  
 
Министерства экономики Российской Федерации для рассмотрения официального обращения кредитора образует комиссию с привлечением территориальных органов Центрального банка Российской Федерации, Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъекта Российской Федерации, на территории которого реализуется инвестиционный проект, кредитора и заемщика. Эта комиссия рассматривает обоснованность требований кредитора к заемщику по кредитному договору, заключенному между ними, оценивает достаточность действий кредитора по возврату основного долга и определяет размер убытков кредитора, подлежащих возмещению со стороны Министерства экономики Российской Федерации.  
 
По результатам проведенной работы комиссия составляет заключение, в котором подтверждает или не подтверждает наступление ответственности Министерства экономики Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обеспеченного поручительством обязательства. Министерства экономики Российской Федерации  дает поручение Главному управлению Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации о перечислении средств из Бюджета развития Российской Федерации  на корреспондентский счет кредитора для возмещения части основного долга по кредитному договору. Возмещению подлежит только основной долг без начисленных на него процентов, пеней и штрафов.  
 
При реализации государственной гарантии кредитор передаст в Министерства экономики Российской Федерации документы, удостоверяющие требования к заемщику и права, обеспечивающие эти требования в объеме, в котором удовлетворены требования кредитора.  
 
Министерства экономики Российской Федерации для защиты интересов государства в месячный срок после реализации государственной гарантии обращается в арбитражный суд с иском о банкротстве заемщика, если оно не было осуществлено на основании исковых требований кредитора. Средства, полученные Министерством экономики Российской Федерации  в целях удовлетворения требований к заемщику, зачисляются в Бюджет развития Российской Федерации.  
 
В качестве примера государственных гарантий, выдаваемых на развитие отечественного самолетостроения, приведем кредитование производства и введения в эксплуатацию конкурентоспособных широкофюзеляжных самолетов Ил-96 М/Т.  
 
Признано необходимым привлечение в 1997 - 2002 гг.:  
 
Ø      кредитов Экспортно-импортного банка США в размере до 1079 млн. долл. США, в том числе в 1997-1999 гг. - в размере до 341 млн. долл. США под гарантию Правительства Российской Федерации, для финансирования закупки акционерным обществом «Аэрофлот - Российские международные авиалинии» авиационных двигателей, навигационного оборудования и других комплектующих изделий американского производства, поставляемых для оснащения 20 самолетов Ил-96 М/Т, приобретаемых этим акционерным обществом;  
 
Ø      кредитов Европейского банка реконструкции и развития и других зарубежных и российских коммерческих банков в размере до 480 млн. долл. США, в том числе в 1997-1999 гг. - в размере до 159 млн. долл. США под гарантию Правительства Российской Федерации  для финансирования производства 20 самолетов Ил-96 М/Т в акционерном обществе «Воронежское акционерное самолетостроительное общество».  
 
Министерство финансов РФ и Внешэкономбанк подписали с Экспортно-импортным банком США и другими коммерческими банками документы, необходимые для привлечения кредитов. Предусмотрено начиная с 2000 г использование залога самолетов Ил-96 М/Т в качестве обеспечения кредитов вместо гарантий Правительства РФ. Погашение основного долга, уплата процентов и комиссий по кредитам осуществляются за счет акционерного общества «Аэрофлот - Российские международные авиалинии».  
 
Министерство финансов РФ, Мингосимущество РФ и Внешэкономбанк заключили с акционерным обществом «Аэрофлот - Российские международные авиалинии» соглашения о контргарантиях возврата кредитов. Министерство торговли РФ обеспечивает оперативный контроль за ценами, коммерческими и валютно-финансовыми условиями контрактов, заключаемых в счет привлекаемых кредитов. Акционерное общество «Аэрофлот - Российские международные авиалинии» создало за рубежом дочернее общество для организации финансового лизинга самолетов Ил-96 М/Т.  
 
Таким образом, государственные и муниципальные гарантии и поручительства значительно расширяют возможности инвестиционного финансирования и способствуют экономическому росту. 
 
2.       
Статьи 
 
2.1.                        
 Государственные и муниципальные гарантии 
 

Статья 115. в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007)) 
1. Государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать:

 

 
Ø     надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства);

 

 
Ø     возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.


 
Государственная или муниципальная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем. 
 
2. Условия государственной или муниципальной гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара. 
 
Принадлежащее бенефициару по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное. 
 
Гарант имеет право отозвать государственную или муниципальную гарантию только по основаниям, указанным в гарантии. 
 
3. Письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной. 
 
Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность). 
 
4. Государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала. 
 
5. В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:

 
·       ·

 
·        наименование гаранта (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

 
·       ·

 
·        обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия; 
 
·        объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии; 
 
·        определение гарантийного случая; 
 
·        наименование принципала; 
 
·        безотзывность гарантии или условия ее отзыва; 
 
·        основания для выдачи гарантии; 
 
·        вступление в силу (дата выдачи) гарантии; 
 
·        срок действия гарантии; 
 
·        порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии; 
 
·        порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией; 
 
·        наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс); 
 
·        иные условия гарантии, а также сведения, определенные настоящим Кодексом, правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.


 
6. Вступление в силу государственной  или муниципальной гарантии может  быть определено календарной  датой или наступлением события (условия), которое может произойти в будущем. 
 
Срок действия государственной или муниципальной гарантии определяется условиями гарантии. 
 
7. Требование бенефициара об уплате денежной суммы по государственной или муниципальной гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. 
 
8. По получении требования бенефициара гарант должен уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами. 
 
Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в срок, определенный в гарантии, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии. 
 
9. Требование бенефициара признается необоснованным и гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования в следующих случаях:

 
Ø    ·

 
Ø     требование предъявлено гаранту по окончании определенного в гарантии срока;

 
Ø    ·

 
Ø     требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии; 
 
Ø     бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обязательств принципала, предложенное принципалом или третьими лицами.


 
Гарант должен уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование. 
 
Гарант вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, которые мог бы представить принципал, если иное не вытекает из условий гарантии. Гарант не теряет право на эти возражения даже в том случае, если принципал от них отказался или признал свой долг. 
 
В случае признания требования бенефициара обоснованным гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный в гарантии. 
 
10. Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требования бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия. 
 
11. Обязательство гаранта перед бенефициаром по государственной или муниципальной гарантии прекращается:

 
v    ·

 
v     уплатой гарантом бенефициару суммы, определенной гарантией;

 
 

 

 
v    ·

 
v     истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана; 
 
v     в случае исполнения в полном объеме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

 
 

 

 
v    ·

 
v     вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту или письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств; 
 
v     если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло; 
 
v     в иных случаях, установленных гарантией.


 
Удержание бенефициаром гарантии после прекращения обязательств гаранта по ней не сохраняет за бенефициаром каких-либо прав по этой гарантии. 
 
Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен уведомить об этом принципала. 
 
12. Если исполнение гарантом государственной или муниципальной гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета. 
 
Если исполнение гарантом государственной или муниципальной гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов соответствующего бюджета. 
 
Средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, а также в счет исполнения обязательств, права требования по которым перешли от бенефициара к гаранту, отражаются как возврат бюджетных кредитов. 
2.2. Порядок и условия предоставления государственных  
 
и муниципальных гарантий 
 

Статья 115.2. введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007)) 
 
1. Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии при условии:

 
Ø    ·

 
Ø     проведения анализа финансового состояния принципала;

 
Ø    ·

 
Ø     предоставления принципалом (за исключением случаев, когда принципалом является Российская Федерация, субъект Российской Федерации) соответствующего требованиям статьи 93.2 настоящего Кодекса и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии; 
 
Ø     отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по государственным или муниципальным гарантиям, ранее предоставленным соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Информация о работе Государственные и муниципальные гарантии и поручительства