Понятие государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
- понятие государственного долга, виды и формы;
- рассмотрение управления государственным долгом, его принципы;
-особенности внешнего и внутреннего долга;

Содержание работы

Глава 1
1.Содержание государственного долга………………………………………… 5
1.1.Понятие государственного долга, виды и формы…………………………….. ………………………………………………5
1.2. Управление государственным долгом, его принципы………………………. …………………………………………………7
Глава 2. Проблемы государственного долга РФ…………………………………………………………………………………12
2.1. Особенности внешнего и внутреннего долга…………………………………. …………………………………………..12
2.2. Анализ управления государственным долгом в России………………….19
2.3. Перспективы погашения государственного долга РФ……………………24
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список используемой литературы……………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 55.41 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Башкортостан

 

       Уфимский  социально-правовой техникум

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

                   Курсовая работа

По дисциплине «Финансовое право»

 

 

На тему «Понятие государственного долга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнил студент 17ой группы

                                                                     Ахмерова Э.Р

 

 

                                                                     Руководитель ________________

 

 

 

 

                                 Уфа 2013

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

 

Глава 1

1.Содержание государственного  долга………………………………………… 5

1.1.Понятие государственного долга, виды и формы…………………………….. ………………………………………………5

1.2. Управление государственным  долгом, его принципы……………………….  …………………………………………………7

Глава 2. Проблемы государственного долга РФ…………………………………………………………………………………12

2.1. Особенности внешнего  и внутреннего долга…………………………………. …………………………………………..12

2.2. Анализ управления  государственным долгом в России………………….19

2.3. Перспективы погашения  государственного долга РФ……………………24

Заключение……………………………………………………………………… 31

Список используемой литературы……………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

                                            Введение

Государственные заимствования  уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.

После аннулирования государственного долга дореволюционной России в 1918г. советскому правительству в  годы новой экономической политики с трудом удалось восстановить функционирование рынка государственных заимствований. Займы успешно работали на благо  финансовой стабилизации экономического роста. Однако в конце двадцатых  годов был осуществлен переход  к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы  стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к  катастрофическому росту государственного долга. В 1957г. правительство было вынуждено  прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государств. После этого  в стране обращался только один трехпроцентный выигрышный заем. Его облигации продавались  и покупались сберкассами по централизованно  устанавливаемым ценам.

С переходом к формированию основ рыночной экономики в начале 90-х годов Россия столкнулась  с отсутствием отечественного опыта  по организации и ведению государственных  долговых операций, адекватной работы в условиях свободного рынка. В связи  с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, одновременно обращаясь к традициям прошлого и опыту развитых стран с рыночной экономикой.

Проблемы, связанные с  управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором  правильной долговой политики до сих  пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований  очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может  привести к серьезным проблемам  в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных  займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить  ситуацию возможно только лишь зная все  особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный  опыт.

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния  и социально-экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.

Цель работы потребовала  решения следующих задач:

- понятие государственного  долга, виды и формы;

- рассмотрение управления  государственным долгом, его принципы;

-особенности внешнего  и внутреннего долга;

- анализ управления государственным  долгом в России;

- отражение перспектив  государственного долга Российской  Федерации.

В рамках решения вышеперечисленных  задач были использованы следующие  материалы: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный бюджет Российской Федерации на 2009-2010гг., учебные пособия  по государственному долгу, материалы  периодической печати, информация с  сайтов Минфина и МЭРТ.

 

Глава 1. Содержание государственного долга

 

1.1. Понятие государственного долга, виды и формы

Государственный долг –  это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных  и не выплаченных по ним процентов. Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета  государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его  доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия  денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга. Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счет знаема средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг. Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета. Внешний долг – это задолженность государства гражданам или организациям или правительствам других стран в национальной и иностранной валюте. Внешний долг может образовываться, когда государство берет кредит у другого государства, либо прибегает к услугам международных кредитных организаций. Самой влиятельной из них является Международный валютный фонд .

Виды государственного долга

Существует несколько  классификаций государственного долга  в зависимости от признака, положенного  в основу данной классификации. 
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный  и общегосударственный долг. Последнее  понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства  РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий  государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга – внутреннего и внешнего.

Согласно Бюджетному кодексу  РФ, внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства  федерального правительства, возникающие  в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства  обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки  в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под  внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках  иностранцев-кредиторов; формально  внутренний заем может попасть в  руки иностранцев и обратно.

Формы государственного долга

В соответствии с законодательством  Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

-         кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

-         государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

-         договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-         договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

-         соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

 

1.2. Управление государственным долгом, его принципы

 
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том  числе и финансовой. Под управлением  понимается сознательное и целенаправленное воздействие на объект управления с  помощью совокупности приемов и  методов для достижения определенного  результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития природы и общества. Вместе с тем  на управление большое влияние оказывает  государство в лице соответствующих  структур, а также законодательные  акты.

Важной областью управленческой деятельности является управление государственным  долгом.

Управление государственным  долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации  либо уполномоченным им Министерством  финансов Российской федерации.

Управление государственным  долгом субъекта Российской Федерации  осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом  субъекта Российской Федерации.

Управление муниципальным  долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Государственный долг, как  и финансы, может являться рычагом  и объектом управления. В качестве рычага управления государственный  долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние  на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

В процессе управления государственным  долгом Российской Федерации решаются следующие общие задачи:

- удержание величины внутреннего  и внешнего государственного  долга на уровне, обеспечивающем  сохранение экономической безопасности  страны, выполнение органами власти  взятых на себя обязательств  без причинения значительного  ущерба финансированию программ  социально-экономического развития;

- минимизация стоимости  долга на основе удлинения  срока заимствований и снижения  доходности государственных ценных  бумаг, перехода на другие рынки  и переключения внимания на  другие группы инвесторов;

- сохранение у российского  государства репутации первоклассного  заемщика на основе безупречного  выполнения финансовых обязательств  перед инвесторами;

Информация о работе Понятие государственного долга