Анализ Пенсионного фонда РФ по Ярославской области 2008-2010 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Государственные внебюджетные фонды в России – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

Содержание работы

Введение
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
1.1 История возникновения внебюджетных фондов
1.2 Характеристика Пенсионного фонда Российской Федерации
1.3 Характеристика Фонда социального страхования
1.4 Характеристика Фонды обязательного медицинского страхования
2.Анализ Пенсионного фонда РФ по Ярославской области 2008-2010 г.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 65.56 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

1.1 История возникновения  внебюджетных фондов

1.2 Характеристика Пенсионного фонда Российской Федерации

1.3 Характеристика Фонда социального страхования

1.4 Характеристика Фонды обязательного медицинского страхования

2.Анализ Пенсионного фонда РФ по Ярославской области 2008-2010 г.

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

Введение

Государственные внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы Российской Федерации.

Государственные внебюджетные фонды в России –  это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и  удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение  части национального дохода в  интересах отдельных социальных слоев населения.

По своему содержанию внебюджетные фонды делятся на экономические  и социальные. Особое значение среди  государственных внебюджетных фондов имеют социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для  реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного  обеспечения, поддержки в сфере  занятости, оказания бесплатной медицинской  помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска  по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

В Российской Федерации созданы  и действуют три государственных  социальных внебюджетных фонда: фонд социального  страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд.

Актуальность темы состоит  в том, что в современных условиях повышается значение социальных внебюджетных фондов, созданных с целью разрешения социальных задач общества (финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и  т. д.).

Целью данной курсовой работы является изучение деятельности государственных  социальных внебюджетных фондов, рассмотрение вопросов формирования и использования  средств внебюджетных фондов.

В связи с целью в  курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:

  • определить сущность и значение государственных внебюджетных фондов;
  • дать характеристику государственных социальных внебюджетных фондов: их назначение, задачи, источники формирования, порядок расходования;
  • проанализировать деятельность Отделения Пенсионного фонда России по Ярославской области.

Объект исследования: ФСС, ФОМС, ПФ.

Предмет исследования: Пенсионный фонд Ярославской области  
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

1.1 История возникновения  и сущность внебюджетных фондов.

Бюджетный кодекс Российской Федерации предоставляет право  создавать государственные внебюджетные фонды как фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенные для  реализации конституционных прав граждан.

Первоначально внебюджетные фонды в России появились в  виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения  бюджета. Государственная власть с  расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались  в особых фондах, предназначенных  для специальных целей. Такие  фонды носили, как правило, временный  характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали  свое существование. В связи с  этим количество фондов постоянно менялось. С укреплением централизованного  государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения  различных фондов был создан государственный  бюджет. Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды.

Целевые бюджетные фонды  стали создаваться в РФ в период перехода страны на новые экономические  отношения на основе Закона РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Создание внебюджетных фондов необходимо было государству  для более эффективного использования  своих финансовых ресурсов. Порядок  образования и использования  внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды решают 2-е задачи:

  1. обеспечение дополнительными средствами приобретенных сфер экономики;
  2. расширение социальных услуг населения.

Внебюджетные фонды имеют  ряд особенностей и преимуществ:

  • у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства;
  • целевое использование средств фондов обеспечивает эффективный контроль;
  • возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях - наличие активного сальдо.

Связи между внебюджетными  фондами и другими звеньями финансовой системы отличаются сложностью и  разнообразием. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь проявляется при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий.

При двухсторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в 2-х направлениях. Например, фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно соприкасается с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Внебюджетные фонды обладают рядом особенностей:

  • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды.
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.

По экономическому содержанию внебюджетные фонды с момента  своего возникновения делились на две  большие группы: социальные фонды  и экономические фонды.

Под экономическими внебюджетными фондами понимаются фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством для финансирования отдельных государственных расходов и консолидируемые в составе бюджетной системы страны для обеспечения более полного государственного контроля за поступлением и целевым использованием их средств. Подавляющая часть средств экономических внебюджетных фондов консолидируется в составе федерального бюджета.

Источниками финансирования экономических внебюджетных фондов являются:

1) средства бюджетов;

2) целевые поступления  от отдельных видов налогов  и сборов, закрепленных за фондами; 

3) доходы от реализации  конфискованного имущества; 

4) платежи за загрязнение  окружающей среды; 

5) штрафы и другие платежи,  поступающие в соответствующий  фонд.

Создание экономических  внебюджетных фондов связано с необходимостью обеспечения развития определенного  направления сектора экономики, социальной сферы или охраны природы.

Состав экономических  внебюджетных фондов в федеральном  бюджете непостоянен. В последние  годы в состав бюджетов включены следующие фонды:

  • Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР;
  • Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • Экологический фонд Российской Федерации;
  • Фонд инвестирования жилищного строительства;
  • Дорожный фонд.

Ведущая роль принадлежит государственным социальным внебюджетным фондам. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.

Государственные социальные внебюджетные фонды - это целевые  централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических  и физических лиц и предназначенные  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 144 Бюджетного Кодекса  РФ в состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);
  • Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС).

 

 

1.2 Характеристика Пенсионного фонда Российской Федерации

 

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФРФ) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России (наиболее крупный из всех социальных внебюджетных фондов). На его долю в настоящее время приходится более 80% суммы средств, поступающих во всё социальные внебюджетные фонды. Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.

Согласно пункту 1 Положения  о Пенсионном фонде РФ, ПФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.

Согласно положениям статьи 5 ФЗ №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» ПФ является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. При этом решаются две принципиально важные задачи.

1. Средства пенсионной  системы становятся сферой самостоятельного  бюджетного процесса: ПФ имеет  свой бюджет, ежегодно утверждаемый  федеральным законом, средства  которого являются федеральной  собственностью, не входят в состав  других бюджетов и изъятию  не подлежат. Поэтому ПФ изначально  приобрел статус самостоятельного  государственного внебюджетного  фонда. 

2. Основной источник финансирования  пенсионных выплат - страховые взносы  и платежи, которые уплачиваются  за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения  государством его обязательств  перед пенсионерами является  не государственный бюджет, а  страховой платеж. И хотя средства  ПФ сохраняют статус федеральных  средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

Конституционный Суд РФ определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Положениями ФЗ №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как страховщика и государственного учреждения, урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. В структуру Пенсионного фонда РФ входит 89 региональных отделений, которые составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ.

Информация о работе Анализ Пенсионного фонда РФ по Ярославской области 2008-2010 г