Шпаргалка по финансам и кредиту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 03:04, шпаргалка

Описание работы

Денежное обращение и денежная система 5. Ликвидность
Ликвидность – это способность любого реального актива выступить в роли средства платежа.
Все, что выступает в качестве денег, и есть деньги. Платежным средством может выступить любой актив, на который на рынке имеется спрос. Степень ликвидности означает сравнительную величину затрат обмена данного актива и аналогичных затрат на обмен другого актива (трансакционные издержки).

Файлы: 1 файл

ФиК.docx

— 332.93 Кб (Скачать файл)

4. Изменение учетной ставки ЦБ, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса — с другой. Например, при пассивном сальдо платежного баланса повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая ставка % и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса.

5. Диверсификация валютных резервов — политика государства, банков, ТНК, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых.

Таким образом государство  вырабатывает разнообразные способы  воздействия на определенные статьи платежного баланса и на его состояние  в целом.

-

Валютный  курс – цена единицы валюты одной страны, выраженная в единицах валюты другой страны.

В одних случаях валютный курс показывает цену единицы иностранной  валюты, выраженную в единицах отечественной  валюты. Например, 30 рублей за доллар. В  других случаях могут пользоваться обратной величиной – ценой единицы  национальной валюты, выраженной в  единицах иностранной валюты. Например, 0,03 доллара за рубль. Такой показатель в русскоязычной литературе называют девизным курсом. И ту, и другую величину называют номинальным курсом.

Валютный  курс определяется:

  • покупательской способностью каждой из валют, которая зависит от спроса и предложения товара;
  • их качественных признаков;
  • спроса и предложения национальной валюты на валютном рынке;
  • о6еспеченности валюты национальным богатством страны;
  • устойчивости валюты;

Определение курса национальной денежной единицы в иностранной  валюте на определенный момент времени  называется котировкой. Котировку  валют осуществляют центральные и крупнейшие мировые коммерческие банки.

 

Международные расчёты, расчёты по международным торговым операциям — форма международных валютно-кредитных отношений. Представляет собой совокупность различных форм и методов расчёта по торгово-экономическим операциям между контрагентами из разных стран.

Мировая практика международной  торговли выработала и применяет  следующие основные формы международных  расчётов:

  • Банковский перевод. Представляет собой платную услугу банка, предоставляемую на основе договора, заключённого банком с клиентом. Основным документом по данной форме расчёта выступает платёжное поручение клиента. В платежном поручении клиент указывают сумму в соответствующей валюте, которую он поручает банку перевести на счёт своего торгового партнёра.
  • Инкассо. Представляет собой операцию банка по взысканию с должника клиента на основании предоставленных клиентом финансовых и/или торговых документов определённой денежной суммы в соответствующей валюте. Сумма долга, наименование должника, его местонахождение, платёжные реквизиты содержатся в предоставляемых банку клиентом документов. Выполняя поручение по взысканию с должника в пользу клиента соответствующих денежных средств, банк направляет для оплаты соответствующие документы, на основании которых производится оплата долга. Основным документом по операции в форме инкассо является инкассовое поручение, которое подписывает клиент банка, прикладывая необходимые документы. Расчёты в форме инкассо осуществляются в соответствии с Унифицированными правилами по инкассо.
  • Документарный аккредитив. Представляет собой обязательство банка произвести платёж против надлежащим образом оформленных документов в пользу бенефициара. Банк, который производит платёж по аккредитиву, сверяет комплектность и содержание представленных документов условиям аккредитива. В международных расчётах применется большое разнообразие видов аккредитивов: отзывные и безотзывные; подтверждённые и неподтверждённые; покрытые; делимые; револьверные (возобновляемые); резервные (stand-by); трансферабельные (переводные). Основным документом является заявление на открытие аккредитива, которое по определённым правилам заполняет и подписывает приказодатель по аккредитиву - клиент банка (импортёр), по приказу и на основании инструкций которого действует банк. Расчёты по докуметарному аккредитиву осуществляются в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов.
  • Открытый счёт. Представляет форму расчётов между партнёрами, когда экспортёр отгружает товар импортёру и открывает счёт на покупателя, занося сумму задолженности в дебет счёта. При поступлении платежа за поставленный товар задолженность закрывается[4]. Данная форма расчётов применяется в расчётах между постоянными партнёрами, имеющими высокий уровень доверия друг другу.
  • Кредитные формы расчёта, предполагающие использование кредитных средств обращения и платежа. К ним относятся векселя и чеки. Кроме того, применяются форфейтинг и факторинг.

2. Функции финансов

Финансы представляют собой отношения по созданию и  перераспределению общественных благ и богатств. В этом смысле они тесным образом связаны с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные функции, основной из которых можно назвать функцию всеобщего эквивалента, товара, который служит измерителем ценности и стоимости других товаров, работ и услуг. В отличие от них, финансы представляют собой отношения, т.е. являются инструментом накопления и распределения богатства, что осуществляется, в том числе, при помощи денежных средств.

Финансы - отношения  по:

Созданию и использованию  централизованных фондов государства

Распределению и перераспределению  ресурсов (общественных благ) путем  использования государственного бюджета, территориальных бюджетов и внебюджетных фондов

Созданию и перераспределению  фондов предприятий


Финансы также тесно связаны  с кредитом: последний создает  основу для расширенного воспроизводства  и ускоренного накопления богатства. Через кредитные отношения частично реализуется распределительная  функция финансов и направляется движение денежных и товарных потоков. Здоровое функционирование финансов во многом зависит от состояния денежного  обращения и кредита: чем более  развита денежная и кредитная  системы, тем эффективнее происходит накопление и перераспределение  общественного богатства.

Функции финансов

Распределительная

Контрольная

Регулирующая

В процессе производства и  торговли возникают различные доходы. Однако для целей удовлетворения потребностей общества в развитии требуется  перераспределить часть этих и иных доходов. Это осуществляется путем  изъятия части указанных доходов, создания за счет этих средств фондов и расходования фондов на общественно  полезные цели: образование, медицину, строительство, оборону и т.д.

Контроль за правильностью  аккумулирования и распределения  фондов и ресурсов. Поэтому финансы  позволяют также определить наиболее оптимальные пути расходования аккумулированных средств, с тем, чтобы потребности  общества были удовлетворены максимально.

Предоставлении дотаций  государственным бюджетом.


Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое  не было бы связано с контролем  за формированием и использованием денежных фондов.

С помощью финансов государство  осуществляет распределение общественного  продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи  с этим становится возможным и  необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования  общественного продукта и НД. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций.

В зависимости  от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

¨      общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления);

¨      внутрихозяйственный финансовый контроль (проводится финансовыми службами предприятия);

¨      общественный финансовый контроль;

¨      независимый финансовый контроль (осуществляют аудиторы).

Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной власти и  управления – Федеральное Собрание и его 2 палаты (Государственная Дума и Совет Федераций). Федеральное  Собрание образует Счетную палату как  постоянно действующий орган  государственного финансового контроля. Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ и иных финансово-кредитных учреждениях  РФ.

На региональном уровне финансовый контроль осуществляется как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

Контроль за состоянием республиканского бюджета и его исполнением  осуществляет комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной  Думы РФ.

Министерство финансов РФ осуществляет контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным  обеспечением федерального бюджета  финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена  на органы Федерального казначейства Минфина РФ. Главной задачей Казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов. Эффективный контроль осуществляет и МНС РФ. Главная его задача – контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой  и своевременностью внесения в бюджеты.

По срокам проведения финансовый контроль делится  на:

а) предварительный (производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, проектов бюджетов. Призван не допустить нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов);

б) текущий (осуществляется в процессе выполнения финансовых планов

, его задачей является  своевременный контроль правильности  и целесообразности произведенных  расходов, полученных доходов);

в) последующий (организуется в форме проверок и ревизий  правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение  к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины).

3. Финансовая система 

Финансовая  система представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

-         государственный бюджет                                                   -    государственных

-         внебюджетные фонды                                                         -    муниципальных

-         государственный кредит                                                     -    акционерных

-         фонды страхования                                                              -    частных   

-         фондовый рынок                                                                  -     общественных

Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный  кредит; фонды страхования; фондовый рынок; финансы предприятий.

Все перечисленные финансовые отношения можно разбить на 2 подсистемы:

q       общегосударственные финансы (обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне);

q       финансы хозяйствующих субъектов (используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне).

На уровне государственных  финансов происходят разработка и реализация единой финансовой политики страны, от которой во многом зависит и эффективность  деятельности предприятий.

Общегосударственные фонды денежных ресурсов создаются  путем распределения  и перераспределения НД, созданного в отраслях материального производства.  Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов.

Информация о работе Шпаргалка по финансам и кредиту