Бюджетное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является оценка бюджетной политики России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- показать содержание бюджетной политики;
- сформулировать принципы, лежащие в основе формирования бюджетной политики;
- оценить роль налогов как источник средств для проведения бюджетной политики;
- проанализировать государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики;

Файлы: 1 файл

0095462_CCC2F_byudzhetnoe_regulirovanie_ekonomiki.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

Продолжение таблицы

у-уср

(х- хср)(у-уср)

(х- хср)2

(у-уср)2

8

9

10

11

-                         384   

                                                                              1 079 411   

                      7 916 696   

                           147 174   

-                         164   

                                                                                 162 330   

                         982 204   

                             26 828   

                          264   

                                                                                 378 279   

                      2 047 010   

                             69 904   

                        283,0  

                                                                                 671 914   

                      5 635 814   

                             80 107   

Итого:

                                                                              2 291 934   

                    16 581 724   

                           324 013   


 

Полученное значение корреляции r = 0,989 говорит и наличии прямой (знак «Плюс») и заметной (величина 0,989) связи между уровнями рядов ВВП и Расходами консолидированного бюджета (без социальных и пенсионных выплат).

Решая систему уравнений, найдем уравнение  регрессии:

0 + 47418а1 = 13164


47418а0 + 16581724а1 =  158344460

Уравнение регрессии:

У = 3340,80 – 0,0042х

Неутешительные выводы получены по расходам на обеспеченность инфраструктурой  ЖКХ и расходами консолидированного бюджета

Дело в том, что отсутствует  связь между уровнем бюджетных расходов в том или ином поселении и комфортабельностью проживания людей в нём (табл. 13).

Таблица 13

Зависимость между обеспеченностью  инженерной инфраструктурой и расходами бюджета

Год

Коэффициент корреляции между обеспеченностью водопроводом и расходами бюджета

Коэффициент корреляции между обеспеченностью  централизованным теплоснабжением  и расходами бюджета

2000

-0,08

0,04

2001

0,19

0,05

2002

0,16

0,22

2003

0,07

0,21

2004

0,13

-0,16


Таблица 14

Зависимость между обеспеченностью социальной инфраструктурой и расходами бюджета

Год

Коэффициент корреляции между количеством  учащихся и расходами бюджета

Коэффициент корреляции между обеспеченностью  количеством медицинских учреждений и расходами бюджета

2000

-0,04

0,05

2001

0,14

0,16

2002

0,03

0,01

2003

0,1

0,03

2004

-0,09

-0,03


 

К сожалению достаточно уверенной (тесной и значимой связи) зависимости между обеспеченностью инженерной инфраструктурой и расходами бюджета, а также между обеспеченностью социальной инфраструктурой и расходами бюджета не наблюдается.

  В 2004 году продолжилась ограничительная бюджетная политика. В связи с этим, финансирование непроцентных расходов значительно отстает от роста доходов бюджета. В результате этого, по итогам 2004 года непроцентные расходы бюджета уменьшились до 23.2% ВВП против 25.1% ВВП в 2003 году.


Рис. 3 Непроцентные расходы

(прирост в реальном выражении  к соответствующему периоду прошлого года, %)

При этом сократились практически все виды расходов. Социальные расходы консолидированного бюджета в 2004 году уменьшились на 0.3% ВВП, несмотря на проведенную в октябре прошлого года индексацию зарплаты работникам бюджетной сферы. Снизились расходы и на поддержку отраслей экономики. Их сокращение в 2004 году по сравнению с прошлым годом составило около 1% ВВП, главным образом, за счет снижения финансирования жилищно-коммунальной сферы и промышленности, что отразится на снижении субсидий на производство с 1.6% ВВП в 2003 году до 1.3% ВВП в 2004 году.

Погашение долга за счет профицита  бюджета и повышение курса  рубля привели к резкому сокращению доли средств, расходуемых на обслуживание долга, в ВВП. На федеральном уровне расходы на выплату процентов  уменьшились с 3,4% ВВП в 1999 г. до 1,7% в 2003г.

В секторе государственных учреждений в 2004 году продолжились негативные изменения  в расходах на коллективные и индивидуальные услуги. Несмотря на то, что у государства  образовался излишек средств, который  пополнял стабилизационный фонд, ресурсы, направляемые на конечное потребление сектора государственных учреждений в 2003 году, сокращались относительно изменения ВВП. В 2004 году этот процесс продолжился. Расходы государства на конечное потребление снизились и их величина составила 16.4% ВВП.

Следует отметить, что и в 2005 г. будет происходить снижение расходов федерального бюджета в отношении к ВВП. Но в номинальном выражении расходы бюджета (федерального) вырастают на 10,2%, а в реальном – на 2%. Поэтому увеличивается финансирование всех ведущих отраслей экономики, социальных реформ, модернизации Вооруженных Сил, развития общественной инфраструктуры.

В 2005 году на 35% увеличиваются и расходы на субсидирование экономики. Кроме этого, на лизинг авиационной техники будет выделено 6 млрд. руб. Более ста самолетов разных моделей и типов будут строиться для сдачи в лизинг российским авиакомпаниям. Увеличится выдача кредитов и субсидирование ставок по кредитам на поддержку российского экспорта высокотехнологической продукции, для малого бизнеса будет выделено 1,5 млрд. руб. На 700 млн. руб. вырастет капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, что позволит ему аккумулировать дополнительно 4,5 млрд. руб. и на них выкупить закладные у банков и у организаций, которые кредитуют сегодня население. Тем самым будет улучшен порядок получения ипотечного кредита, он станет дешевле и, следовательно, доступнее нашим гражданам.

Продолжится государственная поддержка сельского хозяйства. Решениями Правительства и Государственной думы она осуществляется в различных формах. За последние три года реструктурирована задолженность сельхозпредприятий на 54 млрд. руб. Кроме того, списаны с предприятий пени и штрафы на сумму 28 млрд. руб., что улучшило их финансовую сбалансированность. Введение в 2004 г. единого сельхозналога позволило сельхозпредприятиям высвободить ресурсов на 11 млрд. руб. В текущем году в полтора раза увеличиваются субсидии из федерального бюджета для кредитования сельскохозяйственных предприятий, и долгосрочных кредитов на закупку техники. Четыре года назад привлечение кредитов в результате такого субсидирования давало сельхозпредприятиям 8 млрд., руб., в этом году — 50-60 млрд. руб.

Расходы на развитие и содержание дорожной сети в бюджете 2005 года увеличились почти на 6 млрд. руб. и составили примерно 86 млрд. руб., 29 млрд. руб. направляются на субсидии субъектам Федерации на поддержку территориальных дорожных сетей, относящихся к их ведению.

В результате централизации водного  налога серьезно увеличиваются расходы  на ремонт и реконструкцию водно-технических сооружений. Если в 2004 г. за счёт региональных бюджетов было выполнено ремонтных работ на 2,6 млрд. руб., то при централизации водного налога в 2005 г. за счёт средств федерального бюджета будет отремонтировано, реконструировано и построено гидротехнических сооружений на 9,6 млрд. руб. (шлюзы, дамбы, плотины, укрепление берегов), чтобы снизить риск наводнений, затоплений и других по следствий техногенных и природных катаклизмов.

На федеральные целевые программы  в 2005 г. выделено 270 млрд. руб., 8,9% всех расходов, что на 40% больше, чем в 2004 г. В составе федеральных целевых программ существенно возрастают расходы на закупку оборудования и капитальные вложения. Они составят 142 млрд. руб. Это — необходимые расходы на создание и укрепление материально-технической базы здравоохранения, образования, социальной сферы.

Расходы на здравоохранение вырастут на 13,5%, в сфере социальной политики — на 3,5%. Этот рост расходов сопровождается совершенствованием законодательства об обязательном медицинском страховании, заменой натуральных льгот на денежные компенсации, увеличением лекарственного обеспечения льготных категорий. Решение о замене льгот на денежные компенсации создает финансовую базу для улучшения обеспечения льготных категорий.

Так, в результате внедрения социального пакета, который сможет получить каждый льготник, относящийся к федеральному уровню, с 2005 г. увеличивается на 45 млрд. руб. покупка медикаментов для обеспечения льготных категорий.

Если все субъекты Российской Федерации в 2004 г. выделяли из региональных бюджетов на бесплатное обеспечение медикаментами около 5,7 млрд. руб., то в 2005 г. только через федеральный бюджет на это будет направлено 50,8 млрд. руб., т.е. в 10 раз увеличивается доступность этих медикаментов. Состояние льготников, прежде всего, инвалидов, пенсионеров, тех, кто в этих лекарствах остро нуждается, станет существенно лучше.

В 2005 г. в результате внедрения социального  пакета планируется обеспечить санаторно-курортным  лечением более миллиона льготников, это в пять раз больше, чем в 2004 г. В связи с разграничением полномочий в субъекты Федерации передаётся сеть бюджетных образовательных учреждений вместе со средствами для их финансирования. Это — 24 млрд. руб.

В числе важнейших решений —  индексация заработной платы работникам бюджетной сферы, а также увеличение надбавок военнослужащим за особые условия военной службы с 70 до 120%. Зарплату работникам бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, планируется повысить, по крайней мере, дважды. В январе 2005 г. будет проведена индексация на 20%, а с 1 сентября — еще на 11%. Таким образом, за год зарплата вырастет на 30%, с опережением инфляции. Решение о повышении зарплаты работникам бюджетных учреждений, финансируемых из региональных бюджетов, будет приниматься органами власти субъектов Федерации.

Дальнейшее повышение зарплат  бюджетников намечено на 1 мая 2006 г. — еще на 30%. За период с 1 декабря 2004 г. по 1 мая 2007 г. рост зарплаты в бюджетной  сфере составит 83% в номинальном  выражении и 52% — в реальном. Таким образом, постепенно разрыв заработной платы в бюджетной сфере и в реальном секторе экономики будет сокращаться, чтобы работа в бюджетной сфере оставалась привлекательной для специалистов высокого уровня.

Министерство финансов осуществляет постоянный мониторинг исполнения бюджетов субъектов Федерации. В составе федерального бюджета предусмотрен специальный резерв средств для оказания помощи особо нуждающимся регионам, в том числе и на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы.

На 28% вырос раздел «Национальная оборона» на 26% — раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Прежде всего, эти средства идут на укрепление обороноспособности страны, восстановление того, что было завоевано ранее. Усиливается финансирование научных разработок, финансирование оснащения Вооруженных Сил, под готовки специалистов.

Распределение доходов и расходов на 2005 г. происходило по новым правилам в связи с перераспределением полномочий. По этим правилам осуществлялась настройка трансфертов. Теперь положение здесь отличается от того, что было раньше. Регионы-доноры, такие крепкие регионы, как Красноярский край, могут спокойно зарабатывать, помощь федерального бюджета им от этого не уменьшится. Стартовые условия для всех регионов равные. Но, конечно, в более выигрышном положении будут регионы-доноры. В условиях экономического роста при концентрации промышленной базы они будут расти несколько быстрее.

Экономическая политика Правительства  страны, новые возможности, которые  дает реформа по разграничению и закреплению полномочий, создают условия для того, чтобы каждый субъект Российской Федерации устойчиво наращивал темпы роста.

Итак, доля общих государственных расходов (включая расходы на всех уровнях государственного управления и социальные фонды) в объеме ВВП ныне приблизительно на 10 процентных пунктов ниже, чем до кризиса 1998 г., а отношение доходов к ВВП остается приблизительно на докризисном уровне.

Создание федерального казначейства, реформа бюджетных отношений  на федеральном уровне и ограничения общих государственных расходов способствовали повышению эффективности управления бюджетными средствами.

В приоритетном порядке обеспечивалось в анализируемом периоде финансирование расходов по разделам: судебная реформа, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, образование, здравоохранение и наука.

К сожалению, многие расходы бюджетной  сферы финансируются по остаточному  принципу, благодаря чему растет величина внутреннего государственного долга.

Достаточно уверенной (тесной и значимой связи) зависимости  между обеспеченностью инженерной инфраструктурой и расходами бюджета, а также между обеспеченностью социальной инфраструктурой и расходами бюджета не наблюдается.

В 2005 г. будет происходить снижение расходов федерального бюджета в отношении к ВВП. Но в номинальном выражении расходы бюджета (федерального) вырастают на 10,2%, а в реальном – на 2%. Поэтому увеличивается финансирование всех ведущих отраслей экономики, социальных реформ, модернизации Вооруженных Сил, развития общественной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

Информация о работе Бюджетное регулирование экономики