Бюджетное финансирование, его сущность, понятие и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 06:18, курсовая работа

Описание работы

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются налоговый, финансово-кредитный и ценовой механизмы. В 1991 г. Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к рыночному хозяйству.

Содержание работы

Введение
1. Бюджетное финансирование, его сущность, понятие и значение
2. Принципы и особенности бюджетного финансирования
3. Формы бюджетного финансирования
4. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в РФ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 101.09 Кб (Скачать файл)

С 1999 начался новый этап реформирования межбюджетных отношений. В российской экономической практике термин трансферт стал употребляться с 1991 в связи со вступлением в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития и переходом статистики на систему национальных счетов. Различают текущие и капитальные трансферты. Текущие трансферты осуществляются регулярно, связаны с уменьшением или увеличением текущих доходов граждан и хозяйствующих субъектов. К ним относят: выплаты из бюджета (пенсии, пособия, стипендии); добровольные взносы; гуманитарную помощь и др. Капитальные трансферты - единовременные, значительные по масштабу безвозмездные передачи средств, связанные с приобретением или выбытием активов; получение субсидий на капитального вложения из бюджета; продажа основных фондов по ценам ниже рыночных или их безвозмездная передача и др. Текущие и капитальные трансферты могут производиться не только в денежной, но и в натуральной форме (передача права собственности на капитал, предоставление бесплатных или по низким ценам услуг в области культуры, здравоохранения, образования и др.). В функциональной классификации расходов трансферт неприбыльным (некоммерческим) организациям социальной сферы проходят по соответствующим разделам, а трансферты населению отражаются в основных в разделах «Образование», «Здравоохранение и физическая культура», «Социальная политика». Капитальные трансферты подразделяются на: трансферты внутри страны (взносы в уставные фонды предприятий и организаций, средства, передаваемые на финансирование капитальных вложений или капитального ремонта, покрытие предприятиям убытков прошлых лет, компенсацию потерь основных фондов от стихийных бедствий, компенсации за счет бюджета выплат основных сумм кредитов, предоставленных банками предприятиямтиям и населению и др.), и трансферт за границу (безвозмездная помощь и т.п.). В банковском деле трансфертом называется перечисление средств с одного счета на другой.

Дотация - сумма бюджетных средств, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе бюджету нижестоящего уровня бюджетной системы на покрытие минимально необходимых текущих расходов при недостаточности налогового потенциала на соответствующих территориях. В РФ к дотациям относят те суммы финансовой помощи, которые выделяются бюджетам других уровней на текущие расходы без указания конкретной цели. Если же бюджетные средства выделяются дотационным бюджетам в качестве целевых дотаций, то они предоставляются в форме субвенций, используемых в процессе бюджетного регулирования для финансирования государственных минимальных социальных стандартов. В бывшем СССР дотации предоставлялись также юридическим лицам с целью финансовой поддержки отдельных малодоходных и убыточных производств и целым отраслям в соответствии с проводимой государством экономической политикой. Однако в современной России дотации юридическим лицам чаще называют субсидиями. Как вынужденная мера субсидии из бюджета могут предоставляться малодоходным и убыточным по объективным причинам отраслям хозяйства, если последние важны для развития экономики и социальной сферы. С упрочением рыночных основ хозяйствования в экономике страны будет происходить процесс сокращения и постепенной ликвидации субсидий, связанных с неэффективной работой предприятий.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня или юридическому лицу на определенные целевые расходы с указанием срока использования. Если субвенция выделяется с указанием дополнительных условий, она называется «обусловленной субвенцией». В случае неизрасходования субвенции в установленный срок или расходования ее не по целевому назначению соответствующие средства подлежат возврату в бюджет, из которого субвенция была получена. Чаще субвенция предусматривается на капиталовложения в конкретные объекты по целевым федеральным и региональным программам. По мере того как в РФ все в большей степени будет происходить переход на программно-целевой метод бюджетного финансирования, можно ожидать расширения сферы применения субвенций и на текущие расходы. В странах с развитой рыночной экономикой (США, Италия, Германия, Япония и др.) метод выделения бюджетных средств в форме субвенций получил широкое распространение.

Субсидия - бюджетные средства, безвозмездно выделяемые из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня, а также денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам - предпринимателям с целью экономического воздействия на развитие их деятельности и финансовой поддержки, исходя из проводимой государством экономической политики. Кроме того, субсидии предоставляются определенным слоям населения в соответствии с законодательством в порядке оказания помощи с целью стимулирования потребления. В некоторых странах практикуется субсидия на конкурсной основе, с установлением определенных условий (напр., с условием, что часть средств на цели, под которые выделяется субсидия из федерального бюджета, должна предусматриваться в бюджете субъекта федерации). В США были случаи, когда штаты, получавшие право на субсидию по конкурсу, отказывались от нее в связи с тем, что у них не было возможностей для выполнения таких условий. Субсидии, предоставляемые на определенных условиях, называются «условными» или «обусловленными». Субсидии иногда могут предоставляться в натуральной форме. Субсидирование может быть прямым и косвенным. К косвенному относится, напр., предоставление государством различных льгот, регулирование цен в ущерб бюджету. Термин «субсидия» часто употребляется и как наиболее общее понятие, означающее выделение средств из бюджета одного уровня бюджету др. уровня в различных формах (без их конкретизации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ  И  МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РФ

Форма государственного устройства – элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы государственного устройства:

- унитарная (простое, единое государство; в нем существует единая система высших органов власти и единая система законодательства, например, Польша, Венгрия, Испания);

- федерация (сложное, союзное государство, части которого обладают в той или иной мере государственным суверенитетом, наряду с высшими органами государственной власти и федеральным законодательством существуют органы и законодательство субъектов федерации, такие как Германия, Индия, Россия, Мексика, США);

- конфедерация (форма объединения государств, сохраняющих свой университет, например, существовавший в 1982-1989гг Сенегамбия).

 Российская Федерация  – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального  народа. В ст.5 Конституции указывается, что федеративное устройство  Российской Федерации основано  на ее государственной целостности, единстве системы государственной  власти, разграничения полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  ее субъектов.

 Российская административная  система состоит из трех уровней. Федеральное (центральное) правительство  является первым уровнем. Второй уровень включает 83 субъекта Федерации, которые характеризуются определенной степенью автономности по отношению к федеральному правительству. Статус субъектов Федерации претерпевал значительные изменения по мере того, как они требовали большей степени независимости. Третий уровень администрации состоит из местных органов власти. Сюда входит более 28 000 местных органов власти, которые включают органы власти крупных городов (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), городских районов, малых городов, поселков городского типа и сельские администрации. Однако, поскольку бюджеты местных органов власти сильно зависят от региональных бюджетов, можно сказать, что российская система федерализма в финансовом отношении представляет собой скорее два, а не три уровня: федеральное правительство, с одной стороны, и региональные и местные органы власти — с другой.

Одной из центральных проблем упорядочения бюджетной системы страны и взаимоотношений Федерации и регионов является проведение в жизнь принципа бюджетного федерализма. Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.

 В последнее десятилетие  экономические и политические  структуры Российской Федерации  развивались достаточно быстрыми  темпами. В политической системе  произошли сдвиги в сторону  более демократичной и представительской  формы управления, которая требует  от политических деятелей повышенного  внимания к избирателям и ответственности  перед ними. В крупномасштабной  экономике, подобной российской, эффективность  таких политических изменений  зависит от того, насколько успешно  развиваются отношения между  федеральным правительством и  субъектами Федерации (региональными  и местными органами власти).

 Основу бюджетного  федерализма составляет разграничение  предметов ведения и полномочий  Российской Федерации и субъектов  РФ, заложенные в Конституции  РФ.

Бюджетный федерализм строится на основе определенных принципов:

- Закрепление за каждым уровнем бюджетной системы расходов в соответствии с выполняемыми функциями органов государственной и местной власти. Закрепление это осуществляется на основе распределения расходных полномочий.

-Разграничение и закрепление на постоянной основе собственных доходов бюджетов, а также распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы.

- Принцип равенства бюджетных прав федеральных, региональных и местных образований по формированию и использованию соответствующих бюджетов.

- Равенство всех бюджетов РФ между собой и во взаимоотношениях между собой.

- Выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований (по уровню доходов на одного жителя).

  Организация межбюджетных  отношений строится на основе  распределения всех доходов на  собственные и регулирующие путем  предоставления различных форм  финансовой помощи.

 Финансовая помощь  – это денежные средства, которые  предоставлены из вышестоящих  бюджетов в нижестоящие во-первых, для покрытия недостатка собственных регулирующих доходов, и во-вторых, для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности и уровня потребления государственных услуг.

 Финансовая помощь  предоставляется из федерального бюджета предоставляется только в случае подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через федеральное казначейство:

- Субъект РФ, получатель финансовой помощи, не имеет права ставить государственных служащих, финансируемых из регионального бюджета, в лучшие условия по сравнению с федеральными государственными служащими. Имеется в виду размер прямых выплат заработной платы и различных компенсаций.

- Субъекты РФ не имеют право предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающим 3% расходов регионального бюджета.

- Субъект РФ не имеет права предоставлять государственные гарантии по кредитам, которые превышают 5% расходов регионального бюджета.

 Точно такие же условия  применяются при предоставлении  финансовой помощи муниципальным  образованиям из региональных  бюджетов.

 Финансовая помощь  может также предоставляться  на финансирование отдельных  целевых расходов. К таким расходам  относится финансирование федеральных  целевых программ, которые имеют  совместные источники финансирования  из разных бюджетов. Сюда же  относятся капитальные расходы, и расходы, передаваемые из бюджетов  других уровней.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти на различных уровнях, а также органами местного самоуправления по поводу формирования и использования бюджетных средств и обеспечения бюджетного процесса.

Термин «межбюджетные отношения» стал употребляться на практике в период становления рыночных отношений. Затем его начали использовать и в законодательных актах, заменив ранее употребляемый термин «бюджетные отношения».

Данный термин был введен и в Бюджетный кодекс РФ. В статье 129 Кодекса межбюджетные отношения определяются как «отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления». В следующих статьях устанавливаются и раскрываются принципы межбюджетных отношений и лишь затем идет речь о конкретных формах финансовой помощи одного бюджета другому и условиях ее предоставления. Всем этим вопросам в Кодексе посвящается целая глава (Глава 16), которая так и называется «Межбюджетные отношения».

Информация о работе Бюджетное финансирование, его сущность, понятие и значение