Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение аспектов бюджетной системы РФ, выявление проблем и перспектив развития межбюджетных отношений в Российской Федерации на примере взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ.

Содержание работы

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА В РФ 6
1.1 Сущность бюджета и бюджетной системы. Особенности и типы бюджетных систем в различных государствах 6
1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации. Характеристика уровней бюджетной системы РФ 12
2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 21
2.1 Характеристика современных принципов построения бюджетной системы РФ 21
2.2 Проблемы развития межбюджетных отношений в России 26
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
3.1 Анализ взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ в 2008 – 2010 гг. Прогноз на 2011 – 2013 гг. 31
3.2 Направления дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений в РФ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49

Файлы: 1 файл

Бюджетная система Российской Федерации ВЗФЭИ КР 11 КЕА.doc

— 722.00 Кб (Скачать файл)

Распределение и закрепление функций, а также  доходов и расходов между отдельными властями и звеньями бюджетной системы осуществляется на основе законодательных актов. Главные внешние и внутренние государственные обязательства возлагаются на федеральное правительство. Оно осуществляет международные связи, оборону страны, макро-регулирование экономических и социальных процессов, развитие связи, финансирование науки, управление государственным долгом, эмиссию денег. За федеральным бюджетом закреплены основные налоги и возложены важнейшие расходы. Среди них: военные, экономические, часть социальных, выплата процентов по государственному долгу, административные.

В круг задач членов федерации входит административное управление, стимулирование сельскохозяйственной и промышленной деятельности, решение социальных вопросов, ряд из которых находится в совместной компетенции федерации [17, С. 261].

Бюджетные системы зарубежных стран строятся на общих основных принципах. К ним  относятся: облечение бюджета в  форму акта, принимаемого представительным органом власти; полнота бюджета; единство бюджета; приоритетность публичных расходов; достоверность и наглядность бюджета; ежегодное утверждение бюджета; бюджетное равновесие [3, С. 102].

Таким образом, одним из важнейших институтов государства является бюджетная система, которая позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления.

Различия в государственном  устройстве стран, в бюджетных правах разных уровней власти обусловливают  наличие разных видов бюджетных  систем. Различают бюджетные системы  унитарных и федеративных государств: первые включают два уровня бюджетной системы – центральный бюджет и звено местных бюджетов; вторые – три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты.

Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета  государств закреплено в законодательном порядке.

 

1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации. Характеристика уровней бюджетной системы РФ

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджетная система РФ включает в себя три уровня: федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в т. ч. бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений [1].

Первый и второй уровни бюджетной  системы, в соответствии с Бюджетным  Кодексом, толкуются расширительно, то есть включают в себя помимо непосредственно  государственного бюджета бюджеты  государственных внебюджетных фондов [14, С. 38]. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.

Федеральный бюджет РФ представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение  внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.

Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год.

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, которая проводится Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.

Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.

Расходы бюджета представляют экономические  отношения, которые возникают между  государством с одной стороны  и предприятиями, организациями и гражданами – с другой в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда [11, С. 136].

В соответствии с законодательством  РФ, из федерального бюджета финансируются  следующие расходы:

    • обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
    • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
    • функционирование федеральной судебной системы;
    • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
    • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
    • государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского;
    • государственная поддержка атомной энергетики;
    • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
    • исследование и использование космического пространства;
    • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
    • финансовая поддержка субъектов РФ;
    • статистический учет;
    • формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ;
    • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
    • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
    • проведение выборов и референдумов в РФ;
    • федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней [1].

Статьей доходов федерального бюджета  являются налоговые доходы, к которым  относятся: федеральные налоги и  сборы, перечень и ставки указаны  в налоговом законодательстве РФ, а пропорции их перераспределения в различных уровнях бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на определенный финансовый год; государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ; таможенные пошлины, таможенные сборы и т. д.

Основным источником доходов федерального бюджета РФ (около 76%) являются налоговые доходы. В федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 40% от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 10%), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (около 8%) (основное место в их числе занимают импортные пошлины) [2, С. 153]. Остальную часть образуют подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами.

Неналоговые доходы составляют около 12%. Это доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит государству, от продажи запасов государства.

Поступления от целевых  бюджетных фондов – это около 11% (Федеральный экологический фонд, Федеральный дорожный фонд и т. д.).

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе  РФ называется форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

В бюджетной системе РФ вне федерального бюджета субъектов РФ существуют также такие формы образования и расходования денежных средств как государственные внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан РФ на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации существует три таких фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные фонды) [7, С. 92].

Второй уровень бюджетной  системы, помимо бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 83 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 4 бюджета автономных округов.

С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую  политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

В соответствии с БК РФ, доходы региональных бюджетов формируются  за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и  сборы: налог на имущество предприятий; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

Основные направления  использования средств региональных бюджетов: обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; обслуживание и погашение государственного долга  субъектов РФ; обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ; осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ; оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень [14, С. 86].

Первое место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.).

Второе место – расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) – свыше 25%; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8%[2, С. 156].

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

Местные бюджеты – один из главных  каналов доведения до населения  конечных результатов производства5. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения, из них финансируется развитие отраслей производственной сферы.

Местные бюджеты выполняют следующие  функции: формируют денежные фонды, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределяют и используют эти фонды между отраслями хозяйства; контролируют финансово-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, которые подведомственны этим органам власти.

Местные бюджеты в осуществлении  общегосударственных экономических  и социальных задач имеют большое  значение, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

В состав собственных доходов местных бюджетов входят: местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследство или дарение; местные лицензионные сборы; доходы от приватизации, в том числе: доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи земли; доходы от продажи квартир гражданам; средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

В главные регулирующие доходы местных  бюджетов входят отчисления: от налога на добавленную стоимость; от акцизов; от налога на прибыль предприятий; от подоходного налога с физических лиц. Основным направлением использования средств местных бюджетов является покрытие расходов, связанных с жизнеобеспечением человека.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный  бюджет, объединяя все бюджетные  показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и  консолидированные бюджеты субъектов  РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

Показатели консолидированных  бюджетов используются в бюджетных  и финансовых планировании и прогнозировании (при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов) [12, С. 128]. А также при анализе формирования и использования финансового фонда страны (суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему). Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

    • Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет.
    • Бюджетное устройство страны определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.
    • Составляющей частью бюджетного устройства страны является бюджетная система. Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.
    • В мире существуют два вида бюджетных систем – двухуровневую и трехуровневую. Бюджетные системы унитарных государств включают два уровня – центральный бюджет и звено местных бюджетов; бюджетные системы федеративных государств включают три уровня – федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Уровни (или звенья) бюджетной системы зависят от наличия в стране разных уровней государственного и муниципального управления; звено бюджетной системы соответствует уровню управления. Верхний уровень бюджетной системы и в унитарных, и в федеративных государствах представлен всегда одним бюджетом – бюджетом центрального правительства в унитарных государствах или федеральным бюджетом в федеративных государствах. Второй уровень бюджетной системы, как и третий, представлен разными видами бюджетов в зависимости от специфики тех государственных и муниципальных образований, которые обусловливают различия в государственном устройстве конкретных стран.
    • Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
    • Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.
    • Федеральный бюджет является ведущим звеном бюджетной системы России, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства.
    • Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ. В последнее время роль региональных бюджетов усиливается. Местный бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации