Этапы становления и развития бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.
Целью данной курсовой работы является изучение этапов становления и развития бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение. 3
1. Бюджетная система Российской Федерации. 5
1.1 Российская Федерация как федеративное государство. 5
1.2 Реформирование бюджетной системы Российской Федерации. 10
2. Характеристика доходов и расходов бюджетов разных уровней 14
2.1 Формирование доходов бюджетов 14
2.1 Расходы бюджетов и их особенности 26
3. Внебюджетные фонды 37
3.1 Пенсионный фонд РФ 37
3.1 Фонд социального страхования РФ 43
3.1 Фонд обязательного медицинского страхования в РФ 52
Заключение. 59
Список литературы. 60

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 215.91 Кб (Скачать файл)

_____________________________

* - доходы от размещения  средств Стабилизационного фонда РФ

** - без учета ЕСН,  средств госкорпораций, централизации счетов ФТС, доходов от перечисления части прибыли ЦБ РФ, доходов от управления средствами РФ и ФНБ

*** - снижение ненефтегазовых доходов в % к ВВП связано с проведением ускоренного возмещения НДС крупным налогоплательщикам-экспортерам продукции металлургической, угольной, нефтяной и других отраслей в IV квартале 2008 г. и введением с 1 января 2008 г. поквартальной уплаты НДС. 
 

       
 
 
 

2.2 Расходы  бюджетов и их особенности 
 

     Расходы бюджета — денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.

     Основное  назначение расходов бюджета проявляется  в использовании бюджетных средств  органами государственной власти и  местного самоуправления в ходе их деятельности по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению  обороноспособности и правопорядка в государстве и т. п.

     На  величину и структуру расходов бюджетов оказывают влияние: объем валового внутреннего продукта как основного  источника государственных и  муниципальных финансовых ресурсов; особенности исторического развития государства (например, в периоды  военных действий возникает объективная  необходимость в наращивании  объема бюджетных ресурсов, направляемых на военные цели); социально-экономические  задачи (например, проводимая в Российской Федерации судебная реформа обусловливает  рост бюджетных расходов на судебную власть в связи с увеличением  численности судей, расширением  состава судебных участков, повышением должностных окладов судей и  работников аппарата судов и др.); функции, выполняемые органами государственной  власти и местного самоуправления.

     В соответствии с принципом самостоятельности  бюджетов, установленным в Бюджетном  кодексе РФ (ст. 28, 31 БК РФ), органы государственной  власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления расходования средств соответствующих бюджетов. Многообразие видов расходов бюджетов предусматривает необходимость  их группировки по функциональному и экономическому назначению, а также ведомственной принадлежности.

     Функциональный  состав расходов отражает распределение  бюджетных средств по основным направлениям деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления в  различных сферах жизни общества:

  • осуществление правотворческой, судебной, управленческой, правоохранительной деятельности;
  • реализация социальных прав граждан, устанавливаемых Конституцией РФ, включая права на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, защиту материнства и детства, на жилище;
  • обеспечение внутренней и внешней безопасности государства, международное сотрудничество;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики, научно-технического прогресса;
  • формирование государственных (муниципальных) запасов и резервов;
  • управление государственным (муниципальным) долгом и др.

     Функциональная  структура расходов позволяет раскрыть роль государства в управлении экономикой и социальной сферой общества.

     За  счет средств федерального бюджета  обеспечивается реализация полномочий органов государственной власти РФ по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  РФ. Средства бюджетов субъектов РФ используются на финансирование полномочий органов государственной власти субъектов РФ вне пределов ведения  Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Местные  бюджеты обеспечивают реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

     Иными словами, принцип разграничения  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, установленный  в ст. 5 Конституции РФ, а также  самостоятельность местного самоуправления, гарантированная в ст. 12 и 130 Конституции  РФ, лежат в основе разграничения  расходных полномочий между уровнями власти в Российской Федерации. Основная задача таких разграничений —  закрепление за органами государственной  власти различного уровня и органами местного самоуправления прав и обязанностей по использованию бюджетных средств  в объеме, достаточном для реализации возложенных функций и задач. Объем расходных полномочий, закрепляемых за органом государственной власти либо местного самоуправления, должен соответствовать объему финансовых ресурсов, предоставляемых в его  распоряжение.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 83 БК РФ) в законе (решении) о  бюджете может утверждаться перечень законодательных и иных нормативных  актов, действие которых приостанавливается на очередной финансовый год в  связи с отсутствием средств  на их реализацию. В перспективе исполнение расходных обязательств связывается с их разделением на действующие и вновь принимаемые, что необходимо для выделения ассигнований на новые расходные обязательства в пределах превышения прогнозируемого объема бюджетных доходов над величиной действующих расходных обязательств.

     Из  бюджетов разных уровней бюджетной  системы РФ финансируются следующие  виды расходов:

  • государственная поддержка приоритетных отраслей национальной экономики (в том числе сельского хозяйства, отдельных видов транспорта, связи, дорожного хозяйства, метрополитенов);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • финансирование общего образования по основным образовательным программам;
  • обеспечение социальной защиты населения;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов;
  • иные виды расходов, связанные с реализацией полномочий органов государственной власти по предметам совместного ведения.

     Исключительно из федерального бюджета финансируются  следующие виды расходов:

  • деятельность Президента РФ, федеральных органов законодательной и исполнительной власти;
  • функционирование федеральной судебной системы; международная деятельность (реализация межгосударственных договоров);
  • национальная оборона (содержание Вооруженных Сил РФ);
  • утилизация и ликвидация вооружений;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства (содержание учреждений уголовно-исполнительной системы, деятельность таможенных органов, содержание органов прокуратуры, деятельность органов пограничной службы, обеспечение органов государственной безопасности);
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • исследование и использование космического пространства; государственная поддержка атомной энергетики;
  • конверсия оборонной, угольной промышленности;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; деятельность средств массовой информации Российской Федерации; обеспечение миграционной политики; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • обслуживание государственного долга РФ;
  • пополнение государственных запасов и резервов;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • финансовая поддержка субъектов РФ (ст. 84 БК РФ).

     Основной объем расходов федерального бюджета приходится на финансовую поддержку бюджетов субъектов РФ и отдельных муниципальных образований, а также на обеспечение национальной обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.

     Приоритетные  направления расходов федерального бюджета ежегодно формулируются  в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ и находят  отражение в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики РФ на очередной финансовый год (ст. 182, 192 БК РФ).

     Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются  следующие виды расходов:

  • деятельность президентов республик в составе РФ и глав администраций субъектов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
  • содержание мировых судей и судов субъектов РФ;
  • организация междугородного автомобильного пассажирского транспорта;
  • содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
  • деятельность средств массовой информации субъектов РФ;
  • обеспечение молодежной политики;
  • предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий регионального масштаба;
  • обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
  • проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
  • финансовая поддержка муниципальных образований (ст. 86 БК РФ).

     Состав  расходов местных бюджетов приближен  к сферам деятельности, обеспечивающим удовлетворение потребностей граждан, связанных с их проживанием на территории данного муниципального образования.

     Исключительно за счет средств местных бюджетов финансируются:

    • деятельность органов местного самоуправления;
    • функционирование муниципальных органов охраны общественного порядка;
    • содержание муниципального жилого фонда, благоустройство и озеленение территории муниципального образования и иные мероприятия в области жилищно-коммунального хозяйства;
    • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
    • организация наземного пассажирского транспорта общего пользования;
    • деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, находящихся в муниципальной собственности либо в ведении органов местного самоуправления;
    • деятельность средств массовой информации муниципальных образований;
    • предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий местного масштаба;
    • обслуживание муниципального долга;
    • проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

     В расходной части бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ может быть предусмотрено формирование резервных  фондов. Резервные фонды представляют собой обособленную часть бюджетных  средств, находящихся в распоряжении органов исполнительной власти или  органов местного самоуправления и предназначенных для финансирования непредвиденных расходов. Статьей 81 Бюджетного кодекса РФ образование резервных фондов законодательных (представительных) органов запрещается.

     Традиционно формирование резервных фондов связывается  с необходимостью финансирования расходов на проведение аварийно-спасательных, восстановительных и иных видов  работ, вызванных чрезвычайными  ситуациями и стихийными бедствиями. Между тем содержание непредвиденных расходов не ограничивается их экстренным характером, предполагая финансирование различного рода мероприятий, не предусмотренных  на текущий финансовый год. Иными  словами, за счет резервных фондов обеспечивается финансирование расходов, не предусмотренных  законом (решением) о бюджете и  определяемых решениями органов  исполнительной власти.

     В федеральном бюджете формируются  резервный фонд Президента РФ, резервный  фонд Правительства РФ, резервный  фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Общий размер резервных фондов в  федеральном бюджете не может  превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета (ст. 81 БК РФ). В свою очередь  резервный фонд Президента РФ утверждается в размере не более 1% расходов федерального бюджета (ст. 82 БК РФ). Ограничений по формированию резервных фондов бюджетов субъектов РФ и муниципальных  образований Бюджетным кодексом РФ не предусматривается. Конкретный размер фондов устанавливается ежегодно при  утверждении закона (решения) о бюджете.

     Следуя  принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренному Бюджетным кодексом РФ (ст. 28, 38), функциональная группировка расходов дополняется их ведомственным распределением. Ведомственная структура расходов предусматривает распределение бюджетных средств между органами исполнительной власти, в распоряжение которых они предоставляются, с последующей группировкой расходов в зависимости от их функционального назначения. Таким образом, ведомственная структура расходов позволяет раскрыть состав органов исполнительной власти, осуществляющих расходы одного функционального назначения, так же, как и функциональный состав расходов, осуществляемых органом исполнительной власти и подведомственными ему государственными (муниципальными) учреждениями.

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы РФ