Шпаргалка по "Финансам организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:00, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и задачи курса.
2. Функции фин-в орг-ций и фин-вые категории.
3. Государственное регулирование фин-в орг-ций.
4. влияние орг-но правовой формы предприятия на строение фин-в
5. Сущность оборотного капитала и кругооборот ОбС.

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по Финансам организации.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

22. Дох-ды организаций:  сущность и хар-ка структуры.

Дох-ды орг-ции – это увеличение эк-ких выгод в рез-те поступления активов и/или погашение обязат-в, приводящее к возрастанию капитала предпр-я. Классификация дох-дов осущ-ся в целях БУ и НУ. В целях БУ дох-ды делятся на дох-ды по обычным видам деят-ти и прочие (операц-е, чрезвыч-е, внереализац-е). В целях НУ дох-ды делятся на дох-ды от реализации ТРУ, имущ-х прав и внереализац-е дох-ды. Дох-ды от обычной деят-ти – дох-ды, формируемые орг-цией, видам эк-кой деят-ти рассматриваемой уставом как основной. В фин-й отчетности отражается выручкой от продаж, показ-ся без НДС, тамож-х и иных платежей. Операционные – поступления, связ-е с предоставлением за плату во врем польз-е активов орг-ции; связ-е с участием в УК др орг-ций. Это поступления от продажи ОС и иных активов – это % за предоставление орг-цией ДС. В фин-й отч-ти дох-ды отраж-ся: 1) %-ми к получению - %, дивиденды по облигациям, депозитам, тов-м кредитам. 2) дох-дами от участия в др орг-циях. 3) прочими операц-ми дох-дами. Внереализац-е дох-ды – штрафы, пени, неустойки, причитающиеся орг-ции, кроме того, прибыль прошлых лет, суммы КЗ по кот-м истек срок исковой давности, курсовые разницы, суммы дооценки активов. Внереализац-е – дох-ды от долевого участия, от продажи иностр-й валюты, от аренды, % по договорам займа/кредита, штрафы, пени и др. Чрезвычайные – поступления, образовавшиеся в рез-те ЧП: страховое возмещение; ст-ть МЦ, остающихся

23. Факторы  формирования дох-дов от реализации  продукции (оказания услуг, вып-я  работ).

Основными факторами, воздействующими на выручку от продаж явл-ся: 1) объем произв-ва; 2) отпускные цены. 1)2) – это факторы 1-го порядка. 3) стр-ра выпуска – фактор 2-го порядка. 1) объем произв-ва оценивается при помощи натуральных, условно-натур-х показ-лей, в ед-цах трудоемкости и по ст-ти. Среди стоимостных пок-лей, оценивающих объем произв-ва выделяется: валовая, товарная и реализованная продукция. Валовая продукция – ст-ть  всей произведенной продукции, включая внутрихоз-й оборот и незаверш-е произв-во. Оценивается в сопоставимых ценах. Товарная продукция – ст-ть произведенной продукции без внутрихоз-го оборота и незаверш-го произв-ва. Оценивается в оптовых ценах текущего года. Реализованная продукция – ст-ть отгруж-х тов-в. Оценивается в действующих ценах текущего года (оптовых или договорных). 2) отпускные цены. Фактор может обеспечивать рост дох-да как наряду с ростом второго фактора (объем произв-ва), так и при его неизменности и даже снижении. Влияние данного фактора на выручку зависит от проводимой предпр-ем политики ценообразования, т.е. от выбранной стратегии, тактики, методов ценообразования определяемых с учетом спроса и предложения. 3) стр-ра выпуска – воздействует на дох-д либо ч/з объем, либо ч/з изм-ние цены.

24. Планирование  дох-дов орг-ции от обычной деятельности.

Перечень дох-дов, признаваемых дох-дами по осн-м видам деят-ти, устан-ся орг-цией самост-но и закрепляется как  элемент учетной политики. В соотв-и  с ПБУ 9/99 дох-дами от обычных видов  деят-ти явл-ся выручка от продажи  продукции и товаров, поступления, связ-е с вып-ем работ, оказанием услуг (далее - выручка). При этом для целей БУ орг-ция самост-но признает поступления дох-дами от обычных видов деят-ти или прочим поступлениям. Решение орг-ции о признании для целей БУ поступлений дох-дами от обычных видов деят-ти или прочими поступлениями должно основываться и на эк-ких значениях того или иного вида дох-дов, систематичности операций по получению тех или иных дох-дов. Порядок оценки величины полученных дох-дов предусмотрен ПБУ 9/99, в соотв-и с кот-м в состав выручки включ-ся все поступления, связ-е с продажей товаров, работ, услуг, в т.ч. суммовые разницы, поступления, вызванные изменением условий дог-в. При этом сумма дох-дов отражается за вычетом НДС, налога с продаж и экспортных пошлин. В орг-циях, предметом деят-ти кот-х явл-ся предост-е за плату во временное польз-е (временное владение и польз-е) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение кот-х связанно с этой деят-тью (арендная плата).В орг-циях, предметом деят-ти кот-х явл-ся предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собств-ти, выручкой считаются поступления, получение кот-х связано с этой деят-тью (лицензионные платежи (включая роялти) за польз-е объектами интеллектуальной собств-ти). В орг-циях, предметом деят-ти кот-х является участие в УК др орг-ций, выручкой счит-ся поступления, получение кот-х связано с этой деят-тью. В соотв-и ПБУ 9/99 выручка принимается к БУ в сумме, исчисленной в ден-м выраж-и, равной величине поступления ден-х средств и иного имущ-ва и (или) величине ДЗ (за исключением поступлений, не признаваемых дох-дом), т. е. в основу опред-я положен принцип допущения временной опред-ти фактов хоз-й деят-ти. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, приним-я к БУ, опред-ся как сумма поступления и ДЗ (в части, не покрытой поступлением).

25. Формир-ие  и распред-е прибыли орг-ций.  Влияние текущего налога на  прибыль на её формир-е. 

Прибыль - это превышение дох-в над расх-ми. Обратное положение наз-ся убытком. С эк-кой точки зрения прибыль - это разность м/у ден-ми поступлениями и ден-ми выплатами. Прибыль явл-ся абсолютным пок-лем эфф-ти произв-ва. Схема формир-я прибыли на предпр-и: Выручка – с/с = Валовая прибыль (убыток) – коммерч-е и упр-е расх-ды = Прибыль от продаж (убыток) + сальдо операц-х Д и Р + сальдо по внереализац-х Д и Р = Прибыль до НО (убыток) – текущий налог на прибыль = Чистая прибыль (убыток).  В состав группы налогов, относимых на фин-е рез-ты, входит налог на имущ-во предпр-й, налог на рекламу, на содерж-е жилищного фонда и объектов соц-но-культурной сферы и сборы на нужды образоват-х учрежд-й, сборы на целевое содерж-е милиции. Существ-м в росс-м законод-ве явл-ся то, что налогом на прибыль облагается не та прибыль, кот-я отражает рез-ты фин-во-хоз-й деят-ти, и показана в бухг-й отч-ти. Исходной базой для исчисления налогооблагаемой прибыли является балансовая прибыль, кот-я корректируется на суммы перерасх-да по лимитируемым статьям затрат, разницы м/у суммой выручки от реализации, начисленной по рын-м и фактич-м ценам (при реализации продукции по ценам ниже себест-ти), списанных на убытки недостач и др. При таких корректировках нередки случаи, когда исчисленный налог на прибыль превышает сумму балансовой прибыли. Следоват-но, источником уплаты такого налога служат вместе с прибылью ОбС предпр-я. Общая ставка налога на прибыль равна 35%. Но она уточняется в завис-ти от источников получения прибыли. Прибыль распределяется м/у гос-вом, собств-ми предпр-я и самим предпр-ем. Пропорции этого распред-я в значит-й мере воздействуют на эфф-ть деят-ти предпр-я как позитивно, так и негативно. Взаимоотнош-я предпр-й и гос-ва по поводу прибыли строятся на основе налогооблож-я прибыли. Распред-е прибыли м/у собств-ми предпр-я и самим предпр-ем зависит от многих фак-в. В период технич-го перевооруж-я и модернизации произв-ва, освоения новых видов продукции предпр-е крайне нуждается в фин-х рес-сах, и предоставить их в первую очередь должны собственники. Это не означает, что они не должны получать дох-д на вложенный капитал. Просто это д.б. отложенные ожидания, т.е. собственники смогут получить свои дивиденды после выхода произв-ва на проектную мощность. Дивиденды за период ожидания не д.б.  меньше %-й ставки на банковский вклад за этот же период, но меньше ставки за кредит. На предпр-и распред-ю подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Распред-е этой части прибыли отражает процесс формир-я целевых фин-х фондов и резервов предпр-я.  Целевые фонды, формир-е из ЧП, явл-ся важным компонентом его фин-й системы. Они предназн-ся для финансир-я производственно-технич-го, соц-го, научного и иного развития, а также решения других задач текущего или перспективного характера. Предпр-ие вправе (непосредственно или по решению собственника) самост-но опред-ть состав, размеры, порядок формир-ия и расх-д-я ср-в этих фондов. Распред-е прибыли, остающейся в распоряж-и предпр-я, регламент-ся внутр-ми док-ми предпр-я, как правило, учетной политикой. Некот-ые аспекты распределит-го процесса фиксир-ся в уставе предпр-я. В соотв-и с уставом на предпр-и создаются фонды накопления, потребления, соц-й сферы. Если фонды не созд-ся, то сост-ся сметы расх-дов на развитие произв-ва, соц-е нужды и матер-е поощрение работников.

26. Рентабельность  орг-ции и показатели их оценки.

Рентабельность – осн-й пок-ль деят-ти предпр-я. Комплексный, кач-й пок-ль, хар-щий эф-ть работы предпр-я. Выделяют общую рентаб-ть (рентаб-ть капитала), рентаб-ть продукции (затрат), рентаб-ть продаж. 1) общая рентаб-ть = прибыль / капитал * 100%. В кач-ве прибыли м.б. прибыль до НО или ЧП. Капитал – величина активов или итог баланса. Общая рентаб-ть хар-ет эф-ть использ-я собств-х и заемных ср-в предпр-я. 2) рентаб-ть продукции (затрат) = прибыль / с/с *100%. Прибылью м.б. прибыль от продаж и прибыль до НО. С/с – полная с/с произведенной и реализованной продукции. Рентаб-ть продукции хар-ет получение прибыли в процессе реализации продукции на ед-цу издержек по осн-й деят-ти предпр-я. 3) рентаб-ть продаж = прибыль / выручка от продаж * 100%. Прибылью м.б. прибыль от продаж, прибыль до НО или ЧП. Если в числителе прибыль от продаж, то пок-ль рентаб-ти хар-ет дох-дность осн-й деят-ти. Если прибыль до НО, то пок-ль рентаб-ти хар-ет вклад осн деят-ти в эф-ть работы предпр-я. Пок-ли рентаб-ти должны оцениваться в сравнении со среднеотраслевыми параметрами, либо с пок-ми предпр-й –

27. Методы планирования  прибыли. 

Требования, учитываемые  при планир-и прибыли предпр-я: 1) предпочтение прогнозному анализу п/д ретроспективным. 2) осн-м подходом в планир-и явл-ся устан-е коридора значений пок-ля, вместо точечных его значений. 3) использ-е имитационного моделир-я – варьирование значениями ключевых пок-лей и опред-е наилучших их комбинаций. Выделяются 3 осн-х метода планир-я прибыли предпр-я (от обычной деят-ти): 1) метод прямого счета (бюджетный). 2) аналитический. 3) планир-е прибыли с применением расчета критич-го объема продаж. 1) по методу прямого счета расчету прибыли предшествует: определение выпуска товарной продукции, определение остатков гот продукции на складе на начало и на конец планового периода, опред-е отгруж-й продукции в плановом периоде. П = П1+Пт – П2, где П – планир-я прибыль. П1 и П2 – прибыль в остатках гот продукции на нач и конец планового периода. Пт – прибыль товарной продукции план-го периода. Пт = кол-во продукции по каждой номенклатуре * последоват-но на цену реализации и на с/с ед изделия. Разница м/у обоими произведениями сост-ет требуемую величину: 1) по 1 виду товара. П = (объем * цена) – (объем * с/с). 2) по всей номенклатуре выпуска. На практике для получения компонентов ф-лы необх-мо сост-ть целый перечень операц-х бюджетов, а именно: бюджет продаж, бюджет произв-ва, затрат сырья и мат-лов, затрат труда, общезаводских накладных расх-дов. Метод применим для огранич-го перечня выпускаемой продукции. 2) аналитический метод построен на применении базы расчета, в кач-ве кот-й могут использ-ся: затраты на 1 т.р. товарной продукции; рентаб-ть; совок-ть отч-х пок-лей деят-ти предпр-я. С учетом затрат на 1т.р. тов продукции прибыль планир-ся по всему выпуску. П = Т * (100-З) / 100, где П – прибыль от выпуска тов продукции. Т- тов-я продукция в ценах реализации. З – затраты на 1т.р. тов продукции. Базовая рентаб-ть = прибыль от тов-го выпуска / с/с за отч период. При использ-и данного метода анализир-ся влияние на прибыль таких факторов как: с/с, цена, ассортимент и кач-во. Этот метод используют при укрупненном планир-и для тех видов эк-кой деят-ти, кот-е выпускают широкий ассортимент продукции или услуг. 3) планир-е прибыли с применением расчета критич объема продаж. Этот метод базир-ся на распределении затрат на пост и переем и позволяет рассчитать требуемые предпр-ю объемы прибыли от продаж с помощью моделир-я оптимальной комбинации: цен, объема произв-ва, переем и пост затрат. Для этого ф-лу критич-го объема продаж видоизменяют след образом: Вк = Сn / n  - исходная ф-ла. Новый вид: Вк = (Сn+П) / n, где Сn – пост расх-ды. n – норма маржинального дох-да. n = (р-Спер) / р или (В – Спер) / выручку. Точность расчета  фин-го рез-та от продаж с примен-ем данного метода зависит: 1) от правильности разделения затрат на переем и пост. 2) от наличия инф-ции, хотя бы по 1 из пок-лей, а именно по изм-нию цен или по изм-нию объема продаж в плановом периоде. 3) от наличия инф-ции по степени завис-ти вышеотмеч-х пок-лей.

28. Политика  ценообразования и ценообразующие  факторы. 

Цена – ден-е выражение ст-ти товара, т.е. та сумма денег, за кот-ю покуп-ль готов купить товар, а производитель продать. Ценовая политика – принципы действий, кот-х придерж-ся предпр-е в сфере устан-я цен. Элементы ценовой политики: 1) ценовая стратегия, тактика. 2) методика устан-я цен. Ценовая стратегия – долгосрочные или среднесрочные решения по устан-ю и изм-ю цен. Она направлена на поддержание конкурентоспособности. Ценовая тактика – мероприятия краткосрочного и разового хар-ра по устан-ю и изм-ю цен. Выработка ценовой политики должна опираться на выявление спроса и предложения на товар. Спрос – это желание и возм-ть купить товар / услугу в опред время и в опред месте. Спрос подкреплен фин-ми возм-ми покуп-ля. Объем спроса – кол-во товара/услуг, кот-е покуп-ль готов приобрести при данных условиях в теч опред промежутка времени. Кол-во спроса зависит от факторов: 1) цены товара; 2) цены на товарозаменители; 3) дох-да покуп-ля; 4) покупательной способности; 5) сезонности потребления; 6) кол-ва покуп-лей. Взаимосвязь м/у объемом спроса и факторами опред-ся общей ф-цией спроса. Объем спроса на товар х в ед-цу времени складывается из: цены на товар х; цен товарозаменителей, взаимодополняющих тов-в; дох-дов покупателя; уровня благосостояния, покупательной способностью; вкусов и предпочтений покупателей; потребительских ожиданий; сезонных потребностей; кол-ва покупателей. Кривая спроса – устан-ет обратно-пропорц-ю завис-ть м/у объемом спроса и ценой. Предложение – кол-во тов-в, кот-е продавцы готовы предложить покупателю в опред время в опред месте. Кол-во предложения зависит от факторов. Эту завис-ть можно выразить общей ф-цией предложения. Объем предложения товаров х в ед-цу времени включает в себя: цену предложения тов-в х; цену товаров конкурентов; уровень технологии произв-ва; налоги и дотации; плата за произв-е рес-сы; кол-во продавцов. Если все факторы, кроме цены предложения товара будут неизменными, то общая ф-ция предложения преобразуется в ф-цию завис-ти предлож-я от цены. Графически завис-ть от цены выраж-ся кривой предлож-я, кот-я хар-ет прямопропорц-ю завис-ть объема предложения от цены. Растет цена, растет объем предложения. Особенность рынка состоит в стремлении устан-я равновесной цены (рын-й цены), кот-я хар-ет соотв-вие объема предложения объему спроса. Точка соединения 2 прямых – рыночная цена.

29. Виды цен  и роль гос-ва в регулировании  цен. 

1) В завис-ти от  сферы товарооборота цены бывают: 1. оптовая – цена реализации продукции партиями (оптовая цена орг-ции производителя = с/с + прибыль; оптовая цена сбытовой орг-ции = цена производителя + надбавка сбытовой орг-ции (издержки обращения сбыт-й орг-ции+ прибыль)). 2. розничная – цена при реализации ед-цы продукции в розничной торговле. Розничная цена = цена сбытовой орг-ции + торг надбавка (издержки обращения + прибыль). 2) По хар-ру обслуживания отраслей и сфер эк-ки: 1. закупочные цены – цены реализации с/х продукции госуд-м коммерч-м орг-циям для послед-й переработки. 2. цены строит-ва (сметная ст-ть; прейскурантная цена; договорная цена). 3. цены промыш-ти – цены по кот-м реализ-ся и закупается продукция промыш-х орг-ций (оптовая цена промыш-го предпр-я; оптовая цена снабженческо-сбытовой орг-ции). 4. транспортные тарифы – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая трансп-ми компаниями с отправителей грузов и населения (тарифы ж/д, морского, речного автотранспорта). 5. цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные, импортные). 6. цены, используемые в учете и статистике (индексы цен, текущие цены, средние цены, сопоставимые и др). Госуд-е регулирование цен включает эк-кие и административные методы. Эк-кие методы: фин-я, налоговая, таможенная, бюджетная политика. Административные методы: установление фиксированных цен и тарифов, определение предельных коэф-в измен-я цен, предельного уровня рентаб-ти, предельной надбавки. В России: установление для предпр-й – монополистов предельных цен, фиксир-х цен, предельных уровней рентаб-ти.

30. Этапы и  методы установления цен на  продукцию (услуги).

В ценообразовательном  процессе выделяют 2 этапа: 1) определение базовой цены (без скидок, надбавок и др). 2) опред-е цены с учетом скидок, надбавок и др. Методы расчета базовой цены: 1) метод полных затрат. 2) метод маржинальных (предельных) издержек. 3) метод ст-ти изделия. 4) метод рентаб-ти инвестиций. 5) метод маркетинг-х (рын-х) оценок. 1) метод полных затрат состоит в след: к полной сумме затрат (пост и перем) добавляют опред-ю сумму, соотв-щую норме прибыли, при этом пост-е расх-ды распред-ся м/у видами производимой продукции след способами: пропорционально з/п осн-х произв-х рабочих, либо пропорц-но машинному времени, либо пропорц-но перем-м затратам и др. Способ распред-я пост-х расх-дов фиксир-ся в учетной политике предпр-я. «+» - данный способ обеспеч-ет полное покрытие затрат и получение планир-го объема прибыли. «-» - не учит-ся элатичность спроса, не обеспечивает стремление к минимизации издержек. Сфера применения: исп-ся при расчете цен на товары пониженной конкурентоспос-ти, а также совершенно новые товары. 2) метод маржинальных (предельных) издержек или метод прямых затрат. К перем-м расх-дам на ед-цу продукции добавляется сумма или %, покрывающий остальные затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли. Расчет цены нач-ся с оценки потенц-го объема продаж по каждой предлагаемой цене. Объем пост-х расх-дов погашается из разницы м/у суммой цен реализации и переменными затратами на произв-во всей продукции. В заруб-й практике это метод директ хостинг или маржинал хостинг. «+» - обеспеч-ет полное покрытие затрат и максим-цию прибыли. Сфера применения: широкое использ-е, однако в наст время примен-ся в пищевом произв-ве. 3) метод стоимости изделия. К полной сумме затрат (на единицу товара)  на покупное сырье, мат-лы, полуфабрикаты добавляют сумму (процент, норму прибыли), соотв-щую вкладу предпр-я в формир-е ст-ти изделия. «+» - учит-ся вклад предпр-я в наращивание ст-ти товара. Сфера применения: при принятии решений об изм-и ассортимента,  при одноразовых заказах. 4) метод рентаб-ти инвестиций.  Основан на том, что проект должен обеспечить рентаб-ть не ниже ст-ти ср-в. К затратам на ед-цу продукции добавляется сумма процентов за кредит.  «+» - единственный метод, учитывающий плотность фин-х ресурсов, необх-х для произв-ва и реализации товара. «-» - высокий % ставок за кредит и неопределенность во времени в условиях инфляции. Сфера применения: примен-ся при принятии решений об объемах произв-ва нового для предпр-я товара с известной рыночной ценой. 5) метод маркетинговых оценок. Покупатель старается выяснить цену, по кот-й покуп-ль определенно берет товар. «+» - обеспечивается равноправие покуп-лей. «-» - неопределенность колич-х оценок, часто цены устан-ся практически произвольно. Сфера применения: в странах развитой рын-й эк-ки примен-ся при размещении гос-х заказов. 

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам организации"