Анализ федерального бюджета за 2008-2010 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:14, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение теоретических основ построения федерального бюджета и структурный анализ доходов и расходов бюджета данного уровня.
Задачами данной контрольной работы являются
- рассмотреть классификацию доходов и расходов федерального бюджета;
- провести анализ федерального бюджета за два периода.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 5
1.1. Основы разграничения доходов и расходов между бюджетами 5
1.2. Структура доходов и расходов федерального бюджета 6
1.3. Понятие бюджетного процесса. Его участники 8
2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ 12
2.1. Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации 12
2.2. Исполнение бюджета по звеньям бюджетной системы 14
2.3. Общие принципы, правовой статус, состав госвнебюджетных фондов РФ 15
2.4 Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов 16
2.5. Расходы бюджета на социальную сферу: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, искусство 16
2.6. Межбюджетные отношения и их реформирование. Трансферты 18
2.7. Расходы бюджета на международную деятельность обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга 18
2.8. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ 19
2.9. Сбалансированность доходов и расходов бюджетов. Дефицит. Профицит 21
3. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2008-2010 Г.Г. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Файлы: 1 файл

анализ бюджета 2008.doc

— 6.68 Мб (Скачать файл)




 «Анализ федерального бюджета за 2008-2010 гг.»

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Центральным элементов  финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов. С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.Бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Прямое влияние – это изменение распределения ресурсов в экономике, которое являются непосредственным результатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов. Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.

Целью данной контрольной  работы является изучение теоретических  основ построения федерального бюджета  и структурный анализ доходов  и расходов  бюджета данного  уровня.

Задачами данной контрольной  работы являются

- рассмотреть классификацию доходов и расходов федерального бюджета;

- провести анализ федерального  бюджета за два периода.

Государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие  у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения  национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий. нужд обороны и государственного управления. Поэтому бюджет рассматривается как самостоятельная экономическая категория. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, но одновременно имеет особенности.

Изучение данной темы актуально потому, что:

- государственный бюджет  является особой экономической  формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирования;

- с помощью бюджета  происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями и сферами общественной деятельности;

- область бюджетного  распределения занимает центральное  место в составе государственных  финансов.

Государственный бюджет имеет силу закона. С позиции законодательного установления финансовой базы государства рассматривается как его финансовый план.

 

1. Содержание  и принципы формирования доходов  бюджета

 

Доходы бюджета формируются  за счет налогов, а также некоторых  других видов поступлений, именуемых  неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической активности в стране, доходы от продажи государственной собственности - при проведении приватизации.

1.1. Основы разграничения доходов и расходов между бюджетами

 

Основы межбюджетных отношений: 1. Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. 2. Межбюджетные отношения основываются на принципах: распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ [4, c.97]. Передача расходов и доходов бюджетов 1. Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения соответствующих норм (положений) в федеральный закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в настоящий Кодекс. 2. Отдельные виды расходов бюджетов субъектов РФ, предусмотренные статьей 86 настоящего Кодекса, могут передаваться из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам только путем включения соответствующих норм (положений) в закон субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год и внесения изменений в настоящий Кодекс. 3. Передача доходов из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджету другого уровня может быть произведена в порядке, установленном статьями 52, 58 и 63 настоящего Кодекса. 4. Финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РРФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.

1.2. Структура  доходов и расходов федерального  бюджета

 

Бюджет как система экономических  отношений имеет две взаимосвязанные  составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов; и  по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.

 

 

 

 

Консолидированный бюджет Российской Федерации

 

Помимо федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетной практике также используется понятие “консолидированный бюджет”. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней  на соответствующей территории. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированный бюджет законом не является. Основная его функция – информационная. Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета используются при анализе экономической политики, они позволяют рассчитать совокупную налоговую нагрузку и ряд других сводных показателей, характеризующих уровень государственного вмешательства в экономику.

 

Процесс формирования проектов федерального бюджета

 

Составление проекта бюджета. Проект закона о бюджете разрабатывается исполнительной властью. Ему предшествует оценка экономической ситуации и хода исполнения бюджета текущего хода, прогнозирование основных показателей социально-экономического развития страны на будущий период, составление прогноза развития финансовой системы. Задачей таких прогнозов является оценка перспективных тенденций развития экономики и расчет основных ее параметров, таких как ВВП, уровень инфляции, курс национальной валюты и др., к которым в дальнейшем будут привязаны показатели бюджетного плана. Экономические прогнозы всегда составляются в нескольких вариантах, исходя из различных сценариев развития экономики - благоприятных и неблагоприятных. Но бюджетный план утверждается законодательно и является единым. Поэтому правительство принимает решение о выборе того сценария, который будет положен в основу проекта закона о бюджете. Одновременно оцениваются перспективы исполнения бюджета в том случае, если фактические условия развития экономики будут отличаться от данного прогноза. Основное внимание на этапе составления проекта бюджета уделяется формулировке целей бюджетной политики на очередной год и обоснованию способов их достижения. Эти целевые установки должны основываться на более долгосрочных, стратегических приоритетах социально-экономической политики, и обеспечивать их последовательное достижение. Такие долгосрочные приоритеты определяются отдельными правительственными документами. Взаимосвязь тактических и стратегических установок придает бюджетному процессу более целенаправленный характер, усиливает связанность бюджетных решений за разные годы. Разработка проекта закона о бюджете является итеративным процессом согласования смет отдельных бюджетополучателей, перечня целевых программ, планируемых объемов межбюджетных трансфертов и других направлений расходования средств с ожидаемым уровнем доходов. Его эффективность может быть повышена путем внедрения стимулов для экономии бюджетных средств.

1.3. Понятие бюджетного процесса. Его участники

 

Бюджетный процесс - это  регламентная норма права деятельности организационного права, деятельности организации самоуправления [6, c.58]. Участники: 1) Президент и органы законадательной (представительной) власти. 2) Органы исполнительной власти. 3) Ограны, осуществляющие сбор доходов бюджета. 4) Государственные внебюджетные фонды. 5) Главные распорядители бюджетных средств и д.р.

 

 

Сущность и  содержание бюджетного процесса. Стадии бюджетного процесса

 

Задачи бюджетного процесса: 1) Определение доходов бюджета по отдельным налоговым и др. платежам, а также общего объема в соотв. с общими прогнозами и целевыми программами соц. и экономического развития. 2) осуществление бюджетного регулирования. 3) Установление расходов по целевому назначению, а также их общего объема исходя из потребности общегосударственного мероприятия, предусмотренного бюджетом. 4) Повышение роли перспективности бюджетного планирования (прогнозирования). 5) Контроль за финансовой деятельности отдельных юр. лиц. и доходов отдельных граждан при выполнения ими налоговых обязательств. 6) Автоматизация процесса составления и исполнения бюджета. Бюджетный процесс включает в себя: 1) а) сводное финансовое планирование и прогнозирование. б) составление бюджета. 2) в) рассмотрение и утверждение проекта бюджета. 3) г) исполнение бюджета в течении бюджетного года. д) анализ и контроль исполнения бюджета. 4) е) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждении [7, c.80].

Законодательные органы - федеральное  собрание, представительные органы власти субъектов РФ, а также местные органы самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль. Формируют и устанавливают статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов. Составление проекта бюджета и его исполнение, предоставление бюджета на утверждение в законодательных органах - это функции исполнительных органов. организация, методическая и практическая работа по составлению и исполнению бюджета возлагается на минфин РФ. Министерство по налоговым сборам осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и др. платежей, установленных законодательством.

Если проект бюджета отклоняется президентом, то Дума и Совет федерации рассматривает его повторно. В случае непринятия бюджета до начала финансового года, принимается федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1 квартале очередного финансового года, затем в поквартально.

 

Бюджеты органов местного самоуправления

 

Формирование доходов  местных бюджетов: 1. Доходы местных  бюджетов формируются за счет собственных  доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. 2. В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. 3. Доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, полностью поступают в местные бюджеты. 4. В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления. Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Целевые бюджетные фонды

 

Целевым бюджетным фондом, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, называют фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов  целевого назначения или в порядке  целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению. Целевые бюджетные фонды создаются при формировании федерального бюджета на предстоящий финансовый год, действуют в течение года, после этого либо создаются вновь, либо прекращают свое существование. Целевые бюджетные фонды появились в РФ в 1995 году, когда этот статус был закреплен за некоторыми внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов. Статья 54. Доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Информация о работе Анализ федерального бюджета за 2008-2010 гг