Бюджетное финансирование расходов на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я затрагиваю очень важную проблему не только нашей страны, но и всего человечества – это образование. Я думаю, что на него нужно как можно больше расходовать средств, что бы еще больше увеличивалось образованных и высококвалифицированных людей.
Финансирование расходов на образование осуществляет бюджет, основ¬ными задачами бюджета являются обеспечение необходимыми финансовыми ре¬сурсами процесс образования. Это необходимо для достойного представления нашей страны на мировой арене.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические аспекты бюджетного финансирования расходов 6
на образование
1.1 Общая характеристика системы бюджетного финансирования
образования 6
1.2 Финансирование расходов на дошкольное образование и
общеобразовательные школы 10
1.3 Механизмы финансирования высшего образования 16
2 Оценка бюджетного финансирования расходов на образование 21
2.1 Сравнительный анализ расходов бюджета на дошкольное образование и общеобразовательные школы 21
2.2 Оценка расходов бюджета на высшее образование 31
2.3 Обзор тенденций бюджетного финансирования образования в условиях его модернизации 34
3 Совершенствование бюджетного финансирования образования в РФ 38
3.1 Активизация применения нормативно- подушевого метода в финансировании образования 38
3.2 Проблемы бюджетного финансирования образования и пути их решения 43
Заключение 47
Список используемых источников 50

Файлы: 1 файл

итоговый вариант курсовой по БС (Восстановлен).docx

— 140.07 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Финансирование  расходов на дошкольное образование  и общеобразовательные школы

Дошкольный уровень  является начальным звеном образования. В учреждениях данного типа обеспечивается воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. В соответствие с функциями существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений:

  • детский сад;
  • детский сад общеразвивающего вида с одним или несколькими приоритетными 
    направлениями  развития   воспитанников  (интеллектуального,   художественно- 
    эстетического, физического и др.);
  • детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психологическом развитии 
    воспитанников;
  • детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением сани 
    тарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  • детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада 
    могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в 
    разном сочетании);

- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Детские дошкольные учреждения организуются органами образования, предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями. Независимо от того, в чьем ведении они находятся, методическое руководство ими осуществляют органы образования. Наиболее распространены детские сады с 9- и 11- часовым пребыванием детей, но есть детские сады с 12- и 24- часовым пребыванием в них детей. Наполняемость групп в детских садах - 25 человек, в детских садах санитарного типа - 20 человек.

 

Финансирование  детских дошкольных учреждений имеет  свои особенности.

1. Расходы на содержание детских садов зависят от среднегодового числа детей, количества групп.

В типовых положениях о том или ином виде дошкольного  образовательного учреждения установлены нормы наполняемости групп, которые зависят не только от возраста детей, но и от их здоровья. Часы пребывания одного ребенка в детском учреждении, также влияют на расходы. Основной показатель при планировании - число детей в детских садах.

  1. Для расчета расходов на детские сады надо определить численность детей 
    на начало года и их среднегодовой контингент. Это контингент по отдельным учреждениям рассчитывается исходя из числа детей (групп) на начало 
    года и его изменения в плановом порядке.
  2. Расходы на заработную плату по отдельным учреждениям в смете планируются исходя из утвержденных штатов и ставок заработной платы. Число 
    штатных единиц определяется исходя из числа групп и длительности пребывания детей в детском саду.
  3. Ставки заработной платы педагогам и воспитателям устанавливаются в соответствии с разрядом по единой тарифной сетке.
  4. Расходы на питание планируются исходя из установленных денежных норм 
    на одного ребенка в день с учетом различного режима пребывания в них детей.
  5. Канцелярские и хозяйственные расходы по отдельным учреждениям определяются в том же порядке, как и по общеобразовательным школам: в зависимости от кубатуры зданий и условий функционирования.
  6. В детских садах предусматриваются такие учебные и прочие расходы: на 
    приобретение игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми, на проведение детских праздников и т.д.

 

  1. Затраты на приобретение оборудования, мягкого инвентаря и обмундирования определяются по установленным нормам с учетом обеспеченности им 
    на начало года.
  2. Плата родителей составляет небольшую долю (20%) общих расходов на 
    дошкольное образование. В реальности в каждом субъекте РФ установлена 
    собственная шкала платы.
  3. При сводном планировании бюджетные ассигнования определяются по 
    средней сумме расходов на одного ребенка с выделением затрат на заработную плату, питания, оборудование новых мест и дооборудование ранее действующих мест мягким инвентарем и прочих затрат на текущее содержание. 
    Нормы расходов на дооборудование мягким инвентарем являются едиными, 
    а на хозяйственные и прочие расходы планируются на уровне предшествующего года. Плата родителей планируется также в среднем на одного ребенка исходя из уровня, сложившегося в текущем периоде.

Следующая целевая  статья расходов - содержание учреждений общего образования. К ним относятся  общеобразовательные школы, школы-интернаты, специальные и вечерние школы. В  системе непрерывного образования  они являются вторым звеном после дошкольного уровня. Их деятельность связана, с предоставления всем гражданам РФ возможности реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования. В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования могут создаваться следующие виды учреждений:

  • начальная общеобразовательная школа;
  • основная общеобразовательная школа;
  • средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных 
    предметов;
  • лицей;
  • гимназия;
  • вечерняя общеобразовательная школа;
  • центр образования;
  • открытая (смена) образовательная школа;
  • кадетская школа;
  • школа-интернат.

В общей структуре  расходов отрасли затрат на эти цели составляют более 50%. В стране насчитывается  около 54 тыс. школ, из них 15 тыс. лицеев и гимназий, 0,6 тыс. частных школ. В них учатся более 13 млн. учащихся, однако из-за демографических факторов в ближайшие годы количество школьников сократится на 1/3. Уменьшение контингента приводит к увеличению расходов в расчете на одного учащегося. Самой острой является проблема финансирования сельских школ, где из-за уменьшения контингента на 1-го учителя проходится до 8 учащихся. Основу формирования расходов на содержание учреждений общего составляют производственные показатели деятельности. Для школ такими показателями являются число учащихся и классов. При финансовом планировании учитываются не только показатели на начало и концу финансового года, но и среднегодовые, которые зависят от сроков комплектования, выпуска, отсева в процессе обучения. По школам формула расчета, среднегодовых показателей имеет следующий вид:

 

Кср = К1М1 + К2М2 /12     (1)

Кср - среднегодовой контингент;

К1 - контингент на начало планируемого года;

М1 — число месяцев функционирования учреждения с переходящим контингентом на начало года;

К2 - контингент планируемого года;

М2 - число месяцев функционирования учреждения на конец года; 12 - число месяцев в году.

Основной статьей  расходов является заработная плата, которая  вместе с начислением составляет около 45% всех расходов на текущее содержание школ. Фонд заработной платы по школе включает:

  • заработную плату учителей за уроки;
  • оплату за проверку тетрадей;
  • заработную плату административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала;
  • дополнительные виды оплаты учителей.

Фонд заработной платы учителей определяется на основе среднегодового количества педагогических ставок на один класс и средней  ставки учителя в месяц.

В фонд заработной платы включаются также следующие  доплаты:

  • за классное руководство - до 20% оклада;
  • за заведение кабинетом - 20% оклада;
  • за руководством школьным кружком - 80%;
  • за ведение внеклассной работы - до одной ставки;
  • учителю химии за вредные условия до 12% оклада;
  • выплаты ежемесячной денежной компенсации для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими печатными изданиями - 10% от оклада.

Следующей значительной статьей являются учебные расходы, которые включают приобретение материалов для учебной работы, письменных, канцелярских принадлежностей, мелкого физкультурного инвентаря, проведение экскурсий в учебных целях. Выделяют ассигнования на создание, обновление и использование библиотечных фондов учебников. Планирование учебных расходов производится по установленным нормам на 1 класс по группам классов.

Важной статьей  расходов являются затраты на бесплатное питание детей. В группах продленного дня 10% детей освобождаются от оплаты полностью, а 15% - наполовину. Сумма расходов определяется исходя из норм расходов, количества детей и количества дней, в течение которых дети пользуются бесплатным питанием.

В сметах школ предусматриваются  также расходы на приобретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт зданий.

Потребность школы  в инвентаре и оборудовании на плановый год определяется исходя из обеспеченности школы на начало года и необходимости его обновления в плановом периоде с учетом установленных норм на одну школу или на одно ученическое место.

Затраты на капитальный  ремонт школ при свободном планировании определяется исходя из общей внешней кубатуры школьных зданий и расчетных норм

расходов на 1 м3. за счет средств выделенных на эти цели, могут проводится реконструкция и расширение школ, пристройка классных комнат.

Строительство новых  школ осуществляется за счет средств  выделенных в бюджетах соответствующих административно-территориальных единиц.

В расходы на образовательные школы включаются расходы на содержание групп продленного дня, которые создаются с целью улучшения воспитания детей и оказания помощи семьям в городах, поселках при обычных школах I -VIII классов. Число учащихся в группах продленного дня установлено на 30-40 человек. Питание в группах продленного дня осуществляется за счет средств родителей, кроме льготного контингента.

К расходам на текущее  содержание общеобразовательных школ относятся расходы на хозяйственное обслуживание и затраты на оплату командировок и служебных разъездов. Расходы на хозяйственное обслуживание при составлении индивидуальных смет планируется по действующим материальным нормам. В эту группу включаются расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хозяйственные нужды, а по школам расположенным в сельской местности - так же ассигнования на бесплатное представление квартир работникам с отоплением и освещением. При сводном планировании хозяйственные расходы исчисляются исходя из среднегодового количества классов.

При планировании расходов на общеобразовательные школы  предусматривается создание фонда всеобуча для оказания материальной помощи учащимся в приобретении одежды, учебников, оплаты питания. Фонд всеобуча создается за счет следующих источников:

  1. средств бюджета в пределах 1% сумм ассигнований на текущее содержание 
    учащихся I - IX классов;
  2. поступлений от предприятий и организаций;

     3) средств школы. 

Средства этого  фонда распределяются по школам в  зависимости от числа учащихся, которым нужна помощь, и расходуются по специальным счетам.

На основе расчетов по статьям расходов составляются счета  расходов общеобразовательной школы, а на основе этих смет составляется смета расходов на содержание общеобразовательных школ к проекту местного бюджета, бюджета субъекта федерации.

 

1.3 Финансирование  высшего образования

 

Учреждения высшего  профессионального образования  призваны обеспечить потребности личности в приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности.

Этот тип учреждений подразделяются на следующие виды: университет - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры; академия; институт. Академия в отличие от университета осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли (преимущественно одной из областей науки, техники, культуры). Институтом называется самостоятельное высшее учебное заведение или структурное подразделение университета (академии), реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры.

В стране сформировалась система государственного и негосударственного высшего образования. Возросло число студентов вузов почти в полтора раза. Это связано с развитием негосударственной сети учреждений и расширением приема в государственные вузы на основе полного возмещения затрат на обучение. Бюджетные ассигнования направляются в основном государственным учебным заведениям. Они готовят кадры по всем специальностям, необходимым для развития экономики и непроизводственной сферы страны.

Обучение осуществляется по следующим формам: дневное, вечернее, заочное.

Расходы на вузы определяются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий их функционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других показателей.

Основным финансовым документом вуза служит смета, определяющая общий объем, целевое направление  и поквартальное распределение  бюджетных ассигнований.

Министерства  и ведомства утверждают подведомственным высшим учебным заведениям сметы с выделением ассигнований по фонду заработной платы с начислениями, стипендиальному фонду, на капитальный ремонт, капитальные вложения, приобретение оборудования и инвентаря.

Расходы по остальным  затратам утверждаются в целом по строке «Прочие расходы», а по статьям их распределяет ректор вуза в пределах общей суммы расходов.

Информация о работе Бюджетное финансирование расходов на образование