Бюджетное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является оценка бюджетной политики России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- показать содержание бюджетной политики;
- сформулировать принципы, лежащие в основе формирования бюджетной политики;
- оценить роль налогов как источник средств для проведения бюджетной политики;
- проанализировать государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики;

Файлы: 1 файл

0095462_CCC2F_byudzhetnoe_regulirovanie_ekonomiki.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

В бюджетной практике России с 2000 г. ежегодно предусматривается растущий профицит (табл. 1). Конечно, поступление налогов существенно улучшилось.

Таблица 1

Доходы, расходы, дефицит (профицит) федерального бюджета (в % к ВВП)

Год

Доходы

Расходы

Дефицит (-)

Профицит (+)

1992

15,8

18,9

-3,1

1993

14,9

20,5

-5,5

1994

13,4

23,4

-10,0

1995

15,1

17,9

-2,8

1996

14,9

18,6

-3,7

1997

13,9

17,6

-3,7

1998

11,9

17,2

-5,3

1999

12,9

14,0

-1,1

2000

16,0

14,6

1,4

2001

17,6

14,7

2,9

2002

19,4

17,8

1,5

2003

18,5

18,0

0,5

2004

17,9

17,4

0,5

2005

17,8

16,3

1,5


 

Прежде нередко ситуация складывалась очень тяжелая. Относительно объема ВВП дефицит федерального бюджета в 1994 г. достиг максимума (10,5%). В этот период наблюдался глубокий спад производства,  который сопровождался резким снижением рентабельности производства, ростом процентных расходов, низкой доходностью местных бюджетов и неудовлетворительной собираемостью налогов вследствие развития бартерной формы расчетов.

В абсолютном выражении показатели сбалансированности консолидированного и федерального бюджета представлены в таблице 2.

Таблица 2

Динамика основных показателей  сбалансированности консолидированного бюджета РФ в 1992-2005 гг.

(в млрд, руб.)

Консолидированный бюджет РФ

Год

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Доходы

5,33

49,7

172,4

437,0

597,7

711,6

686,8

1213,6

2096,5

2301,2

3435,0

3421,04

4543,9

5478,3

Расходы

5,97

57,7

230,4

486,1

694,4

835,5

842,1

1258,0

1950,0

2285,4

3254,6

4202,9

4211

6

5200,2

Дефицит (-), профицит

-0,64

-8,0

-58,0

-49,1

-96,7

-123,9

-155,3

-44,4

146,5

157,4

181,02

118,54

332,33

278,1

Федеральный бюджет РФ

Доходы

3,02

25,5

81,7

232,1

320,3

343,4

325,9

615,3

1132,1

1193,5

1998,4

2417,8

2742,8

3326,0

Расходы

3,98

35,4

142,7

275,2

400,0

436,6

472,2

666,9

1029,2

1193,4

1871,9

2435,6

2659,4

3047,9

Дефицит (-), профицит

-0,96

-9,9

-61,0

-41,3

-79,7

-93,2

-146,3

-51,4

102,9

0,1

126,5

72,2

83,4

278,1

Консолидированные бюджеты субъектов  РФ

Доходы

2,67

30,1

115,6

241,0

334,9

433,4

413,5

660,8

1065,9

1107,7

1437,3

1903,6

2141,1

2486,8

Расходы

2,35

28,2

112,6

247,0

351,9

468,1

422,5

653,8

1032,1

1092,0

1382,8

1857,2

1892,2

2486,8

Дефицит (-), профицит

0,32

1,9

3,0

-6,0

-17,0

-34,7

-9,0

7,0

33,8

15,7

54,5

46,4

248,93

00


Правительство России сумело воспользоваться благоприятной бюджетной ситуацией для проведения комплексной реформы налоговой системы, а также ряда институциональных реформ, призванных улучшить процесс выработки финансовой политики и управление государственными расходами.

При проведении реформы налоговой  системы в 2000-2004 гг.  в области совершенствования налоговой системы и снижения налогового бремени на экономику произошли большие изменения. Многие ставки налогов были значительно снижены, а их налоговая база — расширена

Снижены ставки основных налогов:

- налог на прибыль с 35% до 24%;

- НДС с 20% до 18%;

- ЕСН с 39,5% до 35,6% (в 2005 г. до 26,2%);

- введена плоская шкала подоходного налога 13%.

В этот же период отменен налог  на пользователей автомобильных  дорог. С 2003 года введена в действие упрощенная система налогообложения предприятий малого бизнеса, предусматривающая минимальную отчетность и низкие налоговые ставки. Отменен налог с продаж.

Упрощение механизма налогообложения  содействовало повышению его  эффективности, уменьшив искажения  хозяйственной деятельности. В результате были ослаблены стимулы к уклонению от уплаты налогов и ограничены возможности подобного поведения. Кроме того, налоговая система была. сориентирована на изъятие большей доли природной ренты, в частности, дополнительной прибыли, обусловленной высокими ценами на нефть. Наряду с сокращением ставки налога на прибыль и введением единого социального налога это стало первым шагом по уменьшению общей налоговой нагрузки на производственный сектор при одновременном повышении налогообложения ресурсного сектора. Таким образом, налоговое бремя уменьшилось на 1,7%-2,3% от ВВП.

В формировании первичных доходов  экономики в 2004 году тенденции  2003 года приобрели более выраженный характер6, об этом свидетельствуют основные показатели развития экономики (табл. 3). Относительная величина оплаты труда продолжала снижаться на фоне роста валовой прибыли и валовых смешанных доходов в экономике. При этом доля чистых налогов на производство и импорт увеличивалась, как за счет значительного расширения налогооблагаемой базы, так и за счет сокращения субсидий.

Таблица 3

Основные показатели развития экономики

(в % к соответствующему периоду  предыдущего года)

 

2003

2004

I

квартал

II

квартал

III

квартал

IY

квартал

год

ВВП*

107.3

107.5

107.4

106.4

106.9

107.1

Номинальный ВВП, млрд. $

430

125.7

136.6

158.2

161.8

582.3

Производство продукции промышленности

107

107.6

107.1

104.8

104.8

106.1

Производство продукции сельского  хозяйства

101.3

98.6

98.8

104.4

101

101.6

Инвестиции в основной капитал

112.5

113.1

112.3

110.3

109.4

110.9

Объемы работ, выполненных по договорам  строительного подряда

114.4

113.8

114.6

106.8

107.8

110.1

Реальные располагаемые денежные доходы населения

114.9

111.7

106.2

107.9

106

107.8

Реальная заработная плата

110.9

115

113.5

111.4

104.9***

110.8***

Оборот розничной торговли

108.4

110.4

111.7

112.5

113.6

112.1

Экспорт товаров

126.7

120

136

139.2

138.5**

133.9**

Импорт товаров

124.8

122.8

124.9

126.1

124.7**

124.6**


* I, II и III кварталы - отчет Росстата (не уточнен в связи с публикацией 1-й оценки ВВП в целом за 2004 год), IV квартал – оценка Минэкономразвития

**оценка Минэкономразвития

 

Несмотря на некоторое увеличение доли чистых налогов на производство и импорт в структуре ВВП до 13.8%7 в 2004 году по сравнению с 13.5% в предыдущем году, это не изменило тенденцию предыдущих лет снижения налоговой нагрузки на экономику, смещения ее с факторов производства на конечную продукцию, а также уменьшения государственной поддержки нефинансовых предприятий. Так, наиболее значительное сокращение налоговых поступлений в экономике (до 1.2% ВВП) произошло по другим налогам на производство и импорт, уплачиваемых пропорционально факторам производства. Это было обусловлено как изменением порядка взимания некоторых категорий налогов (например, налога на имущество), так и отсутствием доначислений по налогам (например, на пользователей автодорог), отмененных с 2003 года. Одновременно с этим происходило дальнейшее целенаправленное сокращение субсидий на производство и импорт, связанное с планомерным уменьшением бюджетных расходов на поддержку отраслей народного хозяйства.

В 2004 году чрезвычайно благоприятная  внешнеэкономическая конъюнктура, наконец, компенсировала, происходившее  в предыдущие годы, в результате налоговой реформы, снижение поступлений в бюджет. Доходы бюджетной системы увеличились на 1.4% ВВП против 2003 года и составили 29.9% ВВП (без отчислений на социальное страхование). При этом налоговая составляющая консолидированного бюджета (без отчислений на социальное страхование), представленная в ниже следующей таблице 4, за этот же период увеличилась на 3.6% ВВП и составила 26.5% ВВП. На фоне общего увеличения доходов бюджетной системы несколько возросли ресурсы сектора государственных учреждений по сравнению с уровнем прошлого года и изменилась их структура. Об этом свидетельствуют преобразования, произошедшие в налогово-бюджетной сфере в 2004 году.

Таблица 4

ВВП и налоги и сборы в консолидированный  бюджет

Наименование

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Валовой внутренний продукт

9040,8

10863,4

13285,2

14228,4

Налоги и сборы в  консолидированный бюджет

1952,8

2649,7

3036,5

3774,0

   - удельный вес  в составе ВВП

                                           21,6   

                      24,4   

                          22,9   

                                                     26,5   

Косвенные налоги (консолидированный  бюджет)

                                         420,1   

                    585,5   

                        965,8   

                                                   989,5   

   - удельный вес  в составе налогов и сборов  в консолидированный бюджет

                                           21,5   

                      22,1   

                          31,8   

                                                     26,2   

Прямые налоги (консолидированный  бюджет)

                                      1 532,8   

                 2 064,1   

                     2 070,7   

                                                2 784,6   

   - удельный вес  в составе налогов и сборов  в консолидированный бюджет

                                           78,5   

                      77,9   

                          68,2   

                                                     73,8   

 Прямые налоги (консолидированный бюджет) без платежей за природные ресурсы

                                      1 483,1   

                 1 849,9   

                     1 672,4   

                                                2 202,4   

   - удельный вес в составе налогов и сборов в консолидированный бюджет

                                           75,9   

                      69,8   

                          55,1   

                                                     58,4   

Подоходные налоги (консолидированный бюджет)

87,7

222,5

455,3

574,1

   - удельный вес  в составе прямых налогов в  консолидированный бюджет

                                              5,9  

                       12,0  

                           27,2  

                                                      26,1  

Дополнительно

       

Косвенные налоги (консолидированный  бюджет)

420,1

585,5

965,8

989,5

   НДС

285

401,2

619,09

748,95

   - удельный вес  в составе косвенных налогов  в консолидированный бюджет

67,8

68,5

64,1

75,7

   Акцизы

135,1

184,3

346,71

240,50

   - удельный вес  в составе косвенных налогов  в консолидированный бюджет

32,2

31,5

35,9

24,3


 

ВВП за анализируемый период рос неравномерно. В 2002 г он увеличился на 1 822,6 млрд.руб. (темп роста составил 120,2%), в 2003 г. темп прироста увеличился и составил 22,3% (в абсолютных значениях произошло увеличение на 2 421,8 млрд.руб.), однако в 2004 г отмечается замедление роста ВВП. В 2004 году ВВП увеличился к предыдущему году на 7.1%, в 2003 году рост составил 7.3%. По темпам экономического роста Россия превзошла развитые страны мира, но уступила ряду стран с переходной экономикой, в том числе Китаю и большинству государств СНГ. Отмечена тенденция замедления среднемесячных темпов роста ВВП с исключением сезонного фактора в 2004 году с 0.9% во II квартале до 0.5% в третьем. В IV квартале тенденция замедления остановилась, но среднемесячный темп роста ВВП сохранился примерно на уровне 0.5 процента.

 Тем не менее, в анализируемом периоде наблюдается иная картина в изменениях налогов и сборов поступивших в консолидированный бюджет. Отмечаемый прирост налогов и сборов в 2003 г по отношению к 2002 г. составляющий 14,6% меньше чем в 2004 г. (24,3%). Увеличение относительной величины налогов на продукты в первичных доходах национального хозяйства было, в первую очередь, связано с ростом поступлений налогов на внешнюю торговлю (экспортные пошлины на газ и нефть), взимаемых пропорционально сложившимся ценам на энергоресурсы на внешнем рынке. Рост налогооблагаемой базы по данной категории налогов был столь значительным, что перекрыл потери ресурсов, связанных со снижением ставки НДС и отмены налога с продаж в 2004 году.

Анализируя таблицу 5 можно заключить, что налоги консолидированного бюджета по отношению к внутреннему валовому продукты в течение анализируемого периода изменялись неравномерно: при наметившемся росте в 2002 году, в 2003 году отмечается спад практически на 6,7% и далее в 2004 году резкий подъем (рис. 1).

Таблица 5

Валовой внутренний продукт и налоги и сборы в консолидированный бюджет

Наименование

2001

2002

2003

2004

Валовой внутренний продукт

                                      9 040,8   

               10 863,4   

                   13 285,2   

                                              14 228,4   

Налоги и сборы в консолидированный  бюджет

                                      1 952,8   

                 2 649,7   

                     3 036,5   

                                                3 774,0   

Налоги консолидированного бюджета по отношению к ВВП, %

                                            21,6  

                       24,4  

                           22,9  

                                                      26,5  


 

Рис. 2 Динамики изменения ВВП и Налогов и сборов в 2001-20058гг. (млрд.руб.)

Учитывая наблюдающуюся сложную  динамику изменении ВВП и налогов  и сборов оценим имеется ли корреляционная зависимость между этими данными (табл. 6).

Таблица 6

Исходные и расчетные данные для определения коэффициента корреляции

Год

Валовой внутренний продукт (х)

Налоги  и сборы в консолидированный  бюджет (у)

х2

у2

х*у

х- хср

1

2

3

4

5

6

7

2001

                                         9 041   

                    1 953   

                 7 916 696   

                                               810 797   

                 17 654 990   

-                     2 814   

2002

                                       10 863   

                    2 650   

                    982 204   

                                                 41 451   

                 28 784 313   

-                        991   

2003

                                       13 285   

                    3 037   

                 2 047 010   

                                                 33 582   

                 40 340 643   

                      1 431   

2004

                                       14 228   

                    3 774   

                 5 635 814   

                                               847 844   

                 53 698 736   

                    2 374,0  

Иотго:

                                       47 418   

                  11 413   

               16581 724   

                                            1 733 675   

               140 478 682   

 

Продолжение таблицы

у-уср

(х-  хср)(у-уср)

(х- хср)2

(у-уср)2

8

9

10

11

-                 900   

                                                                              2 533 542   

                      7 916 696   

                           810 797   

-                 204   

                                                                                 201 776   

                         982 204   

                             41 451   

                  183   

                                                                                 262 189   

                      2 047 010   

                             33 582   

                 920,8  

                                                                              2 185 930   

                      5 635 814   

                           847 844   

Итого

                                                                              5 183 437   

                    16 581 724   

                        1 733 675   

Информация о работе Бюджетное регулирование экономики