Формирование российской модели бюджетного федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование закономерностей формирования и развития федерализма в России и основных направлений его совершенствования.
В соответствии с целью исследования в курсовой работе поставлены следующие основные задачи:
• Изучение основных этапов формирования федерализма в России.
• Анализ современной модели бюджетного федерализма в РФ;
• Выявление проблем бюджетного федерализма в РФ;
• Выявление основных направлений совершенствования бюджетного федерализма в России.

Содержание работы

Введение………...……………………………………………………………...3
Раздел 1. Формирование федеративного государства в России………..…...5
1.1. Начальный этап формирования федеративного государства в России………………………………………………………………………...…5
Развитие федерализма в России с 2000 года…………………..………9
Раздел 2. Особенности бюджетного федерализма в России и перспективы развития ……………………………………………………………………….16
2.1. Российская модель бюджетного федерализма…………………………16
2.2. Основные направления совершенствования бюджетного федерализма в России………………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………….…..33
Список использованных источников………………………….……….…34

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

 

Филиал Санкт-Петербургского государственного

инженерно-экономического университета в г. Пскове

 

Кафедра финансов и бухгалтерского учета

 

 

 

 

ФИНАНСЫ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Формирование российской модели бюджетного федерализма.

 

ОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

 

 

Выполнила студентка

гр. 8210 __________ Л.С. Соколова

 

Руководитель __________ Е.В. Еремина

 

 

«_____» __________ 2010 г.

 

Псков

2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………...……………………………………………………………...3

Раздел 1. Формирование федеративного государства в России………..…...5

1.1. Начальный этап формирования федеративного государства в России………………………………………………………………………...…5

    1. Развитие федерализма в России с 2000 года…………………..………9

Раздел 2. Особенности бюджетного федерализма в России и перспективы развития ……………………………………………………………………….16

2.1. Российская модель бюджетного федерализма…………………………16

2.2. Основные направления совершенствования бюджетного федерализма в России………………………………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………….…..33

Список использованных источников………………………….……….…34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Отсутствие надлежащей позитивной и нормативной теории федерализма существенно тормозит социально-экономические преобразования в субъектах РФ, усугубляет фискальные проблемы государства и дестабилизирует развитие национальной хозяйственной системы в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

В научных кругах широко обсуждаются вопросы, связанные  с эффективностью принципов организации  межбюджетных отношений; с конфликтностью экономических и финансовых интересов федеральных, региональных и местных органов власти; а также с противоречивостью взаимодействия государства, с одной стороны, физических и юридических лиц, с другой. Отсутствие приемлемых способов решения этих задач делает проблематичным экономическое возрождение российских регионов, а, следовательно, и перспективы стабилизации социально-экономического развития страны.

Тем более актуальным становится исследование этих проблем  в условиях, когда не завершена  дискуссия о роли государства в западной экономике, когда наука вынуждена провозглашать необходимость поиска некоего нового принципа организации экономических систем на фоне признанных ее авторитетами «провалов» как рынка, так и государства. В этой связи возникает необходимость углубления знаний об институциональных ограничениях на пути формирования различных моделей бюджетного федерализма, а также о сравнительных преимуществах и недостатках каждой из них в случае применения в Российской Федерации.

Всё это обусловливает  научную новизну и практическую значимость изучения темы бюджетного федерализма в современной России.

Разработкой проблемы бюджетного федерализма в России занимались такие ученые как О.А. Богачева, Н.М. Добрынин, В.К. Ивченко, В.И. Клисторин, В.Е. Лексин и другие.

Целью курсовой работы является исследование закономерностей формирования и развития федерализма в России и основных направлений его совершенствования.

В соответствии с целью  исследования в курсовой работе поставлены следующие основные задачи:

• Изучение основных этапов формирования федерализма в России.

• Анализ современной  модели бюджетного федерализма в  РФ;

• Выявление проблем бюджетного федерализма в РФ;

• Выявление основных направлений совершенствования бюджетного федерализма в России.

Для решения поставленных задач в работе использовались такие методы, как историко-логический подход; аналитический метод; сравнительный анализ и другие.

Объект исследования – российская модель бюджетного федерализма, предмет исследования – формирование этой модели, изучение отдельных её проблем и перспектив развития.

Структура работы определена планом, который включает:

• введение;

• содержание;

• основная часть из 2х разделов;

• заключение

• список использованных источников

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

 

1.1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

 

Первый этап охватывает отрезок  времени от принятия первой Конституции  РСФСР 1918 г. до принятия Конституции  СССР 1936 г.

Начало этого этапа связано  с декретами Совета народных комиссаров «О денежных средствах и расходах местных бюджетов» от 3 декабря 1918 г. и декретом от 22 августа 1921 г. «О местных денежных средствах», которыми были заложены основополагающие принципы построения системы местных бюджетов.

В период 1918–1936 гг. сложилась стройная система местных бюджетов. Но, являясь по существу основой деятельности местных Советов и необходимой составной частью бюджетной системы, в состав единого государственного бюджета она не включалась. Конституция СССР 1936 г. (статья 14) установила три звена бюджетной системы: союзный, республиканский и местные бюджеты. Статья 96 всем Советам депутатов предоставила право устанавливать местные бюджеты. К концу первого этапа система местных бюджетов сложилась как разветвленная и относительно самостоятельная часть государственного бюджета. Состав и структура расходов местных бюджетов изменялись по мере развития экономики. Все больше возрастали ассигнования, направляемые на развитие местного хозяйства, народного образования, здравоохранения, социального обеспечения.

Второй этап, включающий конец второй пятилетки, годы третьей пятилетки, период Великой Отечественной войны, четвертую-седьмую пятилетки (1937–1965 гг.), характеризуется многообразием  процессов, происходивших в стране. Широкая программа повышения материального благосостояния населения предусматривалась третьим пятилетним планом. Ответственная роль в этой программе отводилась местным Советам и местным бюджетам. В предвоенные годы прослеживалась позитивная тенденция развития экономики в целом и местных бюджетов в частности, однако в годы Великой Отечественной войной объем местных бюджетов резко сократился. После завершения войны, в марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг. За этот период местные бюджеты не только достигли довоенных размеров, но значительно их превысили.

«Самый интенсивный период в развитии местных бюджетов этого этапа – годы шестой пятилетки, когда их объем почти удвоился, составив (без оборотных сумм) 14,4 млрд. руб. в 1960 г. против 7,8 млрд. руб. в 1955 г. В этот период резко возросли ассигнования на жилищное строительство: с 1950 по 1965 г. – в 8 раз. В 1956 г. был принят Закон о пенсионном обеспечении и увеличились затраты на социально-культурные мероприятия. Однако в этот период имели место и негативные явления: разделение органов управления, в том числе и финансовых, на промышленные и сельские. Большая часть доходов местных бюджетов в конце этого этапа формировалась за счет отчислений от государственных доходов и налогов, главными из которых были налог с оборота и государственные налоги с населения»/4,с.32/.

Третий этап охватывает годы восьмой-одиннадцатой пятилеток (1965–1985 гг.). Процесс роста местных  бюджетов в этот период продолжался, но его темпы снизились. «Во время десятой пятилетки национальный доход увеличился на 28%, основные производственные фонды выросли в 1,5 раза.

В эти годы начался процесс обновления законодательства, регулирующего деятельность местных Советов всех уровней. В 1977 г. была принята Конституция СССР, в статье 146, которой зафиксировано: «Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждают планы экономического и социального развития и местный бюджет...»»/4,с.33/.

Поступления от местных  источников увеличивались по объему, но их удельный вес оставался на уровне 26–29%, что было связано с  отсутствием стабильности в подчиненности  предприятий и хозяйственных организаций территориального местного хозяйства. Принимались противоречивые постановления: с одной стороны, указывалось на необходимость расширения прав местных Советов в области хозяйствования, с другой – их материальная база сокращалась. Особенно отчетливо эти процессы проявились в районных и сельских бюджетах.

Начало четвертому этапу (1986–1991 гг.) положила двенадцатая пятилетка. Теоретические  принципы и практические пути осуществления  перестройки сформулированы XXVII съездом  КПСС и XIX Всесоюзной конференцией КПСС, указавшими на необходимость совершенствования деятельности местных Советов.

Нормативно правовыми актами, направленными  на укрепление и развитие местного самоуправления, стали Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 сентября 1985 г. № 1306-XI «Об утверждении Положения об общественных сельских, уличных, квартальных комитетах в населенных пунктах РСФСР» и принятый в апреле 1990 г. Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», открывший новые перспективы в развитии местных бюджетов.

Принципиально новым как по своему политическому содержанию, так и  по экономической сути является пятый  – постперестроечный период, начало которому положил развал СССР и образование  Российской Федерации как независимого суверенного государства в 1991 г.

«Наиболее значительными вехами этого периода являются Закон Российской Федерации от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый с учетом положений Конституции 1993 г.

Особо следует выделить Федеральный  закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» заложивший новый порядок формирования местных бюджетов, как в части доходов, так и в части расходов.

Процесс формирования доходной базы местных бюджетов за прошедшие годы прошел несколько стадий, когда вводились  и отменялись различные местные  налоги. Однако к 2004 г., после принятия поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, можно говорить о сложившейся налоговой базе субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Местными налогами стали: земельный налог, налог на имущество физических лиц и не менее 30% от подоходного налога. При этом следует отметить, что за счет местных налогов обеспечивается не более 15% расходных полномочий большинства местных бюджетов, а недостающие доходы покрываются за счет субвенций из областного бюджета»/10, с.25/.

Вот почему говоря о развитии федерализма в Российской Федерации  и для лучшего понимания самого генезиса данного процесса необходимо чуть-чуть вернуться назад и посмотреть, в первую очередь, на межбюджетные отношения, сложившиеся к началу 2000-х гг.

 

 

1.2. РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ С 2000 г.

 

Этот этап можно определить как административную реформу В. Путина, которая также имела свои ярко выраженные черты. Административная реформа включала укрепление властной вертикали, разграничение компетенции  властей и законодательное обеспечение правовой базы, укрепление российской государственности. С 2000 года президентской властью в целях консолидации, сохранения единства и целостности государства реализовывался проект создания новых институциональных механизмов, направленных на усиление роли федерального центра и повышение уровня контроля над деятельностью регионов.

«Через создание семи федеральных округов и института представителей президента в федеральных округах была укреплена исполнительная вертикаль власти. Постановление Конституционного Суда РФ о приведении регионального законодательства в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством, принятое 27 июня 2000 года, стало наиболее характерной чертой нового российского федерализма. Продекларированный в конституциях ряда республик-субъектов РФ «суверенитет» оказался «вне закона».

Этот этап российского федерализма сформировался с приходом во власть В.В. Путина. Избрание в марте 2000 года В.В. Путина президентом России стало новым периодом в истории страны. В телеобращении к россиянам президент заявил, что главными целями реформирования на новом этапе являлись: усиление «исполнительной вертикали власти», обеспечение соблюдения норм Конституции Российской Федерации, приведение в соответствие с ней всей законодательной базы субъектов РФ и обеспечение подчинения субъектов Федерации решениям федеральной власти, принятым в сферах ее компетенции»/8, с.7/.

Политическая программа  президента В.В. Путина была изложена в  ряде заявлений, которые стали достоянием общественности уже в начале 2000 года. Это, в первую очередь, открытое письмо кандидата в президенты России, опубликованное в «Комсомольской правде», упомянутое телеобращение президента В. Путина к гражданам России и выступление 8 июля 2000 года при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

Дальнейшие действия главы государства - внесение пакета документов, касающихся образования  федеральных округов, реформирование Совета Федерации, поддержанное Федеральным Собранием решение президента по государственной символике России - свидетельствовали о политическом плане президента собрать и укрепить Российскую Федерацию.

Информация о работе Формирование российской модели бюджетного федерализма