Бюджетный дефицит и государственный долг: структура, основные понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей бюджетного дефицита и государственного долга, изучение их современного состояния и социально-экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации и нахождение методов и путей финансирования бюджетного дефицита.

Содержание работы

Введение стр.3
1.Бюджетный дефицит и государственный долг: структура, основные понятия
1.1 Понятие и виды бюджетного дефицита стр.5
1.2 Способы регулирования бюджетного дефицита стр.8
1.3 Понятие и виды государственного долга стр.11
2.Анализ ситуации, характеризующей современное состояние национальной экономики
2.1 Особенности бюджетной политики стр16
2.2 Развитие бюджетного долга в России стр.18
2.3 Влияние государственного долга на состояние экономики стр.22
3. Способы регулирования бюджетного дефицита и методы сокращения
государственного долга
3.1 Перспективы развития бюджетной политики стр.25
3.2 Перспективы развития государственного долга стр.27
Заключение стр.30
Список использованной литературы стр.32

Файлы: 1 файл

Курсовая Андина.doc

— 919.00 Кб (Скачать файл)

В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, традиционно используются такие, которые,  с одной стороны, стимулируют  приток поступлений в бюджет, а  с другой — способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:

•    изменение  направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью  значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;

•   более  широкое использование финансовых льгот и санкций. Это позволяет  полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирует рост производства;

•    сокращение сферы государственного финансирования (правительственной помощи иностранным  государствам; военных расходов и  т.п.) при сохранении финансирования лишь важнейших социальных программ;

•    запрет центральному банку предоставлять  кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными  бумагами.

   

    1. Понятие и виды государственного долга.

Государственный и муниципальный долг – обязательства, возникающие из государственных и муниципальных займов, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Государственный долг России возникает, прежде всего, в  результате государственных заимствований  России, под которыми понимаются государственные  займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени России, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства России. 

Другой составляющей частью государственного долга России являются долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным  Россией.

Третьей составляющей государственного долга России являются долговые обязательства, возникшие  в результате принятия законодательных  актов РФ об отнесении на государственный  долг долговых обязательств третьих  лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса. Речь идет, наряду с прочим, об обязательствах бывшего Союза ССР, принятых на себя Россией.

Государственный долг Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства  в следующих формах:

      1. кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
      2. государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
      3. бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
      4. государственные гарантии РФ;
      5. иные долговые обязательства, ранее отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг РФ.
      6. Виды долговых обязательств России в зависимости от срока, на который они приняты, подразделяются на:

– краткосрочные – на срок менее одного года;

– среднесрочные – на срок от одного года до пяти лет;

– долгосрочные – на срок от пяти до 30 лет включительно.[21]

Для государства  на федеральном и региональном уровнях  возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. С целью оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс предусматривает разработку Правительством РФ двух программ: Программы государственных внешних заимствований ст. 108 Бюджетного кодекса и Программу государственных внешних заимствований. 

До введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательную основу в сфере управления государственным долгом составляли два основных закона: «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877–1 и «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ. 
Правовые основы системы государственных займов заложены в Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации по вопросам управления государственным долгом были определены Федеральным конституционным Законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). В соответствии с положениями вышеуказанного закона Правительство Российской Федерации осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. При этом, отдельные вопросы, связанные с управлением государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций регулировались и продолжают в настоящее время прописываться в нормативных документах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих нормативных актах Банка России и Внешэкономбанка.

С введением  в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые на законодательном  уровне было прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. 
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено деление государственного долга только по валюте обязательств. При таком подходе понятие «внешний долг» носит условный характер, так как объемы обязательств в валюте в полном объеме не являются внешними по отношению к Российской Федерации. Принцип деления долга, принятый в международной практике развитых стран по признаку резидентства, Минфином России не применяется.

Отсутствие  единой методологии учета государственного долга и единой интегрированной базы данных, обеспечивающей достоверный учет по всем видам долговых обязательств и контроль за состоянием государственного долга в целом, в значительной степени препятствует проведению обоснованной долговой стратегии и эффективной бюджетной политики. 
Государственный долг Российской Федерации, в том числе внутренний, регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также устанавливает общие принципы, правовые основы, порядок регулирования, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Существует  несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. 
Классификация займов по условиям, срокам и наличию гарантий: 
Государственный долг подразделяется на капитальный, текущий и основной. 
Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.  
Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

В соответствии с уровнями власти (классификация  по типу заемщика) публичный долг делится  на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг.

Большинство государственных  и муниципальных долгов различаются  по степени старшинства – очередности  удовлетворения претензий в случае невыполнения обязательств по долгам. В данном случае различают:

    • старшие долги (обязательства исполняются в первую очередь: МВФ, Мировой банк);
    • субординированные долги;
    • - младшие долги (глубоко субординированные) – исполняются в последнюю очередь (долги национальным предприятиям и т.д.).  

      Таким образом, проанализировав информацию, можно определить, что основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово - бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики - единственно надежный источник улучшения благосостояния. В главе были отражены такие понятия, как бюджетный дефицит и государственный долг, который  определяет экономические отношения государства как заемщика с ее кредиторами касательно перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях возврата, срочности и оплаты. На основе, приведенной в данной главе информации, можно сделать следующий вывод: бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к анализу дефицита государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

Глава 2: Анализ ситуации, характеризующей  современное состояние национальной экономики.

2.1 Особенности бюджетной политики в России.

      Бюджетная политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на экономику путем изменения объема и структуры государственных расходов, налогообложения и государственной собственности, которые в совокупности являются инструментами ее проведения. Бюджет, как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, определяет Бюджетный кодекс РФ.

Рисунок 1. « Структура современного бюджетного законодательства РФ»


  

    В Российской Федерации бюджет 2008–2010 годов был направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны . Основными отличительными особенностями подготовки проектировок федерального бюджета на 2008-2010 годы являлись их планирование и утверждение на трехлетний период в форме закона, изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделение в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений, а также определение на первый и второй годы планового периода нераспределенной части расходов в объеме эквивалентном 2,5 и 5 процентов от расходной части, позволяющих в режиме «скользящей трехлетки» переходить к более эффективному планированию новых обязательств. Появление одной из основных особенностей федерального бюджета на 2008-2010 годы вызвано сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого сектора, которая создает серьезные макроэкономические риски. Поступления из нефтегазового сектора обеспечили в 2005 году около 38% от доходов консолидированного бюджета и 50% от доходов федерального бюджета (без учета погашения налоговой задолженности). Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

Рисунок 2. «Основные направления бюджета 2008–2010 гг.» 

       Новым этапом модернизации управления общественными финансами Российской Федерации стало принятие в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Мероприятия Программы направлены на создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.[19]

2.2 Развитие  бюджетного долга в России.

    Проектировки бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 - 2011 годы основаны на сформулированных в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» стратегических приоритетах.  

  Согласно законопроекту, показатели государственного долга Российской Федерации и их динамика в 2009 – 2011 годах, соответствуют Основным направлениям  бюджетной  и налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и  2011 годов, предусматривающим уменьшение относительных размеров государственного внешнего долга, развитие национального рынка государственных ценных бумаг, обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой долговой устойчивости.[12]

     Анализ динамики показывает, что объем государственного долга увеличится с начала 2009 года по конец 2011 года  с 2 801,4 млрд. рублей до 4 848,4 млрд. рублей, или на 2 047 млрд. рублей (в 1,7 раза), относительно ВВП увеличится с  6,4 %  в 2009 году до 7,2 % в конце 2011 года. Показатели объема государственного долга на 2009 и 2010 годы, представленные в материалах к законопроекту, меньше аналогичных ранее прогнозируемых показателей, что свидетельствует о менее значительном росте внутреннего долга, чем прогнозировалось.

     В структуре государственного долга будет увеличиваться доля внутреннего долга с 64,4 % в 2009 году до 76,4 % в 2011 году, что соответствует основным направлениям бюджетной и налоговой политики, направленной в том числе на развитие рынка государственных ценных бумаг и обеспечение сбалансированности федерального бюджета

      Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года установлен в законопроекте в размере 2 119,7 млрд. рублей, или 4,1  % ВВП, в плановом периоде будет увеличиваться и в начале 2012 года составит 3 703,2 млрд. рублей, или 5,5 % ВВП, что превысит   показатель на начало 2008 года  в 2,8 раза, на начало 2009 года – в 2 раза.   

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг: структура, основные понятия