Бюджетная система Расходы бюджета РФ на культуру искусство и кинематограф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей курсовой работы является исследование особенностей планирования расходов бюджета на культуру и искусство.
Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
а) исследовать необходимость и структуру бюджетного финансирования культуры и искусства;
б) рассмотреть методику планирования расходов бюджета на культуру и искусство;

Содержание работы

Введение……………………………………………..……………………….3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА КУЛЬТУРУ, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФ………………………………………………….………6
1.1Содержание расходов бюджета на культуру и искусство……………6
1.2Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства……………………………………….16
ГЛАВА II АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА КУЛЬТУРУ, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФ 2011-2013гг…………………………………………21
2.1Анализ расходов РФ на культуру и искусство и кинематограф………………………………………………………………..21
2.2 Анализ государственных программ в сфере культуры и искусства в РБ…………………………………………………………………………….33
2.3 Проблемы и пути совершенствования финансирования расходов бюджетов на культуру и искусство в России…………………………….37
Заключение………………………………………………………………….42
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсач Чистовой вариант.docx

— 84.67 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Государственные программы  в сфере культуры  и кинематографа в Республике Бурятия

В соответствии со стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, Программой социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года и Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 – 2015 годы» определены следующие основные приоритетные направления реализации государственной политики в сфере культуры и искусства:

  • формирование положительного инвестиционного имиджа Республики Бурятия на международном и межрегиональном уровнях, что является одним из условий для привлечения инвестиций;
  • формирование индустрии культурно-познавательного туризма в Республике Бурятия в соответствии с новым имиджем территории;
  • сохранение, развитие и приумножение этнической, конфессиональной и трансграничной культуры народов Республики Бурятия;
  • создание открытой и гибкой инфраструктуры, обеспечивающей равные права доступа всем гражданам Российской Федерации к культурным ресурсам Республики Бурятия в ее движимых и недвижимых памятниках культуры, истории, природы и археологии;
  • разработка и реализация межрегиональных (инвестиционных) проектов в сфере культуры и искусства, стимулирующих развитие экономики Республики Бурятия;
  • создание системы приоритетов и механизмов для их реализации.

В соответствии с приоритетами государственной политики основной целью Государственной программы является: сохранение культурного наследия, формирование многообразной и полноценной культурной жизни населения Республики Бурятия.

Исходя из поставленной цели определены следующие первоочередные задачи:

  • Обеспечение доступа к культурным ценностям Республики Бурятия;
  • Создание условий для участия населения в культурной жизни, поддержка и развитие профессионального искусства;
  • Хранение, комплектование, учет и использование образовавшихся в процессе деятельности архивных документов;
  • Развитие приоритетных направлений архивного дела в Республике Бурятия в интересах государства, общества и граждан;
  • Обеспечение создания условий для реализации государственной программы.

Реализацию Государственной программы планируется осуществить путем выполнения программных мероприятий, как на республиканском, так и на всех уровнях местного самоуправления.

Мероприятия Государственной программы носят комплексный характер и реализуются через следующие механизмы:

  • развитие нормативного правового обеспечения государственной политики в сфере культуры, искусства;
  • совершенствование организационной структуры и кадрового, финансового, материально-технического, информационного и ресурсного обеспечения;
  • координация и взаимодействие заинтересованных субъектов в реализации государственной политики в области культуры и искусства.

Выбор приоритетных целей Государственной программы опирается на стратегические цели развития общества и анализ сложившихся тенденций в сфере культуры в предыдущие годы с учетом эволюции экономической и правовой среды функционирования организаций культуры.

В итоге реализации Государственной программы будут достигнуты следующие результаты:

  • обеспечены условия для реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, созданы условия для равного развития культур всех проживающих на территории Республики Бурятия народов и иных этнических общностей;
  • осуществлен комплекс мер, установленный федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, направленный на сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  • проведено совершенствование правового, организационного, экономического механизмов функционирования в сфере культуры и искусства.

Оценка результатов реализации Государственной программы осуществляется на основе использования целевых показателей и индикаторов, сформированных с учетом специфики деятельности учреждений культуры различных видов и размещенных в специальных разделах каждой подпрограммы.

 

Таблица 2.4 Индикаторы Государственной программы[21]

Наименование

Ед. изм.

2013 год

Прогнозный период

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2020 год

Объем платных услуг

млн. руб.

209

218,4

228,0

237,8

248,0

281,4

Среднемесячная заработная плата

тыс. руб.

13,0

14,1

15,2

16,4

31,5

40,1

Число посещений музеев

тыс. чел.

414,7

417,7

420,7

421,2

422,5

425,5


 

Решение поставленных целей и задач Государственной программы будет осуществляться с 2013 по 2017 годы и на период до 2020 года в 2 этапа:

I этап – 2013-2017 годы

II этап – 2018-2020 годы.

 

 

 

2.3 Проблемы и пути совершенствования финансирования расходов бюджетов на культуру и искусство в России

Сегодня культура практически освободилась от идеологического прессинга советского периода, но в значительной степени усилился прессинг финансовый. Одна из ключевых проблем современного развития культуры в России—это тотальная нехватка финансовых средств на всех уровнях ее актуализации от федерального до муниципального. Часто подобная ситуация трактуется как издержки рыночной экономики. Но российская культура не стала реальным сегментом отечественной экономики, и еще не скоро будет иметь основания им стать. [14. С 56] 
          Опыт бытия отечественной культуры в рыночных условиях укладывается примерно в 10-15 лет, а западный насчитывает в некоторых случаях несколько столетий. Хотя наиболее активно эти проблемы ставились и решались на Западе, прежде всего, в течение XX века. 
Общеизвестно, что взаимоотношения культуры и государства регулируются таким инструментом, как культурная политика. Именно в рамках культурной политики определяются основные принципы государственной поддержки культуры, в том числе устанавливаются и финансовые условия.

Нельзя не остановиться на традиционных проблемах муниципальных учреждений культуры. Ключевой проблемой остается ограниченность финансовых средств, направляемых учреждениям культуры из местных бюджетов. Выделяемые этим учреждениям бюджетные ассигнования зачастую позволяют разве что осуществлять выплату заработной платы и частично возмещать расходы на оплату коммунальных услуг.

Необходимо также рассмотреть последствия перехода значительного числа муниципальных образований на отраслевую систему оплаты труда. По замыслу реформаторов, этот переход должен был усилить стимулирующую роль оплаты труда, обеспечить более тесную увязку величины заработной платы с результатами труда конкретного работника, однако ситуация развивается в прямо противоположном направлении.

Руководителям муниципальных учреждений культуры пришлось прибегнуть к таким мерам, как:

-перевод ряда сотрудников на неполный рабочий день с соответствующим уменьшением размера оплаты;

-замена трудовых договоров с частью работников на гражданско-правовые договоры, что влечет снижение социальных гарантий  
(время работы не засчитывается в трудовой стаж, не выплачиваются отпускные и пособия по временной нетрудоспособности,  
не производятся отчисления на социальное страхование);

-предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы (в массовом и принудительном порядке);

-сокращение штатной численности путем увольнения части сотрудников.

Подчеркнем, что все перечисленные меры носят вынужденный характер и отрицательно сказываются на результатах деятельности муниципальных учреждений культуры.

При нехватке средств на обеспечение текущих нужд учреждений культуры бюджетные инвестиции (затраты на новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение объектов) тем более незначительны. В связи с этим одной из основных проблемных зон продолжает оставаться слабая материально-техническая база объектов культуры. Многие муниципальные учреждения культуры размещаются в зданиях с высокой степенью износа, используют морально и физически устаревшее оборудование.[11.C 67]

При всем уважении к работникам культуры следует отметить недостаточно высокий (и продолжающий снижаться) уровень квалификации кадров, в т. ч. управленческих. Все написанное о руководителях муниципальных органов управления культуры в полной мере относится и к директорам муниципальных учреждений. Проблемы реформирования на какое-то время вытеснили из их поля зрения постоянные изменения в нормативно-правовой базе7, в частности в трудовом законодательстве.

Оперирование устаревшими правовыми категориями и отмененными нормами негативно отражается на качестве работы. Например, допускается много ошибок при издании приказов, разработке и применении локальных нормативных актов, заключении коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Неграмотно проведенная и оформленная процедура увольнения зачастую становится причиной восстановления нерадивых работников по суду. Серьезные трудности возникают при решении вопросов совмещения и совместительства, установлении сокращенной продолжительности рабочего дня, применении в учреждениях культуры специальных режимов рабочего времени.[12.С 67]

Повышение управленческой компетентности, в т. ч. правовой грамотности руководителей учреждений и муниципальных органов управления культуры, является одним из условий нормального развития сферы культуры и должно быть возведено в ранг приоритетов государственной культурной политики.

В ходе реализации основных положений реформ наряду с традиционными проблемами обозначились новые проблемные зоны:

-расплывчатость формулировок полномочий органов местного самоуправления в области культуры в федеральном  
законодательстве;

-отсутствие взаимопонимания между муниципальными районами и входящими в их состав поселениями при разграничении  
соответствующих полномочий на практике;

-незавершенность процессов наделения муниципальных учреждений культуры статусом юридического лица, оформления их прав  
на выделенное имущество и занимаемые земельные участки;

-отсутствие муниципальных правовых актов, регулирующих культурную деятельность; низкий уровень (или отсутствие) локальных  
нормативных актов учреждений;

-отсутствие методических рекомендаций по ключевым направлениям реализации реформ со стороны федерального органа  
управления в сфере культуры;

-несовершенство форм статистической отчетности, не учитывающих в полной мере современные тренды, в частности объединение  
учреждений культуры различных видов.

Для решения указанных проблем должны быть приняты меры, требующие усилий как от Министерства культуры РФ (в ряде случаев – и региональных органов управления культуры), так и от органов местного самоуправления.

Еще раз обратим внимание на то, что некоторые муниципальные органы управления культуры ждут от Министерства культуры РФ помощи в решении тех вопросов, которые должны быть решены ими самостоятельно. Это свидетельствует как о непонимании базовых положений административной реформы и реформы местного самоуправления, так и о живучести иждивенческих настроений.

В рамках настоящей статьи интерес представляют прежде всего те меры и шаги, которые следует предпринять на федеральном уровне:

-совершенствование федерального законодательства в области культуры, местного самоуправления и др.;

-разработка модельных правовых актов для муниципальных образований;

-подготовка методик и методических рекомендаций, в т. ч. методик расчета нормативов финансовых затрат на содержание 
имущества и предоставление муниципальных услуг;

-корректировка форм статистической отчетности с учетом изменения видов и типов учреждений культуры;

-организация на базе федеральных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования целевого  
повышения квалификации руководителей и специалистов муниципальных органов управления культуры и директоров  
муниципальных учреждений культуры.[13.C 78]

Исходя из изложенного, можно заключить, что основными проблемами финансирования бюджетных учреждений являются:

-средств, выделяемых государством из бюджетов, часто не хватает для финансирования предприятия;

-средства расходуются нерационально в связи с низкой заинтересованностью распорядителя в эффективном их использовании;

Информация о работе Бюджетная система Расходы бюджета РФ на культуру искусство и кинематограф