Шпаргалка по "Финансам организаций"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 10:32, шпаргалка

Описание работы

Ответы на билеты по "Финансам организаций"

Файлы: 1 файл

otvety_na_bilety_finansy_organizatsii.docx

— 165.89 Кб (Скачать файл)

Организация финансов как  элемент системы управления включает в себя следующие принципы:

Принцип самоокупаемости, выражающийся в способности предприятия обеспечивать свои расходы, связанные с производственным процессом, результатами деятельности, сохраняя тем самым повторяемость  производства в неизменных масштабах;

Принцип финансового планирования, определяющий безусловную необходимость  установления на перспективу объемов  всех поступлений денежных средств  и направлений их расходов;

Принцип разделения собственных, заемных и бюджетных средств, состоящий в том, что источники  финансовых ресурсов классифицируются в балансе предприятия по указанным  признакам, обеспечивая тем самым  контроль за активами организации;

Принцип самофинансирования, означающий приоритет собственных  источников финансирования как стратегии  управления финансовыми ресурсами  предприятия в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширенного воспроизводства.

Принцип полной сохранности  имущества собственника, который  реализуется нормами контроля за величиной чистых активов, ограничениями на сделки с другими положениями законодательных актов и учредительными документами;

Принцип ответственности  за результаты хозяйственной деятельности, предусматривающий систему штрафов  за нарушение договорных обязательств, расчетной дисциплины, налогового законодательства;

Принцип соблюдения очередности  платежей, устанавливающий порядок  удовлетворения претензий кредиторов и регламентируемый положениями  ст. 855 ГК РФ;

Принцип финансового контроля, заключающийся в проверке законности, целесообразности и результативности финансовой деятельности организации.

На практике все принципы организации финансов применяются  одновременно и распространяются на все области финансовой деятельности предприятия.

  1. Система финансовых планов (бюджетов) предприятия, порядок их разработки и исполнения.

Бюджет — количественное воплощение плана, характеризующее  доходы и расходы за определенный период. В результате его составления  становится ясно, какую прибыль получит  предприятие при принятии того или  иного плана развития.

Бюджетом называется расчетная  и ограничительная смета доходов  и расходов на определенный период. Являясь важнейшим инструментом организации и регулирования  предстоящей деятельности, бюджет представляет собой результат свободно принятого  решения, утверждаемый и подлежащий исполнению. Сущностью бюджетного метода заключается в том, что вся  производственно-хозяйственная деятельность предприятия состоит в балансировании доходов и расходов, четком определении  мест их возникновения и закреплением за индивидуальным или коллективным исполнителем.

Финансовое планирование может быть эффективным только при  правильной оценке всех категорий расходов и доходов, вносимых в бюджет.

Бюджеты могут составляться для: фирмы, предприятия, подразделений.

В зависимости от того к  какой категории расходов и доходов  применяется бюджетный расчет на фирме составляются различные формы  бюджета: операционный, финансовый, инвестиционный. Последовательность формирования бюджета определяется руководством фирмы.

Техника составления  бюджета

Техника составления бюджета, применительно к практике отечественных  предприятий, предусматривает следующие  шаги:

1.Составляется бюджет  продаж с учетом уровня спроса  на продукцию предприятия, географии  сбыта, категории покупателей,  сезонных факторов и т.п. Это  первый и самый ответственный  шаг, так как оценка объема  продаж влияет на все последующие  бюджеты.

2.Производится расчет  коммерческих расходов, учитывая  типы продукции, типы покупателей,  виды реализации и т.п. Большую  часть коммерческих расходов  составляют затраты на продвижение  товаров на рынки, рекламу,  транспортировку и т.д.

3.Составляется бюджет  производства в котором обязательно учитываются производственные мощности, увеличение или уменьшения производственных запасов, величина внешних закупок сырья и материала.

4.Рассчитываются управленческие  расходы. Бюджет управленческих  расходов включает все расходы,  не связанные с производственной  или коммерческой деятельностью  фирмы, т.е. затраты на содержание  управленческих отделов, освещения,  отопление офисов, услуги связи

5.Балансовый отчет (прогнозный) характеризует финансовое состояние  предприятия на конкретную дату  и показывает финансовые средства  предприятия, фирмы.

6.Составление бюджета  потока денежных средств является  одним из самых важных и  сложных шагов в бюджетировании, так как отдельно рассчитывается  движение денежных средств по  основной, инвестиционной и финансовой  деятельности.

Бюджетирование  на предприятии

Процесс бюджетирования на предприятии объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов, управлению и контролю за выполнением бюджетных показателей.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:

  • планирование с участием всех подразделений;
  • определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
  • обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
  • корректировка планов с учетом предложенных поправок.

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:

1.Генеральные и частные.

2.Гибкие и статические.

При оперативном планировании необходимы разработка целей и постановка задач, которые основываются на текущих  показателях. В этом случае проявляется  преимущество бюджета, с помощью  которого осуществляется не только планирование, но и контроль проводимых мероприятий.

Контрольно-аналитическая  работа на предприятии состоит в  осуществлении систематического контроля над исполнением бюджетов предприятия. Для осуществления контроля над  исполнением бюджетов используется двухуровневая система: нижний уровень  — контроль над исполнением бюджетов структурных подразделений; верхний  уровень — контроль за исполнением консолидированного бюджета.

Элементы системы контроля:

  • объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;
  • субъекты контроля — структурные подразделения, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов;
  • предметы контроля — бюджетные показатели и анализ отклонений бюджетных показателей от фактических;
  • методы контроля — использование математического аппарата (расчет относительных и абсолютных показателей), построение прогнозных моделей, анализ статистических показателей и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Экзаменационный билет№4

  1. Финансовые ресурсы предприятий: роль, значение, источники формирования.

Финансовые ресурсы предприятия  – это денежные средства, имеющиеся  в распоряжении конкретного хозяйственного субъекта. Финансовые ресурсы отражают процесс образования, распределения  и использования доходов предприятия. Финансовые ресурсы обеспечивают кругооборот  основного и оборотного капитала предприятия, взаимоотношения с  государственным бюджетом, банками  и другими организациями.

Источниками финансовых ресурсов предприятия являются:

  • собственные средства;
  • заемные средства

Собственные средства формируются  за счет уставного капитала, добавочного  капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли, амортизационного фонда предприятия, благотворительных, спонсорских взносов, целевогофинансирования и других источников. Собственный капитал (средства) формируется с момента создания предприятия из вкладов учредителей либо путем проведения подписки на акции и принимает форму уставного капитала. Средства уставного капитала направляются на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств, необходимых для нормального функционирования предприятия. Организация уставного капитала, его эффективное использование – одна из главных и важнейших задач финансовой службы предприятия. Уставный капитал предприятия определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.

В процессе производственно-хозяйственной  деятельности предприятие, используя  первоначальный капитал, создает стоимость, выражающуюся в цене реализованной  продукции. После реализации продукции  стоимость принимает денежную форму  – форму выручки, которая делится  на качественно разные составные  части. Часть выручки предприятия  идет на возмещение вложенных затрат (покупка материалов, топлива, комплектующих  изделий, оплата труда работников и  др.), принимающих форму себестоимости. До поступления выручки эти затраты  финансируются за счет оборотных  средств предприятия, авансированных в производство.

Если выручка превышает  себестоимость, финансовый результат  свидетельствует о получении  прибыли. Полученная предприятием прибыль  не остается полностью в его распоряжении: часть ее в виде налогов поступает  в бюджет. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, является основным источником финансирования потребностей и развития предприятия, а также формирования резервного капитала.

Кроме собственных средств, предприятием привлекаются заемные  финансовые ресурсы, так как оно  не всегда может покрыть свои потребности  только за счет собственных источников. Заемные средства – это кредиты, займы, предоставленные банками  и другими организациями, временная  финансовая помощь других предприятий, эмиссия ценных бумаг под конкретные проекты, облигационные займы и  другие источники. Заемные средства для предприятия являются платным  источником финансирования и возвращаются за счет прибыли предприятия.

  1. Задачи, методы и этапы финансового планирования.

Финансовое планирование — это планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств предприятия.

МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 Качество финансовых  планов во многом зависит от  используемых методов планирования.

 Метод планирования  – способы и приемы расчетов  показателей. 

 В части финансового  планирования выделяют шесть  методов обоснования плановых  значений.

1. Экономический анализ. Использование анализа в части  финансового планирования позволяет  оценить его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности  и другие показатели, а затем  по результатам принять обоснованные  финансовые решения. 

2. Нормативный. Данный  метод предполагает расчет планового  показателя на основе заранее  установленных норм и нормативов. В финансовом планировании используется  целая система финансовых нормативов: федеральные, субъектов Федерации,  местные, отраслевые, внутрифирменные  и т. д. Они позволяют предприятиям  более точно рассчитывать финансовые  показатели. Так, зная норматив  и объемный показатель, можно  рассчитать значение показателя  в плановом периоде. 

3. Расчетно-аналитический.  Состоит в том, что на основе  анализа достигнутой величины  финансового показателя, принимающегося  за базу, и индексов его отклонения  в плановом периоде рассчитывается  плановая величина этого показателя.

4. Балансовый. Считается одним  из основных методов планирования. Алгоритм его использования предполагает  балансовое соотношение показателей.  Таким образом, путем построения  баланса осуществляется увязка  имеющихся в наличии финансовых  ресурсов и фактической потребности  в них. При этом балансовое  уравнение может иметь следующий  вид: 

 Он + П = Р + Ок, где Он – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;

П – поступление средств в фонд, руб.; Р – расходование средств фонда, руб.; Ок – остаток средств фонда на конец планового периода, руб.

5. Оптимизация плановых  решений. Необходимость ситуационного  подхода в планировании предполагает  разработку нескольких вариантов  плановых решений. Выбор из  нескольких вариантов осуществляется  на основе различных критериев.  Процесс такого отбора решений  на основе выбранного критерия  называется оптимизацией. В качестве  критериев оптимизации могут  использоваться:

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам организаций"