Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:59, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансам".

Файлы: 1 файл

Шпоры к госу 1-96.docx

— 293.73 Кб (Скачать файл)

 

31.Финансовая система России: понятие  и состав.

Понятие «финансовая система»  используется в двух аспектах:

1. во-первых, финансовая система  - это совокупность различных  сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств;

2. во-вторых, финансовая система  - это совокупность органов, осуществляющих финансовую деятельность в государстве. Финансовая система состоит из звеньев (институтов).

I. Централизованные (общегосударственные)  финансы(1).

1) Государственные финансы:

• государственная бюджетная  система (федеральный, региональный и местные бюджеты):

• внебюджетные фонды;

• государственный кредит.

2) Страхование (социальное, личное, имущественное. страхование ответственности и предпринимательского риска).

II. Децентрализованные финансы  (финансы хозяйствующих субъектов)(2).

- Финансы коммерческих  организаций

- финансы некоммерческих  организаций

- финансы общественных  объединений

Разграничение финансовой системы  на определенные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Через финансовую систему  государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных, фондов, фонд накопления и  потребления, используют для этого  налоги, расходы государственного бюджета- государственный кредит.

Первичным моментом государственных  финансов является государственная  бюджетная система, состоящая из бюджетов трех уровней:

1. федеральный бюджет.

2. региональные бюджеты  (бюджеты субъектов РФ);

3. местные бюджеты.

Финансы предприятий и  организаций  - это главный источник финансовых ресурсов для остальных  составляющих финансовой системы.

Деление централизованных финансов на госуд-ые и муницип-ые отражает федеративное устройство РФ согласно Конституции  РФ.

Самой главной составляющей финансовой системы является гос. бюджет, потому что от его состава и  объема зависит развитие всего государства.

Децентрализованные и  централизованные финансы называют сферами финансовой системы. Внутри сфер находятся подсистемы.

Рассмотрим финансовую систему России как совокупность государственных органов и учреждений.

1. Государственная Дума, которая,  являясь представительным органом,  обсуждает и принимает федеральные  законы по вопросам:федерального  бюджета;

федеральных налогов и сборов;финансового, валютного, кредитного,таможенного  регулирования, денежной эмиссии.

Кроме того, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ, федеральные представительные органы и представительные органы субъектов федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик, входящих в состав РФ.

2. Правительство РФ, которое, реализовывая  исполнительную власть, в соответствии  со ст. 114 Конституции РФ:

разрабатывает и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет Государственной  Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики в  пределах соответствующей территории.

В компетенцию представительных и  исполнительных органов власти, наряду с другими функциями, входят общие  финансовые вопросы, решение которых  обеспечивает в целом жизнедеятельность  Российской Федерации или ее субъектов, а также административно-территориальных  единиц местного уровня.

3. Президент РФ как глава государства  обеспечивает в области финансов  согласованное функционирование  и взаимодействие органов государственной  власти, исходя из положений Конституции  РФ и федеральных законов, определяет  основные направления внутренней  и внешней политики государства,  в соответствии с которой строится  и финансовая политика.

4. Министерство финансов РФ, которое,  являясь федеральным органом  исполнительной власти, обеспечивает  проведение единой государственной  финансовой политики и осуществляет  общее руководство организацией  финансов в стране.

Функции финансовой деятельности выполняют  также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

5. Систему кредитных учреждений  возглавляет Центральный банк  РФ (Банк России), Вместе с Правительством  РФ Банк России определяет  политику государства в области  денег и денежного обращения,  контролирует и направляет деятельность  коммерческих банков, проводит денежную  эмиссию. По вопросам, отнесенным  к его компетенции, Банк России  имеет право издавать нормативные  акты, обязательные для федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, всех юридических и физических  лиц.

6. Органы, осуществляющие контроль  в области финансовой деятельности:

Федеральное казначейство Российской Федерации взаимодействует с  органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, координирует работу по созданию информационной базы о  состоянии бюджетной системы  Российской Федерации, следит за государственной  казной; Счетная палата РФ, подотчетная  Федеральному Собранию РФ, осуществляет контроль за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

Министерство РФ по налогам и  сборам входит в систему центральных  органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется  Президенту РФ и Правительству РФ.


 

33.Финансовый рынок:  понятие, состав, значение.

Получить необходимые  финансовые ресурсы для своей  деят-ти субъекты могут на финансовом рынке. На нем предприятия, организации  могут предоставить во временное  пользование излишние денежные средства.

Финансовый рынок  - механизм привлечения и перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами. Его цель  - накопление временно-свободных денежных средств и их эффективное использование. Финансовый рынок – рынок, на котором продаются и покупаются финансовые инструменты (документы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых предоставляются финансовые услуги) и финансовые услуги (операции по купле/продаже финансовых активов и получение/предоставление финансовых ресурсов).

Финансовый рынок:  1) Рынок иностранной валюты и золота - рынок, на котором продаются и покупаются ин.валюта и золото. Участники: продавцы ин.валюты и золота и покупатели. Фин.инструменты: ин.валюта и документы, подтверждающие куплю/продажу ин.валюты и золота.  2) Страховой рынок-рынок, на котором продается и покупается страховая защита. Участники: страховщик – юридическое лицо, имеющее лицензию и предоставляющее страховую защиту; страхователь - юридическое или физическое лицо, которое страхует свою жизнь, здоровье, имущество, доходы. Страхование – экономические отношения, связанные с формированием и использованием страхового фонда. Страховой фонд формирует страховщик за счет страховых взносов. Взнос-плата за получение страховой защиты, которую вносит страхователь. При наступлении страхового случая (неблагоприятное событие, в результате которого страхователь получает ущерб) страховщик обязан из страхового фонда компенсировать страхователю  ущерб. Страховой полис - договор страхования.

 

 

3) Рынок ссудных капиталов (кредитный рынок)-рынок, на котором денежные средства предоставляются в долг на условиях возвратности, срочности, платности. Участники: кредиторы и заемщики. Фин.инструменты: документы, оформляемые при предоставлении кредита (кредитный договор, договор залога, поручительства, кредитные деньги-векселя, чеки, платежные карты). Денежный рынок-рынок, где предоставляются краткосрочные кредиты, до 1 года.  Рынок капиталов- где предоставляются среднесрочные и долгосрочные кредиты, свыше 5 лет. 4) Рынок ценных бумаг - где покупаются и продаются все виды ценных бумаг. Участники: Эмитент (субъект, выпускающий ценную бумагу) и Инвестор (субъект, приобретающий ценную бумагу). Инструмент: ценная бумага-документ установленной формы с обязательными реквизитами, удостоверяющими имущественные права владельца. Ц.б.: основные (долевые и долговые) и производные. Акция(долевая ц.б.)-ц.б., показывающая участие ее владельца в формировании УК АО и дающая право на получение части прибыли предприятия. Облигация (долговая ц.б.)-ц.б., показывающая отношение займа между эмитентом и инвестором и дает право на получение дохода инвестору. Инвестор получает доход в виде процентов по облигации. Производные ц.б.-ц.б., дающие право на покупку основных ц.б. или имущества на бирже. Первичный рынок- где продаются/покупаются новые, только что выпущенные ц.б.. Вторичный-  где продаются/покупаются ц.б., ранее проданные на первичном рынке.

Значение финансового рынка: 1. на фин.рынке из различных источников накапливаются крупные денежные средства, нужные для экономики.

2 накопленные  ден.средства распределяются между  субъектами фин.рынка, которым  они необходимы. 3.средства используются  по наиболее эффективным направлениям. 4.  на фин.рынке регулируются  спроси предложение на фин.услуги. 5. минимизируется фин.риск-возможность  не получить прибыль или потерять  часть имущества. 6. на фин.рынке  происходит ускорение перемещения  фин.ресурсов и увеличение ликвидных  активов.

34.Понятие кредитоспособности клиента  банка, методы анализа кредитоспособности  юридических и физических лиц.

Кредитоспособность - способность  заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному  долгу и процентам).

Оценка кредитоспособности заемщика - изучение кредитной истории потенциального кредитополучателя и анализ кредитного риска банка.

При рассмотрении заявки на получение кредита физическим лицом проводится оценка его кредитоспособности, которая осуществляется на основании трех составляющих: величины дохода заемщика, его кредитной истории и построении модели стандартной скоринговой системы.

Оценка кредитоспособности заемщика по уровню финансового состояния проводится на основе информации о доходах (заработной плате, прибыли от предпринимательской деятельности и т.п.) и корректируется с учетом обязательных платежей и коэффициентов риска банка. Кредитная история представляет собой информацию о кредитно-финансовом прошлом потенциального клиента банка.

Скоринговая модель - это определенный числовой алгоритм, позволяющий банку на основе фактических показателей о потенциальном заемщике оценить его возможность вовремя погасить кредит. Как правило, для подсчета скоринговой величины банки используют следующие основные данные о потенциальном кредитополучателе: уровень среднемесячного дохода; трудовой стаж на последнем месте работы; возраст; семейное положение; число лиц, находящихся на иждивении; образование; должностной статус; наличие в собственности ликвидной недвижимости. Полученный показатель сравнивается с определенным количественным порогом установленным банком, который является линией безубыточности. Соответственно, на получение кредита может рассчитывать тот клиент, у которого интегральная величина данных выше этого порога.

Оценка кредитоспособности заемщика - юридического лица охватывает два основных этапа: качественный анализ и финансовый анализ. Первый шаг основан на сборе и анализе информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Это, прежде всего, деловая и финансово-экономическая репутация потенциального заемщика. Для сбора и обработки сведений о юридическом лице может использоваться информация, полученная самим банком, а также информация, накопленная другими банками или кредитными бюро.

Финансовый анализ заключается  в определении ряда количественных показателей, к которым, чаще всего, относятся коэффициенты ликвидности, коэффициенты обеспеченности собственными средствами, показатели финансовой устойчивости, коэффициенты оборачиваемости, рентабельности и др.

По итогам анализа качественных и количественных показателей банк делает заключение о надежности потенциального кредитополучателя и дает оценку кредитоспособности заемщика. При рассмотрении финансового состояния и экономического положения потенциального заемщика важны буквально все детали, в  противном случае банк может подвергнуться  риску и понести большие потери. При этом сложность оценки кредитоспособности заемщика вынуждает финансовые институты  применять разнообразные подходы  к методам оценки, не обязательно  описанные выше.

Минимизировать потерю кредитных  ресурсов банку позволяет тщательный отбор клиентов на основе оценки кредитоспособности заемщика.


 

 

35.Финансовая политика России: стратегия  и тактика. Финансовая политика  на современном этапе.

Финансовая политика-совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их распределение для выполнения государством своих функций.

В зависимости от длительности периода и характера задач  фин. политику делят на финансовую стратегию  и тактику. Стратегия- долговременный курс финанс. политики, направленный на перспективу и предусматривающий  решение крупномасштабных задач. Она  обычно выступает в виде крупномасштабных задач гос-ва  на 5-7 и более лет. Например, в РФ действует программа  экономического развития гос-ва до 2020 года. Фин. тактика- кратковременный  курс финанс.политики связанный с  разработкой узких конкретных задач  и практических действий. Тактика  создается на текущий период (в  течении 1 года или менее), содержит конкретные объемы финансовых ресурсов и сроки решения задач. Например - гос. бюджет на текущий год. Стратегия  и тактика взаимосвязаны друг с другом. Тактика разрабатывается  в рамках целей, установленных стратегией. И финанс. стратегия может быть также изменена под воздействием тактики (войны, катастрофы).

Финансовая политика получает оформление в виде финансового права. Фин. право-совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие при образовании и использовании финансовых ресурсов гос-ва и органов местного самоуправления.   Фин. политика характеризуется с 3 точек зрения: 1)главная цель (наиболее полное накопление денежных средств и эффективное их использование для удовлетворения общественных интересов). В зависимости от целей фин.политика: фискальная (имеет цель достижения баланса между государственными доходами и расходами, поэтому она стремится собрать столько доходов, чтобы покрыть все гос. расходы) и регулирующая (цель-регулирование экономич. процессов, направлено на увеличение экономич. роста и занятости, при этом допускается превышение гос-ых расходов над доходами).

 

 

 

 

 

 

 

2) качество –оценивается с точки зрения соответствия ее интересам общества. 3) результат-это экономическое развитие гос-ва. Любая фин.политика направлена на то,чтобы не допустить экономический кризис в гос-ве.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти, которая определяет и утверждает основные направления развития финансовых отношений. Разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования населения и государства в целом. Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и фин. ресурсов образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом  экономического роста и благосостояния населения. Основное место в ее составе  отводится бюджетной политике.

Финансовая  политика включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику. Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Задачи: поддержание финансовой стабильности в стране; обеспечение финансовой целостности федеративного государства; создание условий для социально-экономического развития. задачи налоговой политики: значительное снижение и выравнивание налогового бремени; упрощение налоговой системы;минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;создание условий для легализации прибылей предприятий.В области таможенной политики будут осуществляться изменения с учетом вступления России во Всемирную Торговую Организацию и с учетом стимулирования интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и ее структурной перестройки. Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и ставит в ближайшие годы следующие приоритетные основные задачи: сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики; продолжение работы по совершенствованию платежной системы, включая развитие безналичных расчетов;контроль над денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы, а также режима плавающего валютного курса.

36.Сущность государственного бюджета,  его функции и  роль в  социально-экономических процессах.  Бюджетный процесс и его участники.

Государство для выполнения своих  функций использует определенную материальную базу. Эта база формируется ежегодно за счет части национального дохода и национального богатства. Материальная база формируется в виде бюджетного фонда. Бюджетный фонд – основной госуд-ый централизованный денежный фонд. Его размер зависит от развития экономики  в госуд-ве, политического устройства, направлений финансовой политики. Госуд-ый бюджет – экономические отношения, связанные с образованием и использованием денежных средств в распоряжении госуд-ва (бюджетного фонда). Гос. бюджет является главным финансовым планом страны. Он имеет силу закона и составляется на текущий год. Период, на который  составляется гос.бюджет называется бюджетный  год или финансовый год (с 1 января).

2 функции: распределительная(заключается в перераспределении национального дохода и сосредоточении денежных средству гос-ва для выполнения им своих функций) и контрольная (определение того, на сколько полно денежные средства накапливаются у гос-ва и как эффективно они используются). Все функции гос.бюджета выполняются на основе бюджетного механизма-это организация бюджетных отношений (объем и направление доходов/расходов гос.бюджета, налоговая система, формы и методы бюджетного планирования).

Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального, регионального и местных бюджетов – это долговременная деятельность, длится приблизительно 3 года.

Включает 4 стадии: 1-составление бюджета(президент решает о начале работ над проектом, всю работу по составлению организует правительство, потом президент выступает с бюджетным посланием перед федер.собранием, на основе послания правит-во дает распоряжение мин.фин-сов о составлении проекта бюджета, мин.фин собирает информацию и на ее основе составляет проект бюджета.на период составления бюджета создается межведомственная комиссия,которая контролирует своевременное составление проекта бюджета, далее мин.фин передает проект бюджета правительству ), -18 мес.

2-рассмотрение и утверждение-( правительство проект бюджета передает на рассмотрение в парламент. Сначала рассматривает гос.дума  и в течении 3-х чтений принимает его, далее проект передается совету федерации, после на утверждение президенту, он подписывает в течении 5 дней и обнародует, после публикации в СМИ бюджет считается вступившим в силу)-10 мес.

3-исполнение( исполнение происходит по доходам и расходам, ответственность за исполнение несет правительство РФ) -с 1 января по 31 декабря.

4-составление, рассмотрение  и утверждение отчета об исполнении  бюджета-( составляет отчет мин.фин. и представляет его федеральному собранию, оно его утверждает и публикует отчет в СМИ) -5 мес.

В бюджетном процессе принимают  участие все органы гос.власти. они  обладают бюджетными полномочиями и  ответственностью. Исполняет гос.бюджет-ФЕДЕРАЛЬНОЕ  КАЗНАЧЕЙСТВО. В бюджетном процессе участвуют: министерство финансов, правительство  РФ, Федеральное собрание, президент, госуд-ая налоговая служба, контрольно – счетная палата.


 

 

37.Бюджетная система РФ: понятие,  состав. Бюджетное устройство. Принципы  построения бюджетной системы  РФ.

Бюджетная система Российской Федерации — это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В зависимости от государственного устройства существуют следующие схемы  организации бюджетной системы: в государствах с унитарной формой правления бюджетная система  состоит из двух звеньев - центрального и местных бюджетов; в государствах с федеративной формой правления - из трех - федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных  бюджетов.

В состав бюджетной системы  РФ включаются:

первый уровень - федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации; второй уровень - бюджеты субъектов  Российской Федерации и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Все бюджеты бюджетной  системы Российской Федерации являются автономными и самостоятельными (каждый бюджет имеет свои источники  доходов и расходов). Однако при  необходимости в Бюджетном кодексе  РФ предусмотрено составление консолидированного бюджета.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (ст. 6 БК РФ).

Составляется на год региональными  и федеральными органами власти. Цель составления – использование  для статистического анализа.

  1. Бюджетное устройство – организация бюджетной системы, принципы ее построения, организация взаимоотношений между бюджетами разных уровней и классификация доходов и расходов бюджета. Принципы построения бюджетной системы: 1) принцип единства бюджетной системы – единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств (ст. 29 БК РФ); 2)принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней – закрепление доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств (ст. 30  БК РФ); 3)принцип самостоятельности бюджетов – право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, устанавливать в соответствии с законодательством РФ налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня;
  2. 4)принцип полноты отражения доходов и расходов – все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме (ст. 32 БК РФ); 5)принцип сбалансированности бюджета – объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; 6)принцип гласности – бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательному опубликованию в открытой печати; 7)принцип достоверности бюджета – реалистичность расчета доходов и расходов бюджета; 8)принцип адресности и целевого характера бюджетных средств – бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств на конкретно определенные цели.

38.Межбюджетные отношения и их  реформирование. Особенности доходов  и расходов бюджетов разных  уровней.

Межбюджетные отношения – финансовые отношения между бюджетами различных уровней. Они выражаются в вертикальном и горизонтальном перемещении денежных средств. Реально такие связи выступают в виде  денежно-финансовых потоков функционирующих между бюджетами в БС. В области построения межбюджетных отношений действует система межбюджетного федерализма. Бюджетный федерализм означает самостоятельность каждого бюджета в ряде вопросов, а также разделение и закрепление бюджетных полномочий и бюджетной ответственности между субъектами бюджетных отношений.

Принципы межбюджетных отношений: 1) распределение и закрепление  расходов бюджетной системы по бюджетам разных уровней,2)распределение и  закрепление на постоянной основе доходов  по уровням бюджетной системы,3)равенство  бюджетных прав регионов и бюджетных  прав муниципалитетов,4) равенство всех региональных бюджетов во взаимоотношенияхс  федеральным бюджетом и равенство  всех местных бюджетов во взамиоотношениях с региональными бюджетами,5)выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов.

Существует  2 подхода  к распределению доходов бюджетов:

порядок закрепления – это такие доходы, которые в полном объеме или твердо-фиксированном размере(в %) на постоянной или долговременной основе поступают в соответ-щий бюджет.пример-доходы от передачи муниципал.собстенности в аренду.

порядок регулирования – дополнительный. Т.к. неравные природные условия, неравномерность эк-го развития территории. К ним относят распределение некоторых видов налогов между бюджетами разных уровней. Регулирующие доходы – это отчисления из вышестоящих бюджетов в бюджеты нижестоящих уровней. Они распределяются ежегодно. Условия их исчисления и уплаты рассматриваются при утверждении бюджетов на соотв.год.

Формы регулирующих доходов: трансферты – безвозмездные и бессрочные поступления ср-в из вышестоящих бюджетов в нижестоящие. Их размер опр-ся нормативами ежегодно при утв.бюджетов, дотации, бубсибии, субвенции,бюджетные ссуды.

Из фед-го бюджета  финансируются расходы     национального уровня: деятельность президента и, фед.собрания, прав-ва,  фед.судеб.системы,  обороны и безопасности гос-ва,  по научному прогрессу,   Пополнение гос.запасов драг.мет и драг.камней. Из субфед-го бюджета: Погашение гос.долга субьекта РФ,  Внешнеэкон.связи субъектов,  Фин.помощь местным бюджетам.Из регионального: органы законод. и исполнит. власти регионов,обслуж-ие гос-го регион-го долга,содеражание предприятий и орган-ий,находящихся в ведении региона, реализация региональн.программ  Из местных бюджетов: Органы охраны и общ-го порядка,  органы  местного самоуправления и здравоохр-я,  ЖКХ, Транспортное обслуж-е населения.

Совместно из всех бюджетов фин-ся: Гос.поддержка отраслей промышленности, Обеспечение правоохранительной деятельности, НИОКР, Соц.защита населения, Охрана окр.среды,Обеспечение СМИ, Фин.помощь др.бюджетам.

Расходы бюджета группируются по 3 структурам: 1.Функциональная – отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций гос-ва: расходы бюджетных средств на оборону страны, государственное управление, международная деятельность, участие государства в развитии нации и техники, с/х, энергетики, социально-культурной деятельности 2.Экономическая – определяет направление расходов бюджетов, в зависимости от содержания оперций. 4 группы:расходы;поступление нефинансовых активов; поступление финансовых активов; выбытие финанс.активов. 3.Ведомственная – показывает адресное выделение финансовых ресурсов и отображает распределение средств по конкретным распорядителям. 138 федеральных министерств и ведомств.

Реформы: В 2001 году правительством утверждена концепция реформы межбюджетных отношений — Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года. Согласно концепции,и муниципалитеты должны стать более самостоятельными: получить ограниченную самостоятельность в налоговой политике, в управлении расходами своих бюджетов, реализовывать закрепленные за ними расходные полномочия за счет собственных доходов. В основу реформы положен принцип разграничения полномочий между разными уровнями власти. В 2006 году принята Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ. В 2007 году утверждена методика оценки «эффективности работы региональных властей», расходования региональных бюджетов — перечень из 43 параметров, по которым должна оцениваться работа губернаторов за истекший год и их планы на три будущих года.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39.Нормативно-правовое регулирование  налоговой системы. Виды налогов  и сборов в РФ. Объекты налогообложения.  Понятие налоговой системы и  ее основные элементы.

Правовое регулирование  налоговой системы — это форма  регулирования налоговых отношений, посредством которой поведение участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах налогового права . При этом предполагается выполнение субъектами налогового права своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований — обязанностей и дозволений — прав. Правовое регулирование налоговых отношений включает такие составные элементы, как нормы права, правовые отношения, юридическая ответственность, правовое сознание и т.д.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Классификация: 1) в зависимости от плательщика: – налоги с организаций – обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций (налог на прибыль, налог на игорный бизнес и др.). – налоги с физических лиц – обязательные платежи, взимаемые с граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в определенных законом случаях (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц); – общие налоги для физических лиц и организаций – обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса, и определяется наличием какого-либо объекта в собственности лица (земельный налог, водный налог);

2) в зависимости от формы обложения: а) прямые (подоходно-имущественные) – налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником: – личные – налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций); – реальные – налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается (налог на доходы по операциям с ценными бумагами, земельный налог); б) косвенные (на потребление) – налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ потребления (акцизы, налог на добавленную стоимость).

  1. 3) по территориальному уровню: а) к федеральным налогам и сборам относятся: – налог на добавленную стоимость;– акцизы;– налог на доходы физических лиц;– единый социальный налог;– налог на прибыль организаций;– налог на добычу полезных ископаемых;– налог на наследование и дарение;– водный налог;– сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; – государственная пошлина. б) к региональных налогов и сборов:– налог на имущество организаций;– налог на игорный бизнес;– транспортный налог.в) к местным налогам относятся:– земельный налог;– налог на имущество физических лиц.4) в зависимости от канала поступления:– государственные налоги – полностью зачисляемые в государственные бюджеты;– местные налоги – полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;– про<span class

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"