Анализ финансового состояния и выявление необходимости осуществления бюджетирования на ООО «Ресурс мебель»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основе исследования теоретико-методологических положений разработать сводный бюджет предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы бюджетирования;
- проанализировать методы разработки бюджетов на предприятии;
- рассмотреть планирование операционного бюджета на предприятии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КАК ОСНОВНОГО ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Сущность бюджетирования на предприятии 5
1.2. Организация процесса бюджетирования на предприятии 7
1.3. Планирование бюджета на предприятии 13
2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ООО «РЕСУРС МЕБЕЛЬ» 16
2.1. Анализ финансового состояния и выявление необходимости осуществления бюджетирования на ООО «Ресурс мебель» 16
2.2. Планирование сводного бюджета ООО «Ресурс мебель» 21
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ООО «РЕСУРС МЕБЕЛЬ» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Файлы: 1 файл

(менеджмент тема 3).doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных  условиях рыночных отношений возникает  объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке.

Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного  экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем и потребность в них, себестоимость и повысить конкурентоспособность предприятия.

Постоянное стремление к разработке системы финансового  планирования, адекватно отвечающей требованиям рыночной экономики, привело руководство многих хозяйствующих субъектов к внедрению системы бюджетирования деятельности предприятия.

Значение бюджетирования для хозяйствующего субъекта состоит  в том, что оно:

- воплощает выработанные  стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

- обеспечивает финансовыми  ресурсами заложенные в производственном  плане экономические пропорции  развития;

- предоставляет возможности  определения жизнеспособности проекта  предприятия в условиях конкуренции;

- служит инструментом  получения финансовой поддержки  от внешних инвесторов. 

Методология бюджетирования предназначена для организации  системы анализа и планирования денежных потоков, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической  системы бюджетов предприятия, которая позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Цель курсовой работы – на основе исследования теоретико-методологических положений разработать сводный бюджет предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы бюджетирования;

- проанализировать методы  разработки бюджетов на предприятии;

- рассмотреть планирование операционного бюджета на предприятии;

- проанализировать планирование финансового бюджета на предприятии;

- охарактеризовать финансовое  состояние исследуемого предприятия;

- разработать сводный  бюджет исследуемого предприятия;

- предложить рекомендации по совершенствованию бюджетирования на исследуемом предприятии.

Объектом курсового  исследования выступает процесс  бюджетирования на предприятия.

Предмет – факторы, влияющие на процесс бюджетирования на предприятия.

При написании курсовой работы использовалась различная литература отечественных и зарубежных авторов: научная, учебная и периодическая печать.

Наиболее подробно процесс  бюджетирования на предприятии рассмотрен в таких источниках, как: Щиборщ К.В. «Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России»,  Хруцкий В.Е «Внутрифирменное бюджетирование», Волкова О.Н. «Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях», учебное пособие Бабич Т.Н., Кузьбожева Э.Н. «Планирование на предприятии».

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ    БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КАК ОСНОВНОГО ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Сущность бюджетирования на  предприятии

 

Планирование является средством достижения целей. В современных  условиях планирование становится центральным  звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно.

Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

Обычно  создание бюджетов осуществляется в  рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты  решают задачи распределения экономических  ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.

Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием «разработка бюджетов» на многих отечественных предприятиях используется термин «бюджетирование».

Составление бюджетов преследует следующие цели:

1. Разработка концепции ведения бизнеса:

2. Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;

3. Оптимизация затрат и прибыли предприятия;

4. Координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия;

5. Коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;

6. Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;

7. Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;

8. Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.

Составление бюджета  является процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой функции - бюджетное планирование.

Бюджетирование - создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов. Бюджет - это план деятельности компании за определенный период, выраженный в денежной форме. Он выполняет различные функции внутрифирменного планирования:

1. Бюджет как экономический прогноз. Основные плановые решения принимаются при разработке стратегического планирования, и процесс формулировки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов.

2. Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности компании. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль.

3. Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации продукции, инвестиционной деятельности и т.д.

4. Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.

Бюджет - это количественное выражение централизованно устанавливаемых показателей плана предприятия на определенный период по:

- использованию капитальных, товарно-материальных, финансовых ресурсов;

- привлечению источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности;

- доходам и расходам;

- движению денежных средств;

- инвестициям (капитальным и финансовым вложениям).

Определяющими характеристиками бюджета предприятия являются формализация (количественное выражение), централизация и «сквозной» характер (системность).

Таким образом, сущность бюджетирование состоит в создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов. Бюджет представляет собой план деятельности компании за определенный период, выраженный в денежной форме. Он выполняет различные функции внутрифирменного планирования:

 

 

1.2. Организация процесса бюджетирования на предприятии

 

Бюджет предприятия  всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется  бюджетным периодом. Правильный выбор  продолжительности бюджетного периода  является важным фактором эффективности  бюджетного планирования предприятия.

Как правило, сводный бюджет организации  составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год). Это объясняется  тем, что за такой промежуток времени  выравниваются сезонные колебания  конъюнктуры. Кроме того, внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды.

Бюджетирование -  это процесс  составления и реализации данного  документа в практической деятельности предприятия. Бюджетный процесс  не ограничивается лишь стадией составления  сводного бюджета. Вообще, процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа  (рисунок 1):

1. этап разработки и проекта сводного бюджета;

2. утверждение проекта бюджета и включение его в структуру научно обоснованного бизнес-плана организации;

3. анализ исполнения бюджета по итогам текущего года.

Бюджетный цикл включает период времени от начала первого  этапа до завершения третьего этапа. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. То есть анализ исполнения бюджета – это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла.

Рисунок 1. Стадии бюджетного процесса

 

Первый этап (стадия разработки проекта  сводного бюджета) – составление  предварительного проекта бюджета  на очередной плановый год. Особое внимание при этом уделяется оценке выполнения планов прибыли и рентабельности. Такая оценка основывается на тщательной разработке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции. На этом этапе оценивается производственная программа, ее качественные и количественные параметры, изменения ценовой и кредитной политики и определяется новый производственный потенциал коммерческой организации на основе анализа рациональности использования активов, освоения новых технологий и видов продукции. Составленный предварительный проект бюджета корректируется в связи с изменением внешних и внутренних условий.

На этом этапе требуется работа большого числа задействованного рядового персонала планово-экономических служб и структурных подразделений, которым утверждаются бюджетные задания: цеха основного производства, коммерческая дирекция (отдел сбыта), отдел материально-технического снабжения и т.д.

Второй этап (стадия утверждения) сводится к составлению окончательного проекта  бюджета и включения его в  структуру научно обоснованного  бизнес-плана предприятия.

На малых предприятиях сводный  бюджет, как правило, разрабатывается бухгалтерией и утверждается президентом организации.

На средних и крупных предприятиях решение об утверждении сводного бюджета могут принимать:

- правление организации, в состав которого входит высшее руководство;

- президент организации (в этом случае правление организации представляет из себя консультативный орган при президенте);

- совет директоров организации (рисунок 2.);

- общее собрание акционеров (совет директоров подает проект сводного бюджета на утверждение общему собранию акционеров).

После утверждение бюджета он принимает силу приказа.







 

Рисунок 2. Утверждение сводного бюджета коммерческой организации

 

Третий этап – анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года. На этом этапе делается анализ финансового  состояния предприятия, на основе которого вносятся необходимые коррективы в тактику и стратегию экономического развития организации.

Для того чтобы система  бюджетирования была эффективной, необходим  ряд обязательных условий, без которых  эта система попросту не сможет работать.

Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса.

В-третьих, бюджетный процесс всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.

Понятие организационной структуры  включает в себя:

- количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия;

Информация о работе Анализ финансового состояния и выявление необходимости осуществления бюджетирования на ООО «Ресурс мебель»