Федеральный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 03:13, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – рассмотрение Федерального бюджета, его роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации, в экономике и пути сокращения дефицита.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Федеральный бюджет: экономическое содержание и назначение…………...5
2. Характеристика доходов и расходов федерального бюджета………………10
3. Федеральный бюджет – инструмент социально-экономического развития РФ………………………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………18
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы………….20

Файлы: 1 файл

бюджетная система.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета5.

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Одновременно с распределительной  действует контрольная функция бюджета, которая предполагает возможность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика доходов и расходов федерального бюджета.

 

Некоторое представление  о доходах и расходах федерального бюджета было дано в первом вопросе работы. Однако сложность и многогранность экономических отношений, возникающих в процессе формирования и расходования федерального бюджета, определяет необходимость более подробного рассмотрения основных доходов и расходов бюджета в Российской Федерации.

Федеральный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государственной власти. Соответственно под доходами бюджета понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, а под расходами бюджета - затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Доходы бюджета как  экономическая категория отражают экономические отношения, возникающие  в процессе формирования фонда денежных средств.

В унитарном государстве  доходы бюджета состоят из доходов  центрального бюджета и доходов  местных бюджетов, в федеративном государстве они состоят из доходов  федерального бюджета, доходов субъектов  федерации и местных налогов.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: функциями  государства, уровнем социально-экономического развития страны, административно-территориальным  устройством государства, формами  выделения бюджетных средств. Сочетание  этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства.

Выделяют следующие виды классификации расходов бюджета:

1. По степени влияния  расходов на процесс расширенного  воспроизводства.

В соответствии с этим критерием  расходы бюджета подразделяются на текущие расходы и расходы  капитального характера. Текущие расходы  связаны с предоставлением бюджетных  средств организациям на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы представляют собой  расходы на государственное потребление - содержание экономической и социальной инфраструктуры, национализированных  отраслей экономики, закупки товаров  и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы бюджетных  учреждений, текущие субсидии нижестоящим  государственным органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов  по государственному долгу. Эта группа расходов отражается в бюджете текущих  расходов и доходов. Расходы капитального характера представляют собой затраты, связанные с вложениями в основной капитал и прирост запасов товарно-материальных ценностей. Они включают в себя капитальные вложения за счет бюджета в различные отрасли экономики, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям и местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

2. По направлению финансирования.

Расходы бюджета могут  направляться на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, науки, обороны содержание правоохранительных органов и органов государственной  власти и управления; оплату расходов по внешнеэкономической деятельности; расходов по обслуживанию государственного долга; создание резервных фондов; финансирование приоритетных государственных программ.

3. По ведомству - получателю  средств.

Каждое направление расходования средств может быть подразделено на группы по ведомственной принадлежности: по министерствам и учреждениям-получателям.

4. По целевому признаку.

Каждая сумма расходов, распределенная по отдельному направлению, может быть разделена в зависимости  от конкретной цели расходования на следующие  статьи: заработная плата; отчисления на социальные нужды (в процентах  к заработной плате); канцелярские и  хозяйственные расходы; служебные  поездки; стипендии; расходы на питание; приобретение медикаментов; государственные  капитальные вложения и т.д.

С делением расходов по целевому признаку связано понятие защищенности статей расходов бюджета, которое означает финансирование ряда статей расходов в полном объеме с учетом и инфляционного  увеличения. К защищенным статьям  бюджета текущих расходов относятся  заработная плата (включая начисления на нее), пенсии, стипендии, государственные  пособия, расходы на питание и  медикаменты и некоторые другие. Все остальные статьи расходов относятся  к незащищенным.

5. По территориальному  признаку.

Расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, субъектов  федерации и местные расходы.

Осуществление расходов бюджета  достигается при помощи бюджетного финансирования. Под бюджетным финансированием  понимается система предоставления денежных средств юридическим лицам  на проведение мероприятий, предусмотренных  бюджетом. Бюджетное финансирование основывается на определенных принципах, предполагает, использование специфических форм и методов предоставления денежных средств. Основными принципами бюджетного финансирования являются следующие:

- достижение оптимальности,  т.е. получение максимального  эффекта при минимуме затрат;

- целевой характер использования  бюджетных ассигнований;

- предоставление бюджетных  средств с учетом выполнения  производственных и других показателей  и использования ранее выданных  ассигнований;

- безвозвратность бюджетных  ассигнований;

- бесплатность бюджетных  ассигнований.

Обычно используются две  формы бюджетного финансирования: финансирование по системе «нетто-бюджет» и финансирование по системе «брутто-бюджет».

Первая форма финансирования характеризуется тем, что бюджетные  ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных  утвержденным бюджетом. Вторая форма  финансирования означает, что бюджетные  ассигнования выделяются на все виды расходов, которые связаны как  с текущим содержанием, так и  с расширением деятельности учреждений. Эта форма финансирования применяется  только для организаций, полностью  состоящих на бюджетном финансировании.

Макроэкономические условия  разработки прогноза социально-экономического развития на 2009 год и на период до 2011 года (далее – прогноз) характеризуются  некоторым замедлением темпов прироста экономики с 6,7 % в 2009 году до 6,2 % в 2011 году при достаточно благоприятной  конъюнктуре мировых рынков для  основных товаров российского экспорта, прежде всего цены на нефть марки  «Юралс» (с 95 до 88 долларов США за баррель), на фоне постепенного снижения уровня потребительских цен (декабрь к  декабрю) с 8,5 % до 6,8 % и существенного  ослабления обменного курса рубля  по отношению к доллару США  с 24,7 до 27,3 рубля за доллар США.

В целом за 2001 - 2010 годы реальный объем ВВП увеличится в 1,9 раза, что  не позволяет решить задачу удвоения ВВП за десять лет, поставленную Президентом  Российской Федерации.

Объем доходов федерального бюджета законопроектом увеличивается  в 2011 году на 43,2 % по сравнению с законодательно утвержденным показателем на 2008 год (далее – 2008 год), при этом их доля в ВВП снижается с 21,2 % в 2008 году до 19 % в 2011 году.

Доля  доходов без учета  нефтегазовых доходов в общем  объеме прогнозируемых доходов федерального бюджета увеличивается с 52,6 % в 2008 году до 63,9 % в 2011 году, в ВВП –  с 11,2 % до 12,1 %, а доля нефтегазовых доходов  снижается до 36,1 % и 6,9 % соответственно. Таким образом, Правительством Российской Федерации прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от доходов от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты.

Основную долю доходов  федерального бюджета в 2011 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС – 35 % (25,7 % в 2008 году), таможенных пошлин - 33,4 % (38,5 %), НДПИ – 11,5 % (16,3 %), налога на прибыль организаций – 7,3 % (7,2 %).

 Доходы федерального  бюджета от уплаты налога на  прибыль организаций, НДС, акцизов,  вывозных таможенных пошлин требуют  дополнительного обоснования и  (или) уточнения. Имеются расхождения  между показателями, содержащимися  в прогнозе, и показателями, используемыми  в расчетах поступлений от  ряда налогов. Представляется  необходимым в состав показателей  прогноза включать те показатели, которые действительно будут  использоваться при осуществлении  расчетов доходов федерального  бюджета. 

Неналоговые доходы в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличиваются  на 24,1 % за счет увеличения доходов от внешнеэкономической деятельности, доходов от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, платежей при пользовании природными ресурсами.

Потенциальным резервом увеличения доходов федерального бюджета в 2009 - 2011 годах могли бы стать дополнительные доходы, полученные в результате активизации  работы по сокращению совокупной задолженности  по федеральным налогам и сборам и таможенным платежам, санкциям и  пеням в бюджетную систему  Российской Федерации, которая на 1 июля 2008 года (без ЕСН и задолженности  ликвидированных и признанных банкротом  организаций) составила 904,8 млрд. рублей, или 2,1 % ВВП.

В целях реализации задач  Бюджетного послания Правительству  Российской Федерации целесообразно  ускорить внесение изменений в налоговое  законодательство в части совершенствования  налогового контроля за использованием трансфертных цен, введения налога на недвижимость, формирования института  консолидированной налоговой отчетности, а также принять меры по повышению  качества управления государственной  собственностью.

Объем расходов в проекте  федерального бюджета предусмотрено  увеличить в 2011 году по сравнению  с 2008 годом на 4 295,8 млрд. рублей, или  на 61,2 %, при этом их доля в ВВП  увеличивается с 16,6 % в 2008 году до 16,7 % в 2011 году.

 

Расходы федерального бюджета  на 2009 - 2011 годы сформированы исходя из необходимости финансового обеспечения  принятых решений по реализации крупных  программ и проектов, имеющих общенациональное значение.

Законопроектом предусматривается  увеличение непроцентных расходов в 2009 году по сравнению с предыдущим годом  на 1 961,6 млрд. рублей, в 2010 году – на  1 259,7 млрд. рублей, в 2011 году - на 923,2 млрд. рублей. Доля непроцентных расходов в  ВВП в 2011 году предусмотрена на уровне 2008 года и составит 16,3 %.

Темпы прироста непроцентных расходов в 2009 - 2011 годах снижаются  в номинальном и особенно в  реальном выражении. Начиная с 2010 года темпы роста непроцентных расходов в реальном выражении предусматриваются  ниже темпов роста экономики (ВВП). Так, если в 2009 году по сравнению с предыдущим годом темпы прироста в номинальном  выражении составят 128,6 % (в реальном – 117,4 %), в 2010 году - 114,3 % (106 %), в 2011 году - 109,2 % (101,3 %).

В 2011 году наибольший прирост  непроцентных расходов по сравнению  с 2008 годом (более 50 %) предусматривается  по разделам «Национальная экономика», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Здравоохранение, физическая культура и спорт», «Межбюджетные  трансферты», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Охрана окружающей среды».

Более чем на 40 % предусматривается  прирост расходов федерального бюджета  по разделам «Национальная оборона» и «Образование».

Ниже среднего уровня предусматривается  увеличение расходов по разделам «Общегосударственные вопросы» (на 29,8 %), «Культура, кинематография и средства массовой информации» (на 22,1 %), «Социальная политика» (на 11,7 %).

Следует повысить прозрачность расходов федерального бюджета, направляемых на восстановление производственной и  социальной инфраструктуры Южной Осетии. По мнению Счетной палаты, целесообразно  поручить Правительству Российской Федерации разработать и утвердить  в установленном порядке специальную  программу оказания финансовой поддержки  Южной Осетии.

Информация о работе Федеральный бюджет