Бюджетный дефицит и методы его покрытия. Составление проекта бюджета муниципального образования на планируемый год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, методов его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность бюджетного дефицита, главные причины его возникновения, а также социально-экономические последствия;
2. Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита в современных условиях;
3. Рассмотреть проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения в контексте зарубежной практики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….........3
Бюджетный дефицит и методы его покрытия
1.1Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально экономические последствия………………………………………………………….7
1.2 Виды бюджетного дефицита…………………………………………………...18
1.3 Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития……………………………………………………27
2 Планирование доходов и расходов бюджета района на 2012 год………………...
2.1 Исходные данные для составления проекта……………………………………...
2.2 Планирование доходной части бюджета района на 2012 год
2.3Планирование расходов бюджета района на финансирование
общеобразовательных школ…………………………………………………………
2.4 Планирование расходов бюджета района на содержание дошкольных
общеобразовательных школ…………………………………………………………...
2.5 Планирование расходов бюджета района на здравоохранение ………………...
2.6 Составление проекта бюджета на 2012 год………………………………………
2.7Пояснительная записка к проекту бюджета района на 2012 год………………...
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

готовый курсовик.docx

— 62.81 Кб (Скачать файл)

Бюджетный дефицит негативно  влияет на экономику, в частности, стимулируя инфляционные процессы. Он является тормозом экономического роста государства, не говоря уже о его негативных социальных последствиях. Однако в  научной литературе случаются утверждения, что дефицит бюджета может  иметь позитивное влияние на оживление  экономической жизни. С этим можно  согласиться только частично, потому что не сам дефицит может способствовать экономической активности, а источники  его финансирования. В странах, где  хорошо развит рынок государственных  ценных бумаг, величина бюджетного дефицита имеет менее ощутимое влияние  на состояние экономики в данном периоде, но его наличие обязательно  будет влиять на хозяйственную жизнь  в будущем. Поэтому бездефицитный  бюджет - объективное требование экономического развития государства.

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных  факторов – как объективных, так  и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является, ничем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.

Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся ,несмотря на их целесообразность и эффективность.

Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения  и системы расчетов, непродуманная  налоговая, инвестиционная и кредитная  политика.

Бюджетный дефицит возник как результат негативных явлений  в экономической и политической жизни государства и усиливает  их в том случае, когда он превышает  установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики  за счет управляемости процессов. Уровень  дефицита определяется по отношению  к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого, можно выделить активные и пассивные  формы дефицита бюджета.

Активный дефицит бюджета  дает возможность подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный – подчиняется законам инфляции.

Задание состоит в том, чтобы найти возможность при  помощи бюджетного дефицита стимулировать  экономическое развитие государства.

Различают понятие стойкий  дефицит бюджета, который существует в долгосрочном периоде, и временный  дефицит, который вызывается кассовыми  разрывами в исполнении бюджета  или непредсказуемыми событиями  и обстоятельствами.

За критерием определения  составных частей бюджетного дефицита выделяют [8]:

  • фактический бюджетный дефицит;
  • структурный бюджетный дефицит;
  • циклический бюджетный дефицит.

Если дефицит фактический  является внешним проявлением разбалансированности доходной и расходной частей бюджета  государства, то структурный и циклический  дефициты есть его внутренними составляющими. Фактический дефицит отражает реальные доходы, расходы бюджета и дефицит, за определенный период. Структурный  дефицит проявляется при условиях полной или высокой занятости потенциальных производственных ресурсов. Циклический дефицит является следствием недопоступления бюджетных доходов по причине циклических колебаний в экономике. В общем выражении циклический дефицит является разницей между фактическим и структурным дефицитом.

Различают краткосрочную  и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет  краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений  макроэкономической ситуации по сравнению  с той, в которой составлялся  бюджет. Это происходит главным образом  из-за отсутствия необходимого опыта  макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения  целого ряда обстоятельств. Например, сокращение объемов поступлений  в бюджет может произойти в  результате падения экспортных цен, сокращения объемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в  структуре спроса на изготавливаемую  продукцию и снижение ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также вызвано  неожиданно резким ростом государственных  расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной  величины, расширением трансфертных платежей в сочетании с введением  налоговых льгот, что является весьма популярной мерой перед очередными выборами.

Долгосрочная несбалансированность бюджета связана с увеличением  разрыва между государственными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлена причинами, которые носят более устойчивый характер. Так, в большинстве развитых стран на протяжении последних 15 лет  наблюдается устойчивая тенденция  к росту дефицита национальных бюджетов. Это обусловлено следующими факторами [10]:

1) увеличение числа социальных  выплат, а значит, социальной нагрузки  на бюджет;

2) неблагоприятная демографическая  ситуация, связанная со старением  населения, в результате чего  увеличиваются расходы на выплату  пенсий, ассигнования на здравоохранение  и т.п.;

3) либерализация налогового  законодательства и как следствие  этого снижение величины налоговых  ставок (без соответствующей корректировки  государственных расходов);

4) возрастание объема  внешней задолженности.

В целом состояние государственного бюджета определяется тремя основными  факторами:

1) долгосрочной тенденцией  в динамике налоговых поступлений  и государственных расходов;

2)стадией экономического  цикла, в которой находится  экономика в рассматриваемый  период;

3) текущей политикой государства  в области бюджетных расходов  и доходов.

Очень часто, особенно в нашей  стране и в других странах с  переходной экономикой, происходит искусственное  либо завышение, либо занижение истинной величины бюджетного дефицита.

Так, искусственное занижение  дефицита бюджета может осуществляться с помощью следующих инструментов [4]:

1) «налоговой амнистии»,  которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты  налогов, внести за один раз  всю сумму, равную определенной  части общего налогового сбора;

2) мероприятий по сбору  просроченных налоговых платежей;

3) введением временных  или добавленных налогов;

4) отсрочками выплат заработной  платы работникам государственного  сектора;

5) отсрочкой обязательной  индексации заработной платы  в соответствии с динамикой  уровня инфляции;

6) распродажей государственных  активов;

7) наличием скрытого дефицита, обусловленного квазибюджетными расходами.

К числу последних , относят централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях Центральным банком. Кроме того, Центральный банк может финансировать отдельные операции, связанные с госдолгом, покрывать убытки от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, рефинансировать сельское хозяйство и т.п. В результате этого растут убытки ЦБ и усиливается инфляция, а дефицит не растет.

Искусственное завышение  размеров дефицита государственного бюджета  может происходить в результате следующих обстоятельств. Во-первых, при оценке величины государственных  расходов не всегда учитывается амортизация  в государственном секторе экономики. Во-вторых, важной статьей государственных  расходов является обслуживание государственного долга. Однако очень часто величина процентных выплат по долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких темпах инфляции, когда различия в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительны, это завышение государственных расходов может быть весьма существенным. Возможны даже ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит и государственный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что существенно затрудняет оценку проводимой правительством политики. Поэтому при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию. С учетом этой поправки определяют реальный бюджетный дефицит, который представляет собой разницу между номинальным дефицитом и величиной процента по государственному долгу, умноженной на темп инфляции. Общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей представляет собой операционный дефицит.

Считается, что само по себе наличие дефицита бюджета еще  не является сигналом экономического неблагополучия. Очень часто дефицит  рассматривается как важный инструмент экономической политики государства, прежде всего макроэкономического  регулирования. Умелое обращение с  этим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономических и социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного спроса и доходы, уровень цен, состояние платежного баланса. Поэтому стратегической целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.

В условиях, когда экономика  страны развивается динамично и  стабильно, бюджетный дефицит, обычно в количественно допустимых границах не является угрожающим. Его не следует  излишне драматизировать, потому что  в долг живут и продолжают жить много экономически развитых стран. Правда, при этом количество не должно переходить в негативное качество, то есть сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна переводиться на экономику государства, на налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

Формы участия органов  власти и управления в процессах  сокращения дефицита бюджета у каждого  государства разные, но общими для  них являются управление налоговой  политикой, бюджетным финансированием  и регулированием бюджетов всех уровней  в соответствии с экономическим  развитием регионов и численностью населения.

Следовательно, дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству  необходимо осуществить расходы  на сумму большую, чем возможный  размер всех его доходов.

Глава 13 БК РФ определяет возможность  наличия дефицита в бюджете и  устанавливает, что превышение доходов  над расходами является дефицитом  бюджета [7].

Бюджетный дефицит может  образоваться в результате следующих  причин:

  • чрезвычайная ситуация в стране: война, крупное стихийное бедствие, когда обычные источники доходов не покрывают новых расходов и государство прибегает к поиску новых дополнительных доходных источников;
  • подъем экономики на определенном этапе развития общественных отношений, следствием чего является превышение расходов над доходами. В этом случае дефицит бюджета финансирует прогрессивные сдвиги в экономике, поэтому не считается отрицательным явлением;
  • как следствие экономического и политического кризиса. Как правило, это происходит из-за эмиссии денег, продажи облигаций государственного займа, государственных ценных бумаг, больших оборотов наличной денежной массы в теневой экономике. В этом случае дефицит бюджета- явление кризисное, отражающее невозможность правительства контролировать политическую и финансовую обстановку в стране.

Существуют глубинные, общие  причины бюджетного дефицита, что  свойственно любому государству, в  котором расходы бюджета превышают  доходы, и конкретные, особенные  причины, которые имеют место  в отдельной стране. Глубинными причинами  бюджетного дефицита является спад производства, снижения эффективности функционирования отраслей экономики и предприятий, не взвешенная социально-экономическая политика в государстве.

Конкретными особенностями  развития экономики, которые предопределяют дефицит бюджета, есть [11, С.33]:

  • структурная разбалансированность экономики и несвоевременное и неэффективное проведение структурных превращений;
  • сохранение значительного количества нерентабельных государственных предприятий, которые получают дотации;
  • неэффективный механизм налогообложения субъектов хозяйствования;
  • значительный объем теневой экономической деятельности;
  • несоответствующая имеющимся финансовым возможностям государства структура бюджетных расходов;
  • нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств;
  • потери, разбазаривания выработанной продукции, кражи, приписки, и др., что не стало объектом эффективного государственного финансового контроля.

Информация о работе Бюджетный дефицит и методы его покрытия. Составление проекта бюджета муниципального образования на планируемый год