В рамках Программы государственного 
софинансирования пенсий в 2012 году в бюджет 
Пенсионного фонда Российской Федерации 
поступили дополнительные страховые взносы 
граждан и работодателей на общую сумму 
6,2 млрд рублей. В сравнении с 2011 годом 
эта сумма увеличилась на 2,2 млрд рублей. 
Из федерального бюджета в бюджет 
Пенсионного фонда Российской Федерации 
поступили средства в сумме 2,8 трлн рублей 
(в 2011 году поступило на 0,4 трлн рублей 
больше), в том числе: 
  - на предоставление материнского капитала 
  – 207,7 млрд рублей, что на 33,4 млрд рублей 
  больше, чем в 2011 году; 
 
  - на компенсацию выпадающих 
  доходов бюджета ПФР в связи с установлением 
  пониженных тарифов страховых взносов 
  для отдельных категорий плательщиков 
  и снижением основного тарифа на ОПС с 26% до 22% – 
  304,4 млрд рублей, что на 234,8 млрд рублей больше, чем в 2011 году;
 
  - на финансовое обеспечение 
  федеральной социальной доплаты к пенсии 
  – 33,4 млрд рублей (в 2011 году – 34,5 млрд рублей);
 
  - на софинансирование формирования 
  пенсионных накоплений участников Программы 
  государственного софинансирования пенсий, 
  уплативших дополнительные страховые 
  взносы в ПФР, – 3,9 млрд рублей (в 2011 году – 3,4 млрд рублей, в 2010 году – 2,5 млрд рублей);
 
  - на обеспечение сбалансированности 
  бюджета Пенсионного фонда Российской 
  Федерации – 1,0 трлн рублей (в 2011 году – 0,9 трлн рублей);
 
  - на осуществление единовременной выплаты 
  некоторым категориям граждан в связи 
  с 67-летием Победы в Великой Отечественной 
  войне 1941–1945 годов – 9,2 млрд рублей [9].
 
    Расходы Пенсионного фонда 
    РФ
 
Согласно 
статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование 
средств государственных внебюджетных 
фондов осуществляется исключительно 
на цели, определенные законодательством 
Российской Федерации, субъектов Российской 
Федерации, регламентирующим их деятельность, 
в соответствии с бюджетами указанных 
фондов, утвержденными федеральными законами, 
законами субъектов Российской Федерации.
Расходы Пенсионного 
фонда Российской Федерации направляются 
на следующие цели:
  - выплату государственных пенсий;
 
  - выплату пособий по уходу;
 
  - оказание органами социальной защиты 
  населения материальной помощи престарелым 
  и нетрудоспособным;
 
  - финансовое и материально-техническое 
  обеспечение деятельности Пенсионного 
  фонда.
 
Расходы бюджета 
Пенсионного фонда Российской Федерации 
за 2012 год в целом увеличились на 0,53 трлн 
рублей по сравнению с 2011 годом и составили 
5,45 трлн рублей, в том числе в части, не 
связанной с формированием средств для 
финансирования накопительной части трудовых 
пенсий, – 5,2 трлн рублей, что на 0,5 трлн 
рублей превышает уровень 2011 года.
На выплату 
пенсий в 2012 году направлено 4,5 трлн рублей, 
что на 443 млрд рублей больше, чем в 2011 году. 
На предоставление 
материнского (семейного) капитала Пенсионным 
фондом Российской Федерации в 2012 году 
направлено 212,4 млрд рублей, что на 41,1 млрд 
рублей больше, чем в 2011 году. 
Расходы Пенсионного 
фонда Российской Федерации на предоставление 
федеральной социальной доплаты к пенсии 
в 2012 году увеличились на 5,4 млрд рублей 
по сравнению с 2011 годом и составили 34,8 
млрд рублей. 
На ежемесячные 
денежные выплаты отдельным категориям 
граждан израсходовано 325,4 млрд рублей, 
что на 13,5 млрд рублей больше, чем в 2011 
году. 
Расходы по 
накопительной составляющей бюджета Пенсионного 
фонда Российской Федерации за 2012 год 
составили 256,1 млрд рублей. Из них сумма 
средств пенсионных накоплений, переданных 
в негосударственные пенсионные фонды, 
составила 244,5 млрд рублей, что на 7,8 млрд 
больше, чем в 2011 году. 
Особенностью 
исполнения бюджета Пенсионного фонда 
Российской Федерации в 2012 году стало 
осуществление выплат за счет средств 
пенсионных накоплений граждан в соответствии 
с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года 
№360-ФЗ «О порядке финансирования выплат 
за счет средств пенсионных накоплений». 
В 2012 году на единовременную выплату средств 
пенсионных накоплений направлено 7,1 млрд 
рублей, на выплату накопительной части 
трудовых пенсий – 11 млн рублей, на срочную 
пенсионную выплату – 1,6 млн рублей. [9].
Бюджет Пенсионного фонда 
Российской Федерации - второй по величине 
после федерального, поэтому эффективность 
и целесообразность использования бюджетных 
средств является существенной задачей 
в его деятельности. В связи с этим возникает 
вопрос о контроле за осуществлением этой 
деятельности. В соответствии с ФЗ РФ "О 
бюджете Пенсионного фонда России на 2012 
г. и плановый период 2013-2014 гг." На 2013 
год общий объем доходов бюджета спланирован 
в сумме 3 217 млрд. рублей. Расходная часть 
бюджета определена в размере 2 911 млрд. 
рублей. Таким образом, предусматривается, 
что предельный объем профицита бюджета 
2012 года составил 306 млрд. рублей. На плановый 
период 2013 и 2014 годов предполагается увеличение 
поступлений в доходную часть бюджета 
до 4 102 млрд. рублей в 2012 году и 4 757 млрд. 
рублей в 2013 году. С учетом планируемых 
расходов в указанный период профицит 
бюджета 2012 и 2013 годов составит, соответственно, 
380 млрд. рублей и 489 380 млрд. рублей. Следует 
отметить, что бюджет Фонда на 2013 и 2014 год 
спланирован с дефицитом в части, не связанной 
с формированием средств для финансирования 
накопительной части трудовых пенсий. 
К 2013 году в указанной части профицит бюджета 
составит 9,87 млрд. рублей. 
Контроль за 
использованием средств бюджета Пенсионного 
фонда Российской Федерации осуществляется 
Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством 
Российской Федерации, а также наблюдательным 
советом страховщика, создаваемым в порядке, 
определяемом Правительством РФ. Счетная 
Палата РФ проводит детальные проверки 
Пенсионного фонда Российской Федерации 
и его региональных отделений и осуществляет 
следующие задачи:
  организация и осуществление 
  контроля за своевременным исполнением 
  доходных и расходных статей Пенсионного 
  фонда Российской Федерации по объемам, 
  структуре и целевому назначению;
 
  определение эффективности 
  и целесообразности расходов;
 
  оценка обоснованности 
  доходных и расходных статей бюджета Пенсионного 
  фонда Российской Федерации;
 
  финансовая экспертиза 
  проекта бюджета Пенсионного фонда Российской 
  Федерации;
 
  анализ соответствия плановых 
  и фактических показателей, касающихся 
  исполнения бюджета;
 
  контроль за законностью 
  и своевременностью движения средств 
  Пенсионного фонда РФ.
 
Канал отвлечения 
ресурсов является накопительная часть 
пенсионной системы, в которой участвуют 
работающие граждане моложе 1967 года рождения. 
Таким образом, 
значительная часть финансовых ресурсов 
(сейчас более трети, а в ближайшие годы 
- более 40%) обслуживает механизмы базовой 
и накопительной частей пенсионного обеспечения.
   Результаты анализа доходов 
и расходов бюджета Пенсионного фонда 
Российской Федерации в 2010 - 2012 гг. представлены 
в таблице 2.2.1.
 Таблица 
2.1.1.
Анализ 
доходов и расходов Пенсионного фонда 
Российской Федерации за 2010 - 2012 гг. (трлн. 
руб.)
Год  | 
  Общий 
  объем доходов бюджета  | 
  Из них в части, не связанной 
  с формированием средств на финансирование 
  накопительной части трудовых пенсий  | 
  Общий объем расходов бюджета  | 
  Из них в части, не связанной 
  с формированием средств на финансирование 
  накопительной части трудовых пенсий  | 
  Профицит бюджета  | 
2010 
  г.   | 
  1,845  | 
  1,725  | 
  93,50  | 
  1,728  | 
  1,719  | 
  99,48  | 
  0,088  | 
2011 
  г.   | 
  2,331  | 
  2,107  | 
  90,39  | 
  2,114  | 
  2,093  | 
  99,01  | 
  0,217  | 
2012 
  г.   | 
  3,217  | 
  2,858  | 
  88,84  | 
  2,911  | 
  2,870  | 
  98,59  | 
  0,306  | 
 
 
Анализ таблицы 
2.1.1 показывает, что в составе доходов 
бюджета часть, не связанная с формированием 
средств на финансирование накопительной 
части трудовых пенсий на 2010 г. составила 
93,5%, на 2011 г. - 90,39%, а на 2012 г. - 88,84%.
В составе расходов 
бюджета часть, не связанная с формированием 
средств на финансирование накопительной 
части трудовых пенсий в 2010 г. составила 
99,48%, в 2011 г. - 99,01%, а в 2012 г. - 98,59%.
По результатам 
проведенного анализа можно сделать следующий 
вывод: в доходах и в расходах бюджета 
в период 2010 - 2012 гг. произошло снижение 
части, не связанной с формированием средств 
на финансирование накопительной части 
трудовых пенсий. Более того, анализ показывает, 
что в доходной части бюджета часть, не 
связанная с формированием средств на 
финансирование накопительной части трудовых 
пенсий ниже, чем в расходной его части.
В ходе анализа 
прослеживается тенденция к увеличению 
профицита бюджета Пенсионного фонда 
Российской Федерации.
Динамика доходов и расходов 
бюджета Пенсионного фонда Российской 
Федерации за период 2008 - 2010 гг представлена 
на рисунке 2.1.2.
Рис. 2.1.2 Динамика роста доходов 
и расходов бюджета Пенсионного фонда 
Российской Федерации в 2010 - 2012 гг., (трлн. 
руб.)
Из динамики, 
представленной на рисунке 2.1.2., следует, 
что в 2010 - 2012 гг. доходы бюджета превышают 
его расходы, при этом просматривается 
тенденция к увеличению как доходов, так 
и расходов бюджета Пенсионного фонда 
Российской Федерации.
Анализ структуры 
доходов и расходов бюджета Пенсионного 
фонда Российской Федерации в 2010 - 2012 гг. 
представлен в таблице 2.1.3.
Таблица 2.1.3.
Анализ 
структуры доходов и расходов бюджета 
Пенсионного фонда Российской Федерации 
в 2011 - 2012 гг. (трлн. руб.)
Показатель  | 
  2011 г.  | 
  2012 г.  | 
  Изменения (+,-)  | 
  Темп роста, %  | 
Доходы  | 
    | 
    | 
    | 
    | 
Общий 
  объем доходов бюджета  | 
  2,331  | 
  3,217  | 
  +0,886  | 
  138,01  | 
Из 
  них в части, не связанной с формированием 
  средств на финансирование накопительной 
  части трудовых пенсий, в т. ч.:   | 
  2,107  | 
  2,858  | 
  +0,751  | 
  135,64  | 
 
  - за счет межбюджетных трансфертов 
  из федерального бюджета  | 
  1,280  | 
  1,697  | 
  +0,417  | 
  132,58  | 
 
  - бюджетов субъектов Российской 
  Федерации  | 
  0,00187  | 
  0,00287  | 
  +0,001  | 
  153,48  | 
Расходы  | 
    | 
    | 
    | 
    | 
Общий 
  объем расходов бюджета  | 
  2,114  | 
  2,911  | 
  +0,797  | 
  137,70  | 
Из 
  них в части, не связанной с формированием 
  средств на финансирование накопительной 
  части трудовых пенсий, в т. ч.:   | 
  2,093  | 
  2,87  | 
  +0,777  | 
  137,12  | 
 
  - за счет межбюджетных трансфертов 
  из федерального бюджета  | 
  0,000107  | 
  0,000074  | 
  -0,000033  | 
  69,16  | 
 
 
Анализ таблицы 
2.1.3 показывает, что общий объем доходов 
бюджета ПФР в 2011 г. по сравнению с 2010 г. 
увеличился на 0,886 трлн. руб. или на 38,01%. 
Из них в части, не связанной с формированием 
средств на финансирования накопительной 
части объем доходов бюджета в 2011 г. по 
сравнению с 2012 г. увеличился на 0,751 трлн. 
руб. или на 35,64%. В т. ч., за счет межбюджетных 
трансфертов из федерального бюджета 
доходы увеличились на 0,417 трлн. руб., или 
на 32,58%, а за счет бюджетов субъектов Российской 
Федерации доходы возросли на 0,001 трлн. 
руб. или на 52,48%.
Что касается 
расходов бюджета Пенсионного фонда РФ, 
то общий объем расходов бюджета Пенсионного 
фонда РФ в 2011 г. по сравнению с 2012 г. увеличился 
на 0,797 трлн. руб. или на 37,7%. Из них, в части, 
не связанной с формированием средств 
на финансирование накопительной части 
объем расходов бюджета в 2011 г. по сравнению 
с 2012 г. увеличился на 0,777 трлн. руб. или 
на 37,12%. В том числе, за счет межбюджетных 
трансфертов из федерального бюджета 
расходы снизились на 0,000033 трлн. руб. или 
на 30,84%.
Проведенный 
анализ свидетельствует о том, что на бюджеты 
субъектов Российской Федерации в 2011 г. 
по сравнению с 2012 г. возросла нагрузка 
на формирование доходов Пенсионного 
фонда РФ. Кроме того, анализ показывает, 
что в 2011 г. по сравнению с 2012 г. снижены 
расходы бюджета Пенсионного фонда РФ 
за счет межбюджетных трансфертов из федерального 
бюджета.
В 2012 году удельный 
вес средств федерального бюджета в общих 
доходах бюджета Пенсионного фонда РФ 
составил 62,6% против 53,4% в 2009-м. Такое повышение 
связано с увеличением социальных обязательств 
государства в 2013 году, а значит, и расходов 
по выплате пенсий. Демография и безработица, 
а также возвращение зарплат в конвертах, 
не позволят Пенсионному фонду России 
существенно повысить свои доходы.
Одним из направлений 
повышения эффективности управления средствами 
Пенсионного фонда РФ может являться внедрение 
инструментов бюджетной реформы в деятельность 
фонда, которые фактически не используются 
на практике. Внедрение таких инструментов, 
как мониторинг качества финансового 
менеджмента, программно-целевое бюджетирование, 
оценка результативности бюджетных расходов, 
а также регламентация деятельности позводит 
повысить эффективность использования 
бюджетных средств [11].
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные 
характеристики проекта бюджета Пенсионного 
фонда Российской Федерации на 2013 год 
и на период до 2014 года ориентированы на 
дальнейшее повышение уровня материального 
положения пенсионеров, увеличение размеров 
пенсий. Проект бюджета сбалансирован 
по доходам и расходам с учетом финансирования 
его дефицита за счет средств федерального 
бюджета.
Особое внимание 
необходимо обратить на разработку и принятие 
нормативных правовых актов в части: