Эмиссия ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 05:36, реферат

Описание работы

Цель работы – характеристика процесса эмиссии ценных бумаз.
Задачи работы – раскрыть сущность и понятие эмиссии, ее виды; охарактеризовать классификацию эмиссии; описать организацию и порядок эмиссии ценных бумаг.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и понятие эмиссии ценных бумаг 4
2. Классификации эмиссии 9
3. Организация и процедура эмиссии ценных бумаг 11
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Эмиссия ценных бумаг Т1517.docx

— 54.40 Кб (Скачать файл)

 


Содержание

 

Введение 3

1. Сущность и понятие эмиссии ценных бумаг 4

2. Классификации эмиссии 9

3. Организация и процедура эмиссии ценных бумаг 11

Заключение 16

Список литературы 17

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования заключается  в следующем. В условиях современной экономики рынок ценных бумаг имеет большое значение для рыночной экономики. Размещать в обращение самые важные виды ценных бумаг, прежде всего акции и облигации, проводится посредством их эмиссии.

Эмиссия представляет собой установленную законом совокупность процедур, которые обеспечивают размещение между инвесторами ценных бумаг.

Основной  целью эмиссии является привлечение эмитентом дополнительного капитала на условиях займа (если выпускаются облигации) или посредством повышения уставного фонда (если выпускаются акции), однако проводится это по правилам и под контролем со стороны государственных органов, которые регулируют рынок ценных бумаг.

Причиной  эмиссии может быть учреждение акционерного общества, изменение номинала выпущенных ранее ценных бумаг, выпуск ценных бумаг с новыми свойствами (правами).

Цель работы – характеристика процесса эмиссии ценных бумаз.

Задачи работы – раскрыть сущность и понятие эмиссии, ее виды; охарактеризовать  классификацию эмиссии; описать организацию и порядок эмиссии ценных бумаг.

Объект исследования – рынок ценных бумаг.

Предмет исследования – организация и развитие эмиссии ценных бумаг.

Методы исследования – анализ специальной литературы, методы индукции и дедукции, метод сравнения.

 

 

 

1. Сущность и понятие эмиссии  ценных бумаг

 

Эмиссию ценных бумаг можно представлять как один из источников финансовых ресурсов, которые привлекаются субъектами для решения каких-либо целей.

Государством  применяется эмиссия собственных бумаг в связи с тем, что значительный рост налогов может привести к снижению экономической активности в государстве, а неподконтрольная эмиссия денежной наличности грозит повышением темпов инфляции. Субъекты РФ и органы местной власти и управления при помощи выпуска своих долговых обязательств могут себе обеспечить и поступление денежных средств в бюджет данного уровня бюджетной системы, и финансовое обеспечение каких-либо инвестиционных проектов. Эмиссия ценных бумаг вместе с прочими источниками финансовых ресурсов является привлекательной для корпораций, потому что в данном случае возможно следующее:

- изменять сроки привлечения нужных сумм денежных средств (без ограниченного срока в случае эмиссии акций) и делать выбор наиболее приемлемого срока (в случае эмиссии облигаций);

- определять приемлемый уровень платы за привлекаемые денежные средства, комбинируя при этом имущественные права, которые закладываются в ценные бумаги;

- повышать объем привлекаемых средств в сравнении с кредитом, который может выдаваться отдельным банком, посредством предложения выпускаемых ценных бумаг возможно неограниченному кругу покупателей.

Эмиссия представляет собой выпуск и размещение ценных бумаг. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» трактует эмиссию как установленную законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, т.е. действия, которые охватывают подготовку к выпуску, сам выпуск ценных бумаг и отчуждение их первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок осуществляемые эмитентом самостоятельно или андеррайтером по договору с ним1.

Эмиссией охватываются только эмиссионные ценные бумаги, что следует из определения эмиссионных бумаг, сюда относятся акции и облигации. Осуществляя эмиссию ценных бумаг, нужно принимать во внимание то, что и инвестор, и эмитент важное значение придают той совокупности имущественных прав, которые за этими бумагами закреплены. В связи с этим у эмитента появляется возможность комбинирования разного типа имущественных прав и этим менять инвестиционные характеристики ценных бумаг, тем самым делая их для инвесторов наиболее привлекательными. В свою очередь, у инвестора возникает возможность сравнения инвестиционных характеристик данных ценных бумаг и выбора тех, которые будут соответствовать его целям инвестирования.

Участниками этого процесса являются: эмитенты; инвесторы; профессиональные участники рынка ценных бумаг, выполняющие посреднические функции; органы, регистрирующие выпуски ценных бумаг2.

Как эмитенты ценных бумаг могут быть: юридические лица (АО, ООО, товарищества, кооперативы и т.д.); государственные органы; субъекты РФ (органы государственной власти, которые уполномочены на составление и (или) исполнение бюджета данного субъекта РФ); муниципальные образования с такого же рода функциями в своей сфере.

Общими целями эмиссии для всех видов эмитентов являются следующие: привлечение нужного объема денежных средств; реконструкция собственности; секьюритизация задолженности; снижение риска; совершенствование финансового планирования и управления; формирование рациональной структуры капитала3.

Основной целью эмиссии нужно считать привлечение необходимого объема денежных средств. Данная цель является наиболее очевидной для всех типов эмитентов.

Остановимся на эмиссии ценных бумаг  акционерными обществами как на наиболее распространенном типе эмиссии.

В современных условиях в РФ эмиссия ценных бумаг акционерного общества для привлечения денежных средств нужна по причине нестабильной экономической ситуации, периодической нехватки собственного капитала, практически полным отсутствием централизованного инвестирования, относительно высокой стоимости кредитов банковских учреждений.

Эмиссия ценных бумаг связана с  первичным рынком. Ею предполагается привлечение денежных средств под ценные бумаги, которые выпускаются эмитентом. Проводя эмиссию собственных ценных бумаг, эмитенту необходимо не только поддерживать вторичный рынок ценных бумаг, но вместе с тем нести обязательства перед новыми покупателями его ценных бумаг. Кто бы ни был в качестве эмитента при проведении эмиссии ценных бумаг, ему необходимо обеспечивать всех потенциальных приобретателей нужными сведениями о предстоящем выпуске. Ему необходимо сообщить о виде выпускаемых ценных бумаг и размере выпуска, имеющихся имущественных правах, каких-либо особенностях размещения и обращения.

При эмиссии ценных бумаг есть посредники, выполняющие роль андеррайтера, т.е. берущие на себя перед эмитентом обязательства по выпуску и размещению ценных бумаг на определенных условиях и за определенное вознаграждение. Андеррайтеру присущи следующие функции (из международной практики):

  1. Анализ эмитента - оценка предложения эмитента, подтверждение возможностей эмитента выполнить те имущественные права, которые могут быть закреплены в выпускаемых ценных бумагах, оценка рейтинга эмитента и его бумаг.
  2. Подготовка эмиссии - оказание помощи эмитенту при установлении цели эмиссии, выборе типа ценных бумаг, подготовке проспекта эмиссии, установлении связи эмитента с ключевыми инвесторами, регистрации выпуска.

3. Размещение ценных бумаг - отчуждение ценных бумаг их первым владельцам на основе заключения гражданско-правовых сделок на согласованных с эмитентом условиях.

4. Послерыночная поддержка - поддержка курса размещенных ценных бумаг в течение года.

5.  Аналитическая и исследовательская поддержка - контроль динамики курса ценных бумаг, выявление факторов, оказывающих влияние на курс.

6. Организация субандеррайтинга, или  институционального размещения. Если андеррайтер, выполняя свои рыночные функции, будет уверен в том, что для компании и для рынка будет выгодно, чтобы компания имела много акционеров, он может быть готов к тому, чтобы предложить часть своих комиссионных другим, разделив с ними груз гарантийной ответственности или, наоборот, заранее разместить (возможно, на условиях «клобэк») часть акций в крупных инвестиционных организациях. («Клобэк» - это процесс, при котором финансовому институту предлагается какое-либо число акций, но в случае, если публичный спрос на них окажется выше предполагавшегося, часть акций забирается у этого инвестора статута обратно и направляется на удовлетворение публичного спроса)4.

В всем мире применяются различные условия соглашений между эмитентом и андеррайтером. В практике российского рынка ценных бумаг используют следующие виды андеррайтинга:

 •  «на базе твердых обязательств», или «с полным финансовым участием». В данном случае по соглашению с эмитентом у андеррайтера есть твердые обязательства по выкупу всего выпуска ценных бумаг по закрепленным ценам для дальнейшей перепродажи привлеченным инвесторам, тем самым принимая на себя финансовые риски по размещению данных ценных бумаг;

 •  «с частичным финансовым участием». По соглашению андеррайтер берет на себя обязательства по выкупу только части выпуска;

  • «на базе лучших усилий», или «без финансовых обязательств». В данном случае по соглашению с эмитентом у андеррайтера нет никаких обязательств по поводу выкупа неразмещенной части выпуска ценных бумаг. При этом все финансовые риски лежат на эмитенте. Нереализованная часть выпуска уходит обратно к эмитенту. Обязательства андеррайтера здесь ограничены усилиями по поводу размещения ценных бумаг, но при этом финансовой ответственности за конечный результат сделки андеррайтер не несет.

Исходя из действующей практики, вознаграждение, которое влимается андеррайтером с эмитентов, находится в пределах от 1 до 7%.

В РФ за регистрацию выпуска ценных бумаг несет отвественность Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Любая эмиссия ценных бумаг неразрывно связана с риском для эмитента. Самыми существенными видами риска являются следующие:

  1. риск ликвидности:

     • уменьшение цены размещения (т.е. эмиссионной стоимости);

     • повышение размера комиссионных андеррайтеру;

2)  временной риск:

• потеря выгодного времени для размещения (нет готовности рынка либо рынок перенасыщен);

3) риск платежа:

• затягивание срока оплаты покупателями ценных бумаг;

•возможность оплаты не только деньгами, но и иными материальными ценностями;

4) операционный риск:

• нет навыков у эмитента;

  • неквалифицированный андеррайтер;

5) риск неразмещения:

  • нет возможности размещения заявленного объема;

• не надо было определять тот объем размещения, при каком эмиссия будет считаться состоявшейся.

Рассмотрим классификацию эмиссии. 

2. Классификации эмиссии

 

Чтобы лучше понять сущность эмиссии, проводимой субъектами хозяйствования, установления ее целей, порядка проведения и характеристика очень важно четко иметь представление об отдельных видах эмиссии.

Очередность проведения как классификационный признак делит эмиссию на первичную и последующие.

Первичная эмиссия есть тогда, когда формируется АО и нужно образовать уставный капитал. На процесс проведения первичной эмиссии влияет способ учредительства, который законодательно установлен в той или иной стране. Во всем мире различают единовременное и постепенное учредительство. Учредительство представляется в качестве первоначального вложения денежных средств в акции, т. е. приобретение акций по их номиналу.

Необходимо  подчеркнуть, что первичная эмиссия  касается исключительно акций и имеет особое значение для акционерных обществ. Последующие эмиссии преследуют более широкий круг целей, так они связаны с финансированием инвестиционной деятельности эмитента и расширением его хозяйственной деятельности. К последующим эмиссиям эмитент прибегает тогда, когда недостаточно внутренних накоплений (собственных средств)5.

По форме осуществления эмиссию делят на открытую и закрытую.

Открытая эмиссия зачастую называется публичной, потому что она предполагает предложение выпускаемых ценных бумаг большому числу потенциальных инвесторов и публичное объявление об эмиссии, которое сопровождается обязательством о раскрытии сведений.

Закрытая эмиссия признается частной, потому что выпускаемые ценные бумаги предлагают заранее установленному кругу инвесторов, в связи с чем при ней не нужно, как правило, брать на себя обязательства по раскрытию информации.

Распределение как эмиссия существует только для акций. Причем распределение акций по учредителям при первичной эмиссии идет по письменному договору, который заключается учредителями между собой.

Между акционерами распределение акций идет при последующих эмиссиях, когда происходит выпуск дополнительных акций. Данный вид эмиссии идет за счет собственного капитала, в связи с чем он не связан с дополнительным привлечением денежных средств. Для акционеров это представляет бесплатный источник получения еще акций к тем, которыми уже они владеют. В связи с выше сказанным, этот вид эмиссии зачастую называется премиальной, эмиссией. Эта эмиссия делает больше размер платного капитала, потому что у эмитента есть обязанность выплаты одинаковых дивидендов как по акциям, за которые инвестором заплачены деньги, так и по акциям, которые им получены бесплатно в качестве премии.

Информация о работе Эмиссия ценных бумаг