Шпаргалка "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы".

Файлы: 1 файл

Шпоры по спецd (1).docx

— 221.17 Кб (Скачать файл)

9) осуществляет  надзор за деятельностью Ко-ий  и банковских групп;

10) регистрирует  эмиссию ценных бумаг КО-ями  в соответствии с федеральными  законами;

11) осуществляет  самостоятельно или по поручению  Прав-ва РФ все виды банковских  операций и иных сделок, необходимых  для выполнения функций БР;

12) организует  и осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль в соответствии  с закон-вом РФ;

13) определяет  порядок осуществления расчетов  с международными орг-ями, иностранными  гос-вами, а также с юр. и физ.  лицами;

14) устанавливает  правила бух. учета и отчетности для банковской системы РФ;

15) устанавливает  и публикует официальные курсы  иностранных валют по отношению  к рублю;

16) принимает  участие в разработке прогноза  платежного баланса РФ и организует  составление платежного баланса  РФ;

17) устанавливает  порядок и условия осуществления  валютными биржами деятельности  по организации проведения операций  по покупке и продаже иностранной  валюты;

18) проводит  анализ и прогнозирование состояния  экономики РФ в целом и по  регионам, прежде всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых и ценовых  отношений, публикует соответствующие  материалы и статистические данные.

Все эти  функции можно свести к 5 основным функциям ЦБ2:

  1. Монопольного денежно-эмиссионного центра.
  2. Банка правительства.
  3. Банка банков.
  4. Проводника официальной денежно-кредитной  и валютной политики.
  5. Органа надзора за банками и финансовыми рынками.

ЦБ-и в настоящее время обладают монопольным правом на выпуск банкнот. В настоящее время наблюдается снижение ф-ии эмиссионной монополии в связи с введением электронных расчетных систем.

Функция банка правительства. ЦБ осуществляет  исполнение гос. бюджета по доходам и расходам, а также яв-ся агентом прав-ва по размещению гос. долга ( осущ-ет выпуск гос. займов, организует подписку и размещение займов среди КБ-ов, страховых компаний..). ЦБ может осущ-ть кредитование прав-ва РФ (предоставление кредитов  минфину).

Ф-я банка банков и расчетного центра.  В наст. время взаимоотношение ЦБ с кредитными учреждениями определяется следующим:

  1. ЦБ для них кредитор последней инстанции,
  2. ЦБ осущ-ет контроль и надзор за банками,
  3. ЦБ выполняет роль регулирующего, контролирующего, исследовательского и информационного центра.

Ф-я органа надзора. Главная цель – поддержание стабильности, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

БР яв-ся юр. лицом. УК и иное имущество БР яв-ся федеральной собственностью. Гос-во не отвечает по обязательствам БР, а БР - по обязательствам гос-ва, если они не приняли на себя такие  обязательства или если иное не предусмотрено  федеральными законами.

БР осущ-ет свои расходы за счет собственных  доходов. БР вправе обращаться за защитой  своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

В своей  деятельности БР подотчетен Гос. Думе, которая назначает на  должность и освобождает председателя ЦБ (по представлению президента РФ), а также назначает и освобождает членов Совета директоров ( по представлению председателя банка согласованному с президентом РФ). Кроме этого Гос. дума назначает и представляет представителей Гос. думы в нац. банковском совете, рассматривает основные направления единой гос. денежно-кредитной политики, годовой отчет БР, аудиторское заключение и принимает по ним решение. На основани предложения нац. банковского совета Гос. дума в праве принять решение о проверке счетной палатой фин.-хозяйственной деятельности БР и его подразделений. Кроме этого Гос. дума заслушивает доклады председателя БР при предоставлени им годового отчета и основных направлений денежно-кредитной политики.

БР может  быть ликвидирован только на основании принятия закона РФ о внесении поправок в Конституцию РФ. 

7. Практика обяз/ резервных  требований в России.

Минимальные резервы – это обязательная норма  вклада КБ-ов в ЦБ-е, устанавливаемая  законодательно с целью ограничения  кредитных возможностей КО-ий, а  также поддерж-я на определенном уровне объема ден. массы в обращении.

 Обязательность  выполнения резервных требований  возникает с момента получения  лицензии ЦБ-а на право совершения соответствующих банковских операций и яв-ся необходимым условием их существования. КО несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов. Этот порядок регламентируется положением «Об обязательных резервах КО-ии, депонируемых в ЦБ-е РФ» от 30.03.96 №37-П.

Размер  обязательных резервов к обязательствам КО-ии, а также порядок их депонирования  в ЦБ устанавливаются Советом  директоров ЦБ. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств КО, они не могут быть единовременно изменены более, чем на 5 пунктов. Территориальные учреждения (РКЦ) не реже 1 раза в квартал производят сплошную или выборочную проверку правильности составления КО-ей расчетов размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в ЦБ, а также проверку достоверности.

В случае несвоевременного выполнения КО-ея резервных  требований с нее взыскивается сумма  недовзноса в обязательные резервы. а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном положением размере, но не более двойной ставки рефинансирования. С 8 июля 2004 г. в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 07.07.2004 г. № 1473-У «Об изменении нормативов об. Рез. КО и проведении внеочередного регулирования размера обязательных резервов» норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц в валюте РФ и по привлеченным средствам юр./физ. лиц в иностранной валюте составляет 3,5 %.

Сумма остатков привлеченных средств, используемых при расчете обязательных резервов, рассчитывается по формуле средней  хронологической за отчетный период месяц:

                                 L1/2 + L2 + L3 + ... + Ln/2

                      Ld = ––––––––––––––––––––––––,  

                                                (n - 1)

где Ld – средние остатки   привлеченных   средств,  используемых  при расчете обязательных резервов, за отчетный период;

L1 – сумма остатков привлеченных средств, используемых при расчете      обязательных  резервов,  на  первую дату  отчетного периода (периода усреднения);

Ln – сумма остатков привлеченных средств, используемых при расчете обязательных   резервов на последнюю дату отчетного периода (периода усреднения);

n – фактическое число календарных дней (дат) в отчетном периоде. n=31 всегда.

Увеличивая  или уменьшая норму резервирования, ЦБ регулирует кредитную активность КБ-ов и контролирует тем самым  предложение денег. Т.о. регулирование  минимальных резервных требований имеет двойное значение:

  1. призвано обеспечить постоянный уровень ликв-сти КБ-ов,
  2. яв-ся важным инструментом Цб по регулированию денежной массы и кредитоспособности КБ-ов.

На размер норм по обязательным резервам влияют также: уровень развития банковской системы и состояние экономики  в целом.

В настоящее  время регулирование производится территориальными учреждениями (РКЦ) совместно  с КБ-ом один раз в месяц по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным. Период регулирования обязательных резервов – три рабочих дня, начиная со дня, установленного кредитной организации для представления Расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России (далее – Расчет), либо со дня утверждения акта проверки.

Согласно  Положению № 255-П, недовзнос – это сумма превышения расчетной величины обязательных резервов над размером обязательных резервов, фактически депонированных кредитной организацией на счетах по учету обязательных резервов, подлежащая перечислению кредитной организацией на указанные счета в период регулирования обязательных резервов.

Расчет  размера обязательных резервов предоставляется  на третий рабочий день месяца, следующего за отчетным.

В период регулирования обязательных резервов кредитная организация обязана  перечислить недовзнос, установленный  в соответствии с представленным ей Расчетом на счета по учету обязательных резервов.

 В  противном случае уполномоченное  учреждение БР осуществляет взыскание недовзноса с корреспонденсткого счета кредитной организации начиная с первого рабочего дня, следующего за периодом регулирования обязательных резервов, до полного его возмещения.

В случае невыполнения или несвоевременного выполнения кредитной организацией резервных требований, с нее взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение  порядка резервирования в установленном  размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

Штраф за нарушение порядка резервирования рассчитывается по формуле:

                                   P × 2 × i

                           S = ––––––––––– ,

           Q × 100

где Р – величина недовзноса (либо сумма превышения усредненной величины обязательных резервов над средней хронологической величиной остатков на корсчете), руб.;

  i – ставка рефинансирования Банка России, % годовых;

Q – количество календарных дней в году.

В целях  предоставления дополнительных возможностей КО-ям по внутримесячному регулированию  их ликвидности БР установлен следующий  облегченный порядок выполнения обязательных резервных требований. КО-я в любой рабочий день может обратиться в РКЦ с просьбой о предоставлении ей в течение календарного года право на внутримесячное (на 1 или более дней в период с 5 по 25 число каждого месяца). Снижение норматива обязательных резервов в размере не более 5 % от суммы обязательных резервов, депонируемых в БР.

Для стимулирования развития какой-либо отрасли ЦБ может  устанавливать дифференцированные нормативы резервирования, то есть для определенной категории кредитных  учреждений норматив устанавливается  ниже, чем для др. учреждений. 

8. Роль ЦБ в организации  безналичных расчетов.

БР занимает особое место в платежной системе  РФ. Являясь оператором собственной  платежной системы, он координирует и регулирует расчетные отношения  в РФ, осуществляет мониторинг деятельности частных платежных систем, определяет основные положения их функционирования, сроки, стандарты осуществления  безналичных платежей, организацию  наличного денежного обращения.

В соответствии с Указанием БР от 14.11.2001 №1050-У  предельный размер расчетов наличными  деньгами между ЮЛ по 1 сделке составляет 60 тыс.руб. Т.о. в настоящее время осн.видом платежей явл-ся безнал. расчеты.

Безнал. расчеты – это денежные расчеты, производимые путем записи на счетах в банках, когда деньги списываются со  счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Для современной рыночной экономики характерны следующие принципы организации денежных расчетов:

1) Безналичные  расчеты реализуются по банковским  счетам, которые открываются клиентом (как ФЛ, так и ЮЛ) для хранения  и перевода средств.

2) Платежи  со  счетов должны осуществляться  только по распоряжению их  владельцев в порядке установленной  очередности платежей и в пределах  остатка средств на счете.

3) Свобода  выбора субъектами рынка форм  безналичных расчетов и закрепление  их в хозяйственном договоре  при невмешательстве банков.

4) Срочность  платежа, что означает осуществление  расчетов строго исходя из  сроков, предусмотренных в хозяйственном,  кредитном, страховом договорах,  инструкциях Минфина РФ, трудовых  соглашениях и т.д.

Информация о работе Шпаргалка "Финансам"