Анализ бюджета Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 13:04, контрольная работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование с помощью финансовой системы, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
1. Теоретические основы бюджетной системы России…………….
1.1 Социально-экономическая сущность и устройство
бюджета Российской Федерации……………………………………..
1.2 Бюджетная классификация, доходы и расходы бюджета………
2. Анализ бюджета Пермского края………………………………….
Выводы и предложения……………………………………………….

Файлы: 1 файл

Бюджет.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

 

Для составления и  исполнения бюджетов и обеспечения  сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. В системе государственных финансов бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета.

Бюджетная классификация  представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Бюджетная классификация даёт возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов Российской Федерации, обеспечивается адресность выделения финансовых ресурсов; устанавливает единство формы бюджетной документации, представления необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов РФ и субъектов РФ, согласованных принципов бюджетного процесса.

Согласно Бюджетному Кодексу РФ (Глава 4) бюджетная классификация  включает: 1 классификацию доходов  бюджетов РФ; 2 функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; 3 экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; 4 классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; 5 классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; 6 классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; 7 классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ; 8 ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Рассмотрим более подробно элементы бюджетной классификации:

. Классификация доходов  бюджетов это группировка доходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы в соответствии с источниками  их формирования, установленными  соответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

. Функциональная классификация  расходов бюджетов представляет  собой группировку расходов бюджетов  всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации разделы, второй уровень подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов, третий уровень целевые статьи расходов федерального бюджета, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов, четвертый уровень виды расходов федерального бюджета, детализирующие направление финансирования расходов по целевым статьям. Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

. Экономическая классификация расходов бюджетов это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений.

. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

. Ведомственная классификация  расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов. Ведомственная классификация расходов местных бюджетов представляет собой группировку расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов. Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов, функциональной классификации расходов бюджетов, экономической классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов едина для бюджетов всех уровней бюджетной системы и утверждается федеральным законом. Законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Совершенствование бюджетной  классификации позволит повысить эффективность  мобилизации и использования  бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней и оптимизировать учетную политику. Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации утверждена Приказом МФ РФ от 25.05.99 г. №38н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Доходы бюджета это  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов. 1. Налог на прибыль (доход), прирост капитала; 2. Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы; 3. Налоги на совокупный доход; 4. Налоги на имущество; 5. Платежи за пользование природными ресурсами; 6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

К неналоговым доходам  относятся доходы:

· от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

· от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующего уровня бюджета;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

· финансовая помощь и бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

· иные неналоговые доходы.

Наиболее сложная проблема в  бюджетном устройстве бюджетный  федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения  центров и регионов. В соответствии с законодательством Российской Федерации, доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из собственных и регулирующих доходов.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение  текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов).

Формы расходов бюджетов:

· ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

· оплата товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

· трансферты населению;

· ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

· ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

· бюджетные кредиты юридическим лицам;

· субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

· инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

· бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

· кредиты иностранным государствам;

· средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий.

Доходы и расходы  бюджета любого уровня должны быть сбалансированы. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. При этом перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации; размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 5 % объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешней) или российской валюте (внутренние заимствования).

 

2. Анализ  бюджета Пермского края

бюджет казначейский доход расход

Правовую основу исполнения бюджета Пермского края и бюджетов муниципальных образований края составляют следующие нормативные правовые акты:

· Бюджетный Кодекс Российской Федерации;

· Закон Пермского края от 12.10.2007 № 111-ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» (далее - Закон о бюджетном процессе) и решения представительных органов местного самоуправления о бюджетном процессе муниципальных образований края;

· Закон Пермского края от 13.09.2006 № 11-КЗ «О методиках распределения межбюджетных трансфертов в Пермском крае»;

· Закон Пермского края от 16.12.2010 №726-ПК «О бюджете Пермского края на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (далее - Закон о бюджете Пермского края на 2011-2013 годы) и решения о бюджете муниципальных образований края и др.

В соответствии с Законом  о бюджетном процессе проект бюджета  Пермского края составляется на основе прогноза социально-экономического

развития. В случае изменения  прогноза социально-экономического развития

Пермского края в текущем  финансовом году уточняются и основные характеристики бюджета Пермского  края путем внесения изменений в  закон о бюджете края.

Согласно Закону Пермского края «О бюджете Пермского края на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» краевой бюджет на 2011 год утвержден по доходам в сумме 59 690,1 млн. рублей, по расходам в сумме 67 739,6 млн. рублей с плановым дефицитом в сумме 8 049,5 млн. рублей.

Анализ исполнения краевого бюджета за 2010 год показывает:

· увеличение как доходов, так и расходов бюджета;

· систематическое неисполнение расходов краевого бюджета (особенно средств, предусмотренных на финансирование приоритетных региональных проектов, инвестиционных проектов и реализацию краевых целевых программ).

 

Рис. 1 - Анализ бюджетов Пермского края за 2009 и 2010 гг., млн. руб.

 

Таблица 1 - Анализ бюджетов Пермского края за 2009, 2010 гг., млн. руб.

 

2009 год

2010 год

 

Утверждено Законом о бюджете

Фактически исполнено

% исполнения

Утверждено Законом  о бюджете

Фактически * исполнено

% исполнения

Доходы

61 907,7

65 514,0

105,8

60 114,6

69 122,2

115,0

Расходы

82 582,4

73 823,7

79,4

79 476,9

75 749,1

95,3


 

* исполнение краевого бюджета за 2010 год - по данным программы АЦК "Финансы" по состоянию на 17.02.2011 г.

Основные показатели бюджета Пермского края за 2010 год  приведены в таблице 2.

Согласно Закону Пермского  края «О бюджете Пермского края на 2010 год» доходы краевого бюджета были утверждены в объеме 64 677 914,2 тыс. рублей.

Краевой бюджет за 2010 год  фактически исполнен по доходам на 69 122 165,2 тыс. рублей, что составляет 106,9% к годовому плану.

Анализируя структуру  доходов краевого бюджета в 2010 году можно сказать, что основная масса доходов обеспечена поступлениями налога на прибыль организаций (36,7%), налога на доходы физических лиц (20,9%), акцизов по подакцизным товарам (10,4%).

Информация о работе Анализ бюджета Пермского края